Слайд 1Кудрявцева Татьяна Александровна,
Зайцева Светлана Егоровна,
Новичков Александр Владимирович,
Гуськова Наталья Анатольевна
ГБПОУ«Чебаркульский
профессиональный техникум»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ профессионально ориентированных задач и заданий по физике В
ПОО КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Слайд 2Профессиональная компетентность будущего специалиста
Профессиональная компетентность будущего специалиста –интегральная характеристика его
личности, отражающая его практическую и теоретическую подготовленность к профессиональной деятельности,
а также личностные качества, выражающиеся в умениях осуществлять эту деятельность.
Слайд 3Значение физики в ПОО
В системе среднего профессионального образования физика занимает
определенную нишу и как своеобразный инструментарий для формирования способов универсальности
умственной деятельности, и как фундамент будущей профессиональной деятельности будущего специалиста.
Слайд 4профессионально ориентированные задания и задачи
это задания и задачи, включающие в
себя интеграцию знаний, умений и основных компетенций, которые несут профессионально-ориентированный
характер и раскрывают сущность будущей профессиональной деятельности.
Слайд 5Преподаватели ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум» разработали
комплекс профессионально ориентированных задач и
заданий по всему курсу физики в ПОО, которые, в первую
очередь, адресованы тем, кто обучается по специальностям и профессиям Лесное и лесопарковое хозяйство, Ветеринария, Повар. Кондитер, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
Слайд 6Физический аппарат, в ПОЗ полностью подчинен решению конкретных задач будущей
профессиональной деятельности выпускников техникума, а решение дает возможность выработать у
обучающихся необходимость применять свои химические знания к анализу ситуаций, возникающих в будущей профессиональной деятельности. Во время выполнения подобных заданий и задач студенты оперируют профессиональной терминологией, знаниями, умениями.
Слайд 7Требования к ПО заданиям и задачам по физике
- воспроизводят определенную
ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности будущего специалиста;
- присутствуют незнакомые
характеристики профессионального объекта, необходимые для разбора по имеющимся известным параметрам;
- содействуют надежному усвоению профессиональных знаний, приемов и методов, которые являются базисом профессиональной деятельности будущего специалиста;
- реализуют интегративные связи между дисциплинами и МДК учебного плана;
- их решение содействует профессиональному развитию личности будущего специалиста.
Слайд 8Примеры
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
1. Определите путь, пройденный
автомобилем, если при силе тяги 25 кН совершенная работа равна
50 МДж.
2. Определите ускорение и расстояние, пройденное во время торможения автомобилем, если его движение считать равнозамедленным.
3. Сравните частоты вращения колес при движении трактора, если известно, что диаметр передних колес трактора в 2 раза меньше, чем задних.
4. Может ли автомобиль с выключенным двигателем двигаться? Почему после выключения двигателя автомобиль не может остановиться мгновенно?
Слайд 943.01.09 Повар, кондитер
1. Определите время падания на горячую сковороду содержимое
яйца, если при приготовлении глазуньи, оно выпущено с высоты 15
см?
2. Диаметр кастрюли 50 см. Определить силу давления на дно кастрюли 40 л бульона, если в ней находится 20 кг костей.
3. Определите количество ионов в пачке соли.
4. Во сколько раз увеличится объем бисквитного теста, приготовленного при комнатной температуре и помещенного затем в духовой шкаф?
5. Сито совершает 3 колебания за 2 сек при просеивании муки Определите частоту и период колебаний сита.
Слайд 1036.02.01 Ветеринария
1. Если бросить кошку вверх ногами, она все равно
приземлится на лапы. Даже бесхвостые кошки обладают этой загадочной способностью.
Каким образом кошка переворачивается в воздухе на 180 градусов?
2. Обезьянка массой 4,2 кг перепрыгивает с одной ветки на другую, расположенную на 1,7 м выше первой. На сколько при этом изменится потенциальная энергия обезьянки?
3. Сухожилие животного длиной 16 см под действием силы 12,4 Н удлиняется на 3,3 мм. Сухожилие можно считать круглым в сечении с диаметром 8,6 мм. Рассчитайте модуль упругости этого сухожилия.
4. Почему перелетные птицы летят клином? Нужно ли при этом, чтобы все птицы стаи синхронно взмахивали крыльями?
Слайд 11
35.02.01 Лесное и лесопарковое хозяйство
1. Определить плотность бальзового дерева (бальза
- очень прочное дерево, легче пробки), если его масса 50
тонн, а объем 500 м3.
2. Чем объяснить такие явления: при ударе молнии лиственное дерево разрывается изнутри, а хвойное загорается снаружи; молния ударяет в дуб даже в том случае, если окружающие его сосны значительно выше?
3. Почву возле корней растения полили водой, содержащей меченые атомы. Спустя 15 минут эти атомы были обнаружены в стебле растения на расстоянии 3 метра от его корней. Какова средняя скорость передвижения воды по стеблю и ветвям растения?
4. Скорость роста бамбука 0,5 мм/мин. За какое время бамбук достигнет высоты 20 метров?
Слайд 1213.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)
1. Почему
между ремнём и шкивом, на который он надет, при работе
время от времени проскакивает искра?
2. Зачем электромонтёры во время работы по ремонту электрических сетей и установок надевают резиновые перчатки, резиновую обувь, становятся на резиновые коврики, пользуются инструментами с ручками из пластмассы?
3. Утюг простоял включённым в сеть 90 минут. Его мощность 2000 Вт. Сколько придётся заплатить домохозяйке, за свою невнимательность, если тариф 1 кВтч – 2,41 рубль
4. В доме одновременно включены электроприборы: стиральная машина мощностью 2400 Вт, пылесос мощностью 800 Вт, утюг мощностью 2000 Вт и люстра с пятью рожками, в каждом из них лампочка 60 Вт. Выбьет ли пробки рассчитанные на 10 А?
Слайд 13Вывод
Представленные задачи содержат профессиональную информацию, способствующую развитию интереса обучающихся, созданию
положительных эмоций при изучении физики в ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум».
У студентов возрастает интерес к выбранной профессии, создается прекрасный мотив к ее реализации.
Следовательно, профессионально ориентированные задачи и задания способствуют формированию профессиональных компетенций, а опыт их решения, предполагающий интеграцию физики и общепрофессиональных дисциплин, МДК учебного плана, и есть основной фактор, способствующий развитию профессиональной компетентности будущих специалистов.