Слайд 6Биологические основы поведения
Соотношение врожденного и приобретенного в поведение
Тема 2
Слайд 8Соотношение врожденного и приобретенного и
Nature vs Nurture не тождественные
понятия
Слайд 9Сэр Фрэнсис Гальтон
психолог, антрополог, изобретатель, генетик, географ, путешественник, математик, метеоролог,
криминолог, создатель дактилоскопии, основатель дифференциальной психологии и психометрии……
создал статистические
методы, ставшие основой факторного анализа
Близнецовый метод
«Наследственный гений» 1869 г.
психические свойства человека
наследуются так же, как и его
физические качества.
Слайд 10tabula rasa
Аристотель
Джон Локк
(John Locke1632 — 1704)
«Опыт о человеческом разумении»
Слайд 11Отдельный человеческий индивид рождается без врождённого или встроенного умственного содержания,
то есть чистым, его ресурс знаний полностью строится из опыта
и чувственного восприятия внешнего мира.
Слайд 12Социогенетизм или биогенетизм
Сторонники социогенетизма - большинство способностей и личностных
характеристик человека не являются врождёнными, а формируются под воздействием окружения
Сторонники «биогенетизма» - врождённый характер большинства способностей и черт характера
Слайд 13«Человек - человек, потому что у него нет инстинктов, потому
что все, что он есть и стало, он узнал, приобрел
из своей культуры».
Эшли Монтаг
Слайд 14Бихевиористы vs этологи
Научение vs инстинкты
Слайд 15 Edward Lee
Thorndike
(1874 – 1949)
John Broadus
Watson
(1878 – 1958)
Burrhus Frederic Skinner
(1904 –
1990)
Слайд 16Джон Б. Уотсон
Джон Б. Уотсон в 1920-х и 1930-х
годах создал школу пуристского бихевиоризма, которая стала доминирующей в последующие
десятилетия.
Уотсон был убежден в полном доминировании культурного влияния над чем-либо.
Слайд 17 «Дайте мне дюжину здоровых детей, физически хорошо развитых, и
я гарантирую, что если получу для их воспитания определенные мной
внешние условия, то, выбрав наудачу любого из них, я сделаю из него по моему произволу любого специалиста: врача, юриста, артиста, преуспевающего лавочника и даже нищего и вора, независимо от его талантов, его склонностей, желаний, способностей, призвания, национальности» Vatson J.В. Behaviorism. Chi, 1962 (1915)
Слайд 18Всех можно научить всему, если есть исполнительные органы
Слайд 22Этология
Konrad Lorenz
(1903 – 1989)
Nikolaas Tinbergen
(1907 – 1988)
Нобелевские лауреаты по
физиологии и медицине (1973)
Слайд 23Предмет этологии –
поведение животных и человека в естественной среде
Главным
образом, врождённые формы поведения
Инстинкты
Слайд 26Противопоставление Nature vs Nurture изжило себя
эти взгляды считаются наивными
или устаревшими
Moore, David S. (2003). The Dependent Gene: The
Fallacy of Nature Vs. Nurture,
Esposito, E. A., Grigorenko, E.L., & Sternberg, R. J. (2011). "The Nature-Nurture Issue (an Illustration Using Behaviour-Genetic Research on Cognitive Development)". In Alan Slater, & Gavin Bremner (eds.) An Introduction to Developmental Psychology: Second Edition,
Dusheck, Jennie (October 2002), The Interpretation of Genes. Natural History
Jump up ^ Carlson, N.R. et al.. (2005) Psychology: the science of behaviour (3rd Canadian ed) Pearson. ISBN 0-205-45769-X
Jump up ^ Ridley, M. (2003) Nature via Nurture: Genes, Experience, & What Makes Us Human. Harper Collins. ISBN 0-00-200663-4
Jump up ^ Westen, D. (2002) Psychology: Brain, Behavior & Culture. Wiley & Sons. ISBN 0-471-38754-1
Слайд 27«Природа или воспитание, вносит больший вклад в личность ?»
«Что
вносит вклад в площадь прямоугольника, его длина или ширина?»
Дональд
Хебб
Meaney M. (2004) "The nature of nurture: maternal effects and chromatin remodelling"
Слайд 28Данные поведенческой генетики показали, что что среда оказывает существенное влияние
на генотип.
Разделить унаследованное и приобретенное оказывается чаще всего невозможным
Слайд 30Влияние среды
Однояйцевые близнецы
Улыбка разная
Ортодонты европейские и американские
Слайд 31Влияние среды
(фенилпировиноградная олигофрения)
диеты с низким содержанием аминокислоты фенилаланина частично подавляют
генетически детерминированное заболевание - фенилкетонурию
Слайд 32Пренатальные влияния
Male twins reduce fitness of female co-twins in humans
Virpi
Lummaa, Jenni E. Pettay, and Andrew F. Russel
Proc Natl
Acad Sci U S A. 2007 Jun 26; 104(26): 10915–10920.
Слайд 33Пренатальные влияния
Нехватка йода
Слайд 34Пренатальные влияния
Пренатальный стресс
Слайд 35Агрессивность
Среда или гены?
Исследования на животных – чистые линии
Слайд 37Влияние генов на агрессивность
линий C57BL/6J и CBA/Lac
Слайд 38Мыши линии B6-1473C характеризовались высокой интенсивностью драк по сравнению с
животными B6-1473G (Osipova et al., 2009).
Слайд 39ГЕНЫ-КАНДИДАТЫ МЕЖСАМЦОВОЙАГРЕССИИ
•Аденозин2арецептор•
Андрогенрецептор
•Кальций/кальмодулинкиназа
•Андрогенрецептор
•Кальций/кальмодулинкиназаII
•Энкефалин
•Рецепторэстрогена
•Гистаминовый1 рецептор
•5-HT1Bрецептор
•МАОА
•NCAM
•Нейролекин-1 рецептор
•Noсинтетаза
•Окситоцин
•Стероидсульфотаза
•ОбластьхромосомыY
•Тахикинин1 рецептор
•триптофангидроксилаза2
•Тфакторростаα
Слайд 40Высокий уровень агрессии: мыши линииTg8
нокауты по гену МАО-А (Фермент
МАО-А у мыши и человека кодируется генами, локализованными в Х
хромосомах)
МАО-А осуществляет катаболизм моноаминов, таких каксеротонин, норадреналинидофамин.
Слайд 41•У линии мышейTg8, нокаутных по гену МАО-А, полностью отсутствует активность
этого фермента;
Поведение мышейTg8: • 100% агрессоров
В контрольной линии
С3Н/Не: 30%
•Более короткий латентный период первой атаки;
Сниженная исследовательская активность в тесте «свет-темнота»
Слайд 42АССОЦИАЦИЯ ЧИСЛА ДРАК С C 1473 G ПОЛИМОРФИЗМОМ
Самцы линий
гомозиготных по C аллелю вдвое чаще нападали на подсаженного самца
чем животные, гомозиготные по G аллелю. Проверку гипотезы о сцеплении интенсивности агрессии с полиморфизмом C 1473 G проводили на мышах F 2 между линиями С 57 BL/6 (C/C) и CC 57 BR (G/G). Сцепления агрессии с полиморфизмом у интеркроссов обнаружено не было. (Kulikov et al. , Genes Brain Behav, 2005)
Активация синтеза серотонина L-триптофаном трехкратно усиливает время драк у мышей слабо агрессивной линии CC 57 BR (G/G). Ингибитор ТПГ 2 p. CPA втрое уменьшает время драк у мышей высоко агрессивной линии C 57 BL/6 (C/C).
Слайд 44Пренатальные влияния на агрессивность
Слайд 47Латентность атаки
Агрессивные Неагрессивные
приемные родители
Неагрессивные
Агрессивные
биологические родители
Слайд 48Как выявлять влияние генетики или среды
У генетически однородных особей легко
выявить влияние среды
При сходной среде легче выявить влияние генетики
Слайд 51Интеллект
Среда или гены?
Умные и глупые крысы
Слайд 59Ген преступности, ген верности, ген…..
Слайд 60Расы, пол, национальности, спорт, материнское поведение, карьера, армия, физики-лирики, левшество
– правшество, ….
Слайд 65https://www.youtube.com/watch?v=R6hF3-obvnA
https://www.youtube.com/watch?v=bRKbZtpBcgI
https://www.youtube.com/watch?v=FbVoLY1GsSs
http://study.com/academy/lesson/nature-vs-nurture-debate-history-examples.html