Слайд 1Использование проектного метода
в воспитании
и обучении
Слайд 2Проект (от лат.projectus – брошенный вперёд)
-это
мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде
предмета, услуги, творческого акта или действия.
Слайд 3Этапы проектной деятельности школьников:
Мотивационный
(учитель: заявляет общий замысел, создаёт
положительный мотивационный настрой;
ученики:обсуждают, предлагают собственные идеи)
Планирующий – подготовительный
(
определяется тема и цели проекта, формулируются задачи,
вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки
результата и процесса)
Информационно – операционный
(ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, выполняют проект.
Учитель: наблюдает, поддерживает, сам является информационным источником)
Рефлексивно – оценочный
( ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, осуществляют устную или письменную самооценку.
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Слайд 4Требования к учебному проекту:
Необходимо наличие социально значимой задачи
( проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с
проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.
Выходом проекта является продукт.
Слайд 5Роль проектного метода в образовании:
Учит школьника мобилизовать, обобщать и
интегрировать свои знания и умения.
школьник учится разрешать образовательные ситуации
– расширять интуицию, личностное знание, искать и анализировать информацию.
самостоятельно овладевают такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что важно для развития их готовности принимать решения в жизненных ситуациях.
меняется роль учителя ( учитель не учит детей, а помогает им учиться самостоятельно).
В ходе обучения проекты приобретают прикладной характер - школьники создают учебные пособия, гербарии, коллекции, макеты.
Слайд 6Специфика применения
проектного метода школе.
Для продуктивной проектно
– учебной деятельности
младшим школьникам необходима особая готовность,
«зрелость», заключающаяся в следующем:
Первый показатель - это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относятся:
Умение спрашивать
( выяснять точки зрения других учеников, делать вопрос учителю в
ситуации «дефицита» информации или способов действий);
Умение управлять голосом
(говорить чётко, регулируя громкость голоса в зависимости от
ситуации, чтобы все слышали);
Умение выражать свою точку зрения
( понятно для вех формулировать своё мнение, аргументированно ег доказывать);
Умение договариваться.
Слайд 7 Второй показатель – развитие мышления учащихся, определённая «интеллектуальная зрелость»
(сформированность обобщённости умственных действий), включающей в себя:
сформированность алгоритма сравнительного анализа;
умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
возможность выделять общий способ действий;
перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Слайд 8Третий показатель – опыт развёрнутой, содержательной самооценочной и оценочной деятельности,
которая способствует формированию следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу
и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать пожелания, замечания.
Слайд 9Требуется особо подчеркнуть.
Формирование выделенных показателей
готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием
для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
При использовании проектного метода нужно учитывать последовательность его применения: от недолговременных ( 1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым.
Возможность успешного применения проектного метода формируется уже к концу 2 ПРОЕКТА.