Слайд 1«Использование на уроках музыки музыкального распевания, упражнений дыхательной гимнастики А.Н.
Стрельниковой и элементов «Шульверка» Карла Орфа»
Козлова Е.А., учитель
музыки МКОУ ОленинскойООШ
Мастер класс
Слайд 2Цель мастер-класса:
обучение участников мастер-класса применению на уроках музыки музыкального распевания,
упражнений дыхательной гимнастики
А.Н. Стрельниковой и элементов «Шульверка» Карла Орфа
Задачи:
Познакомить
участников с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Слайд 3Распевание — вокально-слуховая настройка хора, своеобразная вокальная гимнастика, разогревающая и
настраивающая голосовой аппарат певцов хора на определенных упражнениях.
Слайд 4Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно
возрасту, педагогическим задачами уровню музыкального развития обучающихся пению. Материал для
распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а так же песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание от вокальных задач, ставящихся педагогом.
Распевание проводится путём повторения упражнения по полутонам вверх – вниз, но строго в пределах диапазона голоса.
Распевки
До-до-ре-ми-
ми-фа-соль-
соль-соль-ля-
фа-ми-ре-до
Слайд 7 Распевки
МММ-МА-МЕ-МИ-МО-МУ
ДА-ДЕ-ДИ-ДО-ДУ
Слайд 8Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой
Динамические дыхательные упражнения не только улучшают работу
дыхательной системы, но и способствуют оздоровлению всего организма.
Слайд 9Правила выполнения
Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок
в ладоши.
Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно
Вдох делается
одновременно с движениями.
Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух.
Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага.
Слайд 10Упражнение «Ладошки»
Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти
при этом опущены вниз.
Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные,
короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
Игра «Кошка ловит мышку».
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –
Мышку быстро мы поймаем!
Слайд 11Упражнение «Погончики»
Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки
и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко
толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются.
Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.
Руки в кулаки сжимаем –
Теперь руки вниз толкаем –
Кулаки тут разжимаем –
Воздух носиком вдыхаем.
Слайд 12Упражнение «Насос»
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже
ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову
опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.
Едем, едем мы домой.
На машине легковой.
Въехали на горку – стоп!
Колесо спустило – хлоп!
Из багажника насос достанем –
Шину быстро накачаем!
Воздух мы внизу вдыхаем
Голову не поднимаем!
Слайд 13Упражнение «Обхвати плечи»
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях
и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В
момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.
Ой, ребята, замерзаем –
Плечи дружно обнимаем!
Зиму радостно встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
Слайд 14Использование элементов системы Карла Орфа
Система комплексной музыкальной деятельности, которая
строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных
ударных музыкальных инструментах. «Шульверк»
Слайд 15
1.Речевые упражнения.
2.Поэтическое музицирование.
3.Музыкально-двигательные упражнения.
4.Игры с инструментами
Слайд 16ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ"Осень"
Слайд 17Прием имитации игры на музыкальных инструментах.
Хрестоматийным примером такого вида работы
можно назвать игру «Воображаемый оркестр»
Звучит музыка и дети играют на
воображаемых инструментах под руководством выбранного дирижёра.
«Шутка» Иоган Себастьян Бах
Слайд 18Несложные тексты и мелодии в распевках, дыхательные и игровые упражнения,
поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают
эмоциональный климат, подготавливают голос к пению.