Разделы презентаций


Использование изотерапии в работе с умственно отсталыми детьми

Содержание

Изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декора- тивно-прикладным искусством и т.д. Изотерапия - ведущий метод арттерапии в работе с детьми дош- кольного возраста

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Использование изотерапии в работе с умственно отсталыми детьми

Использование изотерапии в работе с умственно отсталыми детьми

Слайд 2Изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием,

лепкой, декора- тивно-прикладным искусством и т.д.
Изотерапия - ведущий

метод арттерапии в работе с детьми дош- кольного возраста
Изотерапия (рисуночная терапия) – коррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декора- тивно-прикладным искусством и т.д.

Слайд 3Различия изотерапии и уроков рисования:
1) различие целей и задач:

в изотерапии – это задачи самовыраже- ния в рисунке, символического

моделирования и разрешения конф- ликтной ситуации, а на уроках рисования – задачи овладения сред- ствами и техниками изображения;
2) различие в продуктах изобразительной деятельности: в изотера- пии качество рисунка не является существенным критерием его оцен- ки, здесь каждый рисунок обладает самоценностью, связанной с пос- ледовательностью этапов разрешения межличностных и внутренних личностных проблем ребенка. На учебных занятиях, напротив, глав- ное внимание при анализе рисунка ребенка уделяется мере и качеству усвоения им системы изобразительных средств;
3) отличие функций, осуществляемых взрослым: педагогом – в учебном (дидактическом) рисовании и психологом в изотерапии. На учебных занятиях эти функции сводятся к демонстрации ребенком воз- можностей и техники новых способов и средств изображения и орга- низации процесса их условия. В изотерапии взрослый выступает как организатор процесса самовыражения, носитель адекватных способов действий с изобразительным материалом, посредник и партнер в осоз- нании и разрешении проблемных ситуаций.
Различия изотерапии и уроков рисования: 1) различие целей и задач: в изотерапии – это задачи самовыраже- ния

Слайд 4Обычно тема рисования охватывает:
1. Собственное прошлое и настоящее («Мой обычный

день», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»,

«Я и дети» и т.п.).
2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть», «Три желания», «Любовь», «Зависть, «Страх» и т.д.).
3. Отношения в группе («Что мне дала группа, а я ей», «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.).
Обычно тема рисования охватывает:1. Собственное прошлое и настоящее («Мой обычный день», «Ситуации в жизни, в которых я

Слайд 5Методики изотерапии
В проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила):


1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально,

а обсуждение происходит в группе. Тема или задается, или выбирается членами группы самостоятельно. На ри- сование выделяется 30 мин, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом – автор. Обсуждаются расхождения в интерпретации рисунка
Методики изотерапииВ проективном рисовании используются следующие методики (классификация С. Кратохвила): 1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет).

Слайд 62. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары

свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему,

при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, они общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит обсуждение процесса рисования. При этом обсуждаются не художественные достоинства созданного произведения, а те мысли, чувства по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу в процессе рисования.
3. Совместное рисование: несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончанию рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует

Слайд 74. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу – один начинает

рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д. Обсуждение членами группы

авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.
4. Дополнительное рисование: рисунок посылается по кругу – один начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавляя, и т.д.

Слайд 8Способы работы с готовым рисунком
1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр

и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительно- го содержания.


2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании). При интерпретации проективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.
Способы работы с готовым рисунком1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и

Слайд 9В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности Э.

Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии:
1.

Каракули – бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы.
В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности Э. Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для

Слайд 102. Схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные изображения.
3. Пиктограммы,

т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению

к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отношение ребенка к миру, недостаточно «открыты» для коммуникации с миром, и их понимание нуждается в объяснениях и интерпретации рисунка самим автором. Имен- но это обстоятельство затрудняет процесс изотерапии, поскольку далеко не всегда ребенок осознает свою позицию в конфликте и свое отношение к тому или иному жизненному событию и его участникам.

2. Схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные изображения. 3. Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его

Слайд 114. Художественные образы, обладающие эстетический ценностью и обеспечивающие возможность катарсиса,

опредмечивают аффективные переживания автора в форме, понятной зрителем без дополнительных

разъяснений. В рисунках детей могут доминировать различные типы изображения, отражающие возрастную динамику изобразительной деятельности и индивидуально-личностные особенности переживания ребенком своих отношений с миром.
4. Художественные образы, обладающие эстетический ценностью и обеспечивающие возможность катарсиса, опредмечивают аффективные переживания автора в форме, понятной

Слайд 12Основные формы изотерапии.
Оборудование арттерапевтического кабинета. Можно использовать разные подходы к

классификации форм арттерапии, например, выделить клиническую, психодинамическую, гуманистическую и другие

ее модели. Содержание и формы арттерапевтической работы могут различаться в зависимости от той или иной группы клиентов (например, психиатрические больные, лица с пограничными расстройствами, клиенты, мотивированные к «личностному росту», клинически здоровые люди и т.д.). Формы работы будут также отличаться при работе с детьми, подростками или взрослыми. Но, тем 91 не менее, основными вариантами арртерапевтической работы являются индивидуальная и групповая изотерапия (Копытин А.И.).
Основные формы изотерапии.Оборудование арттерапевтического кабинета. Можно использовать разные подходы к классификации форм арттерапии, например, выделить клиническую, психодинамическую,

Слайд 13Основная задача проективного рисования – выявление и осознание трудно вербализуемых

проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться

переключения внима- ния клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Темы подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли, и могут касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем
Основная задача проективного рисования – выявление и осознание трудно вербализуемых проблем, переживаний клиентов. Управляя и направляя тематику

Слайд 14Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей

с данным видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистика

по всем странам мира. В результате, на первый план выходит задача создания условий для всесторонней коррекции нарушений развития и повышения уровня адаптированности детей с умственной отсталостью.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с данным видом аномалий не уменьшается. Об

Слайд 15Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить

свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать

мечты и надежды, а также - освободиться от негативных переживаний прошлого. Это не только отражение в сознании окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.
Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим

Слайд 16Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все

больше ориентируются на использование искусства в процессе обучения и воспитания

детей с проблемами. Наиболее важную роль искусства в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии указывали представители зарубежной специальной педагогики прошлого Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л. С. Выготский, А. И. Граборов, В. П. Кащенко.
Современные психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства в процессе

Слайд 17Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта.

В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной

для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная изобразительная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.
Изобразительная деятельность является одной из форм усвоения ребенком социального опыта. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической

Слайд 18Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они

составляют, по данным Всемирной 4 организации здравоохранения, примерно 1-3 %

от общей детской популяции. Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений.
Умственно отсталые дети - наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют, по данным Всемирной 4 организации здравоохранения,

Слайд 19Изобразительная деятельность умственно отсталых детей достаточно изучена с точки зрения

особенностей рисунков умственно отсталых, содержания коррекционно-воспитательной работы и методики ее

проведения.
Умственная отсталость оказывает значительное влияние на уровень развития изобразительной деятельности детей, в связи с чем, необходимо своевременная специально направленная коррекционно-воспитательная работа на занятиях изобразительным искусством.
Изобразительная деятельность умственно отсталых детей достаточно изучена с точки зрения особенностей рисунков умственно отсталых, содержания коррекционно-воспитательной работы

Слайд 20Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей чаще всего рассматривают в

соответствии с тремя степенями их интеллектуального развития.

Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей чаще всего рассматривают в соответствии с тремя степенями их интеллектуального развития.

Слайд 21При глубокой степени олигофрении (идиотии) черкание карандашом в подавляющем большинстве

случаев невозможно: для этого нет ни физических возможностей, ни потребности

к черканию. Ребенок черкает лишь при усиленном побуждении со стороны взрослых, и если и начинает подражать действию другого человека, то очень быстро бросает карандаш. У детей-идиотов абсолютно исключается рисование, и даже возможность черкания, то есть та деятельность, которая способствует развитию ориентировочной активности в технике рисования у нормальных детей раннего возраста.
При глубокой степени олигофрении (идиотии) черкание карандашом в подавляющем большинстве случаев невозможно: для этого нет ни физических

Слайд 22Имбецилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом

и бумагой, не любят черкать, начав наносить каракули, быстро прекращают

эти действия. Особенностью большого числа имбецилов является внешняя подражательность движениям другого человека. Именно благодаря этой удивительной внешней подражательности ребенок воспроизводит рисунки других людей. Однако при изображении имбецил воспроизводит не графический образ, а действия человека, который рисовал этот образец, поэтому изображение не получается.
Имбецилы, в отличие от нормальных детей, чрезвычайно пассивны с карандашом и бумагой, не любят черкать, начав наносить

Слайд 23Среди особенностей передачи формы изображаемых предметов детей -дебилов можно назвать:

примитивность и схематичность, статичность, стереотипность изображения. Главное изобразительно- графическое средство,

преобладающее у подавляющего большинства умственно отсталых учащихся - «проволочная линия». Однако такой 6 вид графического изображения как контурный рисунок у большинства умственно отсталых школьников способен эволюционировать на протяжении обучения. Кроме этого, следует отметить способы применения симметрии в изображениях, когда дети-дебилы используют этот закон при рисовании деревьев, домов и других простых предметов, но не могут достроить заданное симметричное изображение по его половины.
Среди особенностей передачи формы изображаемых предметов детей -дебилов можно назвать: примитивность и схематичность, статичность, стереотипность изображения. Главное

Слайд 24Многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего

школьного возраста можно частично преодолеть, сформировать стойкий интерес к рисованию,

занятиям с кубиками, повысить осмысленность и общую направленность деятельности. Дети - олигофрены к старшему дошкольному возрасту оказываются способными рисовать долго, с увлечением, выполнять изображения не только отдельных предметов, но и создавать рисунки по сюжетам знакомых сказок (без подсказки взрослого), а также по своему изобразительно-игровому замыслу.
Многие из перечисленных недостатков изобразительной деятельности умственно отсталых детей младшего школьного возраста можно частично преодолеть, сформировать стойкий

Слайд 25«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее

точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество можно назвать универсальным

средством визуального общения. Посредствам ее реализуется богатый, исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально-личностном развитии человека.
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт-терапии. Изобразительное творчество

Слайд 26Цели изотерапии
Комплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, гармонизации развития личности

через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Цели изотерапииКомплексное психокоррекционное, психопрофилактическое и развивающее воздействие, гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Слайд 27Задачи изотерапии
обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях

агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы.
облегчить процесс коммуникации для

замкнутых, стеснительных или слабо ориентированных на сверстников детей.
создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
оказывать дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний: создавать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций;
повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком
Задачи изотерапииобеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему даже в случаях агрессивных проявлений социально приемлемые допустимые формы. облегчить

Слайд 28Примерные задания
«Лепим свой страх»
Дети должны вылепить из пластилина свои страхи.


«Несуществующее животное.
Детям предлагается тест
“ Несуществующее животное”.
и др.

задания


Примерные задания«Лепим свой страх»Дети должны вылепить из пластилина свои страхи. «Несуществующее животное. Детям предлагается тест “ Несуществующее

Слайд 29Изотерапия при работе с дошкольниками предоставляет её участникам дополнительные возможности

для самовыражения и воздействует на эмоционально- аффективную сферу ребенка.
А

так же положительно влияет на внутригрупповую коммуникацию, повышает самооценку детей, помогает моделировать и «проигрывать» различные проблемные ситуации, формируя адекватную социальную компетентность личности.
Изотерапия при работе с дошкольниками предоставляет её участникам дополнительные возможности для самовыражения и воздействует на эмоционально- аффективную

Слайд 30Литература
1. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского Ростов-н/Д., 1998.
2.

Леви В. Приручение страха. М., 2009.
3. Введение в психологию /

под ред. А.В. Петровского М., 1995.
4. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.
5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб., 1998.
6. Киселева М. В. Арттерапия в работе с детьми. СПб., 2008.
7. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах // Теория и практика. Славянск-на-Кубани, 2007.
9. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей. Ростов-н/Д., 2008.
10. Школьный психолог № 21. Психологические технологии // Программа Л. Новиковой и Ю. Царьковой. М., 2006.
11. Дорохов М.Б. Коррекция детских расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии. СПб., 2008.
12. См.: Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми. СПб., 2008.
13. Давлетова А. И. Психотерапия: курс лекций. Славянск-на-Кубани, 2009. Ч. 1
14. СлюсареваЕлена Сергеевна, Козловская Галина Юрьевна : МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
15. Поздняков С.А. Исследование точности измерения латентных переменных в образовании. Славянск-на-Кубани, 2007.

Литература1. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского Ростов-н/Д., 1998.2. Леви В. Приручение страха. М., 2009.3. Введение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика