Слайд 1Роза Муслухетдиновна Мелекесова,
к.п.н., зав. кафедрой педагогики
и социальных технологий
филиала УдГУ в г.Воткинске
ВЫБОР ТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ начинающего исследователя
http://www.vudgu.ru
Слайд 2 Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
(по А.Н.Новикову)
– наука как процесс
(научная деятельность)
– наука как результат (научные знания)
– наука как социальный институт (сообщество ученых, совокупность научных учреждений и структур научного обслуживания)
Слайд 3Функции науки по отношению к практике
описательная – сбор, и накопление
данных, фактов
объяснительная – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов
обобщающая
– формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты.
предсказательная – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления
предписывающая или нормативная функция науки – научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты
Слайд 4Цели деятельности
практического работника исследователя
получение
высоких результатов обучения и воспитания учащихся
получить новое научное знание.
В
том числе объяснить, почему в том или ином случае получается хороший или плохой результат, и предсказать, в каких случаях результат будет хорошим, а в каких – плохим
Слайд 5Различия практической и научной педагогической деятельности
Слайд 6Учебно-исследовательская деятельность
Деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу
с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных
для исследования в научной сфере.
Слайд 8Мотивация НИР
ВЫГОДЫ
МОРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЬНЫЕ
МОТИВЫ
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ
Слайд 9Цели исследовательской деятельности
Поэтапное развитие способностей к научному творчеству:
умение осуществлять
поиск, выбор, анализ, систематизацию информации;
умение формулировать суждения и выводы,
логически последовательно и доказательно их излагать
1 этап 2 этап 3 этап
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
способный осознанно применять полученные знания на практике
креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества;
владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
мотивированный на творчество и инновационную деятельность
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
Слайд 12ПРОТИВОРЕЧИЯ
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАДАЧИ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Постановка задачи
Слайд 13Определение темы НИР
ТЕМА НИР
(в приближении)
ПРОТИВОРЕЧИЕ
(как результат изменений)
АКТУАЛЬНОСТЬ
(как
необходимость, своевременность и значимость)
ПРОБЛЕМА
(как осознанное противоречие)
Слайд 14подумать
Тема как направление
Тема как формулировка
Слайд 15Противоречие
Противоречие чаще всего возникает в результате изменений или открытия
новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических
представлений, т.е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.
Слайд 17Проблема исследования
Проблема – это «знание о незнании»
А.П. Хилькевич
Научная проблема– это
осознанное противоречие между запросами практики (по отношению к теории) и
возможностями теории в ответе на эти запросы.
В.С. Леднев
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема – это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
А.Н.Новиков
Слайд 18ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного
вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование
проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
Слайд 19Актуальность исследования
необходимость
своевременность
Существование практической потребности в решении проблемы.
Слабая разработанность проблемы
в науке.
Наличие противоречивых подходов.
Решение проблемы положительно скажется на
различных сторонах практики.
Разработка темы может дополнить представления по ряду теоретических вопросов.
Открываются новые перспективы для прикладных исследований.
значимость
Слайд 20 Тема НИР – ракурс, в котором рассматривается проблема.
Практический выбор
– узкоспециальная тема с большим выходом в практику
Стратегический выбор
направления научных поисков тема чисто научная, но очень перспективная и плодотворная теоретически
Слайд 21Правила выбора темы НИР
Специализация
Кругозор
Компетенция
Тема должна быть
Интересна
Полезна
Оригинальна
Относительно быстро
выполнима
Возможный уровень решения.
Желание и возможности.
Слайд 22Группы тем для исследовательской работы
Фантастические – темы, ориентированные на разработку
несуществующих, фантастических объектов и явлений;
Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных
наблюдений и экспериментов;
Теоретические – это группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Слайд 23Проблема выбора темы НИР
Учащийся должен ответить на вопросы:
1) какое направление
(тему) я выберу? (друзья, руководитель, сам).
2) каким будет вид моей
работы? (исследовательская работа, реферат и др.).
3) как я буду её выполнять? – один или в группе?
4) когда я буду её выполнять – в течение года или летом?
5) где я буду её выполнять? – в школе (на работе), в ВУЗе под руководством преподавателя, в учреждениях дополнительного образования, самостоятельно.
Слайд 24Критерии выбора темы
тема не должна вызывать очень больших сложностей
у ее автора;
по теме уже имеются определенные наработки;
наличие у самого
исследователя определенного опыта работы именно в этой области познаний и способностей;
тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписываться в его общую перспективу профессионально развития, соответствовать способностям и знаниям исследователя;
тема интересна как и ученику, так и педагогу;
предпочтительно брать тему сравнительно узкого плана, которую предстоит разработать глубоко и всесторонне;
нежелательно брать слишком масштабные или сложные темы..
нельзя брать тему уже изученную другими исследователями и являющуюся неизвестной только лишь для некоторых начинающих исследователей;
тема должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях какого-либо процесса или явления их влиянии одного на другое, сравнении и т.п.;
тема должна быть актуальной и соответствовать требованиям науки и практики.
Слайд 25Требования к формулировкам
название исследовательской работы является точной формулировкой темы;
тема
должна быть сформулирована по возможности лаконично, но при этом не
должна быть слишком короткой, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны;
не рекомендуется для наименования темы брать какие-либо поэтические сроки или слова пословиц и поговорок. Если Вы все же выбрали название своего исследования именно такие слова, то в этом случае в скобках обычно добавляют небольшой подзаголовок (обычно до 5 слов), раскрывающий суть исследования.
Слайд 26ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕМА
ПРЕДМЕТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЪЕКТ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ФОРМУЛИРОВКА
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
(СЛОВОСОЧЕТАНИЕ)
Слайд 27Типичные ошибки при формулир-и тем
(по Н.И.Запрудскому)
Слайд 28Конструктор названий научных работ (по Зачёсовой Е.В.)
Правильно сформулированная тема
должна включать направленность, объект и предмет исследования.
Слайд 30 Результат любой научной работы, любого исследования должен быть обязательно оформлен
в письменном виде
Только в письменном
виде можно изложить свои идеи и
результаты на строго научном языке
Цель научной работы – получить и довести до людей новое
научное знание
Слайд 31ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
Оформление результатов работы
ДОКЛАД (или ОТЧЕТ)
СТАТЬЯ
РЕФЕРАТ
публичное, развёрнутое,
официальное, сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных
краткое
изложение процесса научного исследования и/или формулировка основных результатов научного исследования
краткое изложение в письменном виде результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников.
это законченное и логически цельное произведение, посвященное конкретной проблеме, входящей в круг проблем, связанных с темой исследования
Слайд 32Научные мероприятия филиала
«Открытый университет» 23.01
Научно-педагогический исследовательский семинар с 08.02
Конференция «Молодежь.
Наука. Современность» 10.04 (заявки до 10.03)
Ярмарка IT-проектов 16.03 (заявки до
25.02)
Фестиваль творчества школьников
и студентов на иностранных языках
«Евровидение» 02.03 (заявки до 11.02)
Открытые занятия для школьников 01.02 (заявки до 29.01)
http://www.vudgu.ru