Слайд 1ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Штейникова С.Л.
Учитель-логопед МОБУ
«ООШ №5»
Слайд 2 Инновационные технологии –
это внедрённые, новые, обладающие повышенной
эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности
педагога.
Слайд 3ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЛОГОПЕДИИ:
арт - терапевтические технологии;
современные технологии
логопедического и пальцевого массажа;
телесноориентированные техники;
«Су – Джок» –терапия;
криотерапия;
информационные
технологии.
Слайд 4Виды арт-терапии:
музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах);
изо-терапия (нетрадиционные
техники рисования);
кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика);
сказкотерапия;
куклотератия;
мнемотехника;
креативная
игротерапия (песочная терапия);
смехотерапия;
ароматерапия;
цветотерапия (хромотерапия).
Слайд 5 «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения.
В особой символической форме:
через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку
дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Слайд 6Музыкотерапия –
метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
В зависимости от мелодии, её ритмической
основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты.
Слайд 7Коррекционные задачи музыкотерапии:
нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация
биоритма;
стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
улучшение общего состояния детей;
улучшение
исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
Слайд 8
коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
стимуляции речевой функции;
нормализация просодической стороны
речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
формирование навыков словообразования;
формирование слоговой структуры
слова.
Слайд 9Элементы музыкотерапии
Во время проведения расслабляющего логопедического
массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного
– произведения, оказывающие тонизирующее действие.
Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.
Слайд 10Техники изо-терапии,
используемые для развития речи:
техника «кляксография»;
пальцевая живопись;
рисование
мягкой бумагой;
рисование тычком жёсткой полусухой кистью;
рисование на стекле;
ниткография;
Слайд 11рисование на манке;
техника рисования листьями, палочками, камушками и т.п.;
техника отпечатывания
ватой;
техника «оттиск пробками»;
рисование ладонями.
Слайд 12Телесноориентированные техники:
биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти
руки;
растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела,
нормализуют гипертонус и гипотонус мышц;
упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;
дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Слайд 13
Кинезиологические упражнения –
это комплекс движений, позволяющих активизировать
межполушарное взаимодействие:
развивают мозолистое тело,
повышают стрессоустойчивость,
улучшают мыслительную деятельность,
способствуют улучшению памяти
и внимания.
Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др.
Слайд 14Логопедический массаж
Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает
нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению
сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.
Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи.
Слайд 15Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный
массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж чётками;
Слайд 16массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж зондами, зондозаменителями;
массаж приборами Су-Джок
терапии.
Слайд 17Логоритмика
- это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых
игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.
Слайд 18 Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик
коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.
Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.
Слайд 19 Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для
речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь
с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.
Слайд 20Коррекционные задачи сказкотерапии:
создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
совершенствование лексико-грамматических средств языка;
совершенствование звуковой стороны речи;
развитие диалогической
и монологической речи;
эффективность игровой мотивации детской речи;
взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Слайд 21Элементы сказкотерапии:
сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
создание
на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
приобщение
детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Слайд 22 Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в
качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия
ребенка и взрослого.
Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтную ситуацию в коллективной деятельности.
Слайд 23Мнемотехника
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих
объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в
развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Слайд 24 Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение).
Таким
образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд 25Мнемотехника
Две руки (звуки р, р’)
Колобок (звуки л, л’)
Слайд 26Песочная терапия
- метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи
и развитию эмоционально-волевой сферы.
Слайд 27Песочная терапия способствует:
совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные
и невербальные средства;
обогащению словарного запаса;
развитию связной речи;
побуждению детей к
активным действиям и концентрации внимания;
развитию фантазии и образного мышления.
Слайд 28 Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять
блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности.
Юмор и смех
поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.
Слайд 29 Ароматерапия – это применение эфирных масел и
масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека.
Запахи
управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.
Виды ароматерапии:
ванны;
распыление;
ингаляциия;
массаж.
Слайд 30 Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма
с помощью специально подобранного цвета.
Цвет влияет на
состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.
Слайд 31Информационная технология обучения
– это педагогическая технология, использующая
специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства,
компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Слайд 32Возможности использования ИТ в логопедии:
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация
объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной
игровой деятельности;
возможность быстрого
создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических
компонентов речи;
расширение спектра
невебральных заданий;
Слайд 33обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
значительные
возможности в развитии ВПФ: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции
мышления и речи;
за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.