Слайд 1Использование метода сенсомоторной интеграции
Слайд 2Сенсомоторная коррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, и воздействий на
тело ребенка, позволяющий развить проблемные, отстающие функции головного мозга, которые
выявлены в процессе комплексного обследования (Диагностический опросник Э. Дж. Айрес, Оценочные шкалы для определения уровня психофизического развития дошкольника. Авторы - Э. М. Кафъян, Р. Н. Азарян).
Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной литературе этот метод упоминается еще как метод замещающего онтогенеза. В данный момент метод широко применяется и становится все более популярным, т. к. дает хороший коррекционный эффект в работе с детьми РАС.
Метод сенсомоторной интеграции – через двигательные и сенсорные воздействия влиять на психику в целом.
Слайд 3Методологические основы сенсомоторной интеграции
Принцип динамической мозговой организации (А.Р. Лурия) психических
функций и теория функциональных систем (П.К.Анохин)
Теория развития ВПФ (Л.С. Выготского)
Теория
уровневой иерархической организации движений (Н.А. Бернштейн)
Слайд 4Функциональные блоки мозга
1 блок – регуляция активности мозга
2 блок - приема,
переработки и хранения информации
3 блок – программирования, регуляции и контроля
деятельности
Слайд 51 энергетический блок
Морфологически сформированы с рождения
Функционально оформляются в
первый год жизни
Слайд 6Теменная область - общечувствительная кора
Затылочная область -зрительная кора
Височная область –
слуховая кора
Первичные поля – зрелость в первый год жизни, принимают
приходящую
из вне информацию
Вторичные ассоциативные поля созревают с 2 до 5 лет, процессы перцеции в пределах отдельных модальностей и выполнение
последовательных действий
Третичные ассоциативные поля
– синтез разномодальной
информации
2 блок- приема, переработки и хранения информации
Слайд 73 блок
Передняя ассоциативная
область отвечает за
произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности,
включающей выбор необходимой для этой деятельности информации, формировании на её
основе программ деятельности и контроль за протеканием.
Слайд 8Созревание мозга идет снизу вверх с право на лево
Норма
3
2
1
РАС
3
2
1
Слайд 9ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОВНЯ ПОСТРОЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ ПРИ АУТИЗМЕ
При аутизме в уровневой
организации движений сохраняется активность ранних уровней формирования психо-моторных функций
Более высокоорганизованные
уровни остаются структурно незрелыми, что приводит к однообразным действиям, представляющим собой стереотипные манипуляции с неигровым материалом. Дети могут часами однообразно вертеть предметы, перекладывать их с места на место, переливать жидкость из одной посуды в другую.
Стереотипные движения детей носят аутостимулирующую функцию.
Наблюдаемые своеобразные непроизвольные двигательные перцептивные поведенческие и речевые стереотипии (в частности ритуальные передвижения в помещении, манеризмы, эгоцентрическая речь) свидетельствуют о наличии процесса аномального развития функциональных систем.
Слайд 10Сенсомоторная коррекция необходима детям с РАС, у которых повышенный или
пониженный мышечный тонус, гиперактивность или, наоборот, чрезмерная медлительность, нарушения координации
движений и ориентации в пространстве и во времени, быстрая утомляемость, проблемы с речью, вниманием, памятью или другие трудности.
Слайд 11Сенсомоторная интеграция
Цель: преодоление дефицитарности
субкортикальных структур (обеспечение адаптационных реакций в детском
возрасте)
Принцип: через двигательные и сенсорные способы коррекционного воздействия оптимизировать
функционирование психики
ребенка
Объект коррекции: психические нарушения у детей с ГРДВ, ЗПР, психосоматические нарушения, РДА
Слайд 12Применение метода сенсомоторной коррекции при аутизме
Классифицировать аутистические нарушения (выделить задачи
коррекционного воздействия)
Составить оптимальный комплекс упражнений для каждой группы
Выделить коррекционные принципы,
оптимальные для аутистических нарушений
Оценить факторы влияющие на эффективность метода сенсомоторной коррекции
Определить противопоказания применения метода сенсомоторной коррекции
Слайд 13Применение метода сенсомоторной интеграции в групповых занятиях с детьми с
РАС
Слайд 14Цели и задачи курса сенсомоторной интеграции
Реализация системного
подхода к коррекции, в
котором двигательные и когнитивные методы
применяются в комплексе
Коррекция когнитивных процессов
Психомоторная коррекция
Развитие
мозгового обеспечения
психического онтогенеза
Гармонизация активности головного мозга
Коррекция и развитие анализаторных систем
Коррекция и развитие систем, регулирующих деятельность
Слайд 15Сенсомоторная интеграция
Сенсомоторное обеспечение психических
процессов (1 ФБМ)
Смыслообразующая функция психических
процессов (3 ФБМ)
Операциональное
обеспечение
психических
процессов (2 ФБМ)
Слайд 16Схема построения занятия
Приветствие (Коммуникативные навыки)
Разминка (Оптимизация и стабилизация общего тонуса
тела, 1 ФБМ)
Двигательные упражнения (Расширение сенсомоторного репертуара, 1 ФБМ)
Упражнения, направленные
на развитие операционального
обеспечения психических процессов (2 ФБМ)
Упражнения, направленные на развитие смыслообразующей функции психических процессов (3 ФБМ)
Самомассаж или релаксационные упражнения (Оптимизация
и стабилизация общего тонуса тела, 1 ФБМ)
Выбор понравившегося упражнения/игры (Инициация)
Слайд 17Сенсомоторное обеспечение психических процессов (1 ФБМ)
Оптимальный расход собственной энергии
Общая гармонизация
соматического состояния
Преодоление ригидных телесных установок, блоков, зажимов
Динамическая организация мозговых структур
и взаимодействий (нейронные и межполушарные связи)
Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела
Массаж и самомассаж
Расширение сенсомоторного репертуара
Обеспечивает:
Направления работы:
Слайд 18Операциональное обеспечение
психических процессов (2 ФБМ)
Обеспечивает:
Коррекцию и развитие функций, которые надстраиваются
над сенсоторным фундаментом
Коррекция операциональных компонентов психических процессов
Слайд 19Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы
Зрительный гнозис
Пространственные представления
Освоение телесного пространства
Освоение внешнего
пространства
Пространственные схемы и диктанты
Конструирование и копирование
Кинетические процессы
Слуховой гнозис
Мнестические процессы
Номинативные процессы
Направления
работы:
Слайд 20Смыслообразующая функция психических процессов (3 ФБМ)
Программирование, целеполагание и самоконтроль.
Коммуникативные навыки
Обобщающая
функция слова. Многозначность и иерархия понятий.
Инициация
Направления работы:
Обеспечивает:
Развитие способности постановки целей
Прогнозирование
вероятных результатов деятельности
Долгосрочное планирование деятельности
Контроль собственного поведения
Слайд 21Коррекционно-развивающей программы основывается на
«Методе замещающего онтогенеза» (Семенович А. В.)
или Сенсомоторная интеграции (Э. Дж. Айрес).
В каждом возрасте программа развития
мозга и его психических функций может быть реализована только при выполнении определенных условий:
- Предшествующие этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно.
Слайд 22- Для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для
развития.
В семье следует разработать систему воспитания с едиными требованиями
от всех членов семьи, это будет способствовать психическому развитию ребенка, а не тормозить его.
Еще один важный момент – это психическое развитие ребенка, формирования навыков опрятности и самообслуживания (навыки посещения туалета, одевания, приема пищи и т.д.)
Помните: воспитание и развитие это процесс круглосуточный. Воспитательные мероприятия на занятиях не предусмотрены.
Слайд 23- Должны быть максимально убраны последствия пренатальных (внутриутробных), натальных (во
время родов) и постнатальных (первые месяцы и годы жизни) повреждающих
факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие ребенка. В связи с этим перед началом коррекционно-развивающих занятий ребенка обязательно нужно обследовать у детского невролога и мануального терапевта (допплерография, рентген шейных отделов спинного мозга, электроэнцефалограмма и т.д.), при необходимости провести лечение.
Помните: причиной многих отклонений в психическом и речевом развитии, поведении и обучении ребенка являются неврологические проблемы. Сначала с ребенком должны работать врачи, а потом психологи, логопеды и дефектологи.
Слайд 24В ходе занятий стимулируется биологически правильный двигательный стереотип ребенка, активизируется
психомоторная программа развития с учетом её этапности по методу В.
Войта (стабилизация равновесия, перевороты, ползание с постепенной вертикализацией).
Методика замещающего онтогенеза направлена на коррекцию причин отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией.
Весь процесс построен так, что на первых занятиях происходит намеренное «уменьшение возраста» ребенка через упражнения «Яйцо» и «Тоннель», «возврат ребенка назад» по этапам развития новое выстраивание программы психического развития.
Слайд 25Надо помнить: не рекомендуется выводить ребенка из программы в середине
занятий. Старайтесь не пропускать занятия, особенно без уважительной причины.
О
необходимости длительных пропусков занятий (более 2-х) по уважительной причине предупреждайте заранее психолога-инструктора.
Слайд 26К основным коррекционно-развивающим направлениям программы можно отнести:
- развитие стволовых структур
и вестибулярно-моторных координаций (основа работоспособности, телесного здоровья и иммунитета);
- развитие
крупной и мелкой моторики;
- развитие соматогнозиса (восприятие тела);
- развитие сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
- развитие когнитивной сферы (память, внимание, мышление, восприятие, самоконтроль и саморегуляция, и т.д.);
- развитие коммуникативной сферы (общение).
Слайд 27
«Мытье головы» – кончиками пальцев массировать голову в направлении:
ото лба к макушке; ото лба до затылка; от ушей
к шее.
«Паучки» – пальцы плотно соприкасаются с поверхностью головы за ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.
Сенсомоторная коррекция. Утренний комплекс упражнений
Данный комплекс упражнений можно делать с ребенком дошкольного и младшего школьного возраста.
Он занимает немного времени, позволяет проснуться, ощутить бодрость и прилив сил и просто доставляет удовольствие.
Обычно он дается в качестве одного из домашних заданий в курсе занятий по психомоторной коррекции.
Слайд 28«Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого
виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука
– от правого виска к левой части затылка.
«Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.
движения.
«Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
Слайд 29«Рыбки» – рот немного приоткрыт, взять пальцами правой руки верхнюю
губу, а левой – нижнюю; выполнять одновременные и разнонаправленные движения
рук, растягивая губы вверх, вниз, вправо, влево.
«Расслабленное лицо» – руками проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; «разгладить» лоб от центра к вискам.
«Гибкая шея» – массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.
«Теплые ручки» – растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно. Имитация « силового мытья», растирания и пожатия рук.
«Домик» – сложить пальцы «домиком» перед грудью и надавливать ими друг на друга сначала одновременно, затем отдельно каждой парой пальцев.
Слайд 30«Потягивания» – потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки,
постепенно напрягая все тело, как «струнку». Осуществлять потягивания поочередно каждой
рукой вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад.
«Тянемся к солнышку» – стать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. На вдохе поднять руки вверх, задержать дыхание и потянуться еще выше « к солнышку», не отрывая пяток от пола.
«Шаги» – шагать в медленном темпе попеременно, касаясь то правой, то левой рукой противоположенного колена (12 раз), затем продолжить упражнение, касаясь одноименного колена (12 раз), далее сзади дотронуться правой рукой до правой пятки, аналогично с левой рукой (по 12 раз), завершить касанием сзади каждой рукой противоположенной пятки (12 раз).
«Буратино» – одновременно поднимать одноименную руку и ногу, сгибая их в локтевом или коленном суставе ( походка Буратино), то же упражнение выполняется, сгибая правую руку и левую ногу и наоборот.
Слайд 31«Обезьяна расчесывается» – правая рука массирует пальцами голову от левого
виска к правой части затылка и обратно; затем левая рука
– от правого виска к левой части затылка.
«Ушки» – уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются 3 раза сверху вниз и 3 раза оттягиваются в стороны.
движения.
«Глазки отдыхают» – закрыть глаза, межфаланговыми суставами больших пальцев сделать 3-5 массирующих движений по векам от внутренних к наружным уголкам глаз; повторить то же движение под глазами. После этого помассировать брови от переносицы к вискам.
«Веселые носики» – потереть область носа пальцами, затем ладонями до появления чувства тепла. Повращать кончик носа вправо и влево 3-5 раз. После этого проделать 3-5 поглаживающих движений указательными пальцами обеих рук вдоль носа, сверху вниз с обеих сторон.
По материалам книги А.В. Семенович Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002 г.