Слайд 1Использование технологии критического мышления на уроках литературы
(из опыта работы учителя
русского языка и литературы,
специалиста высшей квалификационной категории
ГУ ЛНР «ЛОУСОШ
№11»
Сурниной Инны Евгеньевны)
Слайд 2
Стандарты ориентированы на становление
личностных характеристик выпускника :
активно и заинтересованно познающий
мир,
осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность
образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике.
Новый Стандарт устанавливает требования и к результатам обучения. Так метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3) смысловое чтение;
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Слайд 3Главная цель
технологии развития критического мышления –развитие интеллектуальных
способностей
ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Под критическим мышлением понимают проявление детской
любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Слайд 4 В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из
трех этапов (стадий):
Слайд 6СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКА
«ИЗВЕСТНОЙ ИНФОРМАЦИИ»
ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПОЭТ;
дед – арап Петра Великого
– имел африканские корни;
няня Арина Родионовна, которая привила любовь к
сказкам, народной мудрости и русской речи;
учился в Царскосельском лицее;
автор сказок;
любимая пора года – осень;
погиб на дуэли.
Слайд 7РАССКАЗ-ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
ПО КЛЮЧЕВЫМ СЛОВАМ
Что обозначало слово “Станция” во времена
Пушкина? Кого называли станционным смотрителем? Что входило в его обязанности?
Обратите
внимание на эпиграф.
…Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто не почитал их извергами человеческого рода”?
Слайд 8КЛАСТЕР «Маленький человек»
Стра-дания
Кратковременный бунт
Бесправ-ный
Трудо-любие
Слайд 9ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ
1. История с лягушкой произошла осенью.
2. Лягушка
пришла в восторг, когда утки рассказали ей про юг.
3. Утки
сами придумали, как им взять с собой лягушку на юг.
4. Лягушка сама придумала путешествовать на прутике с утками.
5. Лягушка отправилась в путешествие на спине одной из уток.
6.Оторвавшись от прутика, лягушка бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни.
Слайд 11
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
А. Куприн.
Рождественский рассказ
«Чудесный доктор»
Почему рассказ рождественский?
Происходит чудо
События
происходят в канун Рождества
Имеет светлый финал
Гуманистическая направленность
Помощь обездоленным
Слайд 12
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Сказка?
Житие?
Повесть?
Слайд 14Название приема представляет собой аббревиатуру:
I — interactive (интерактивная).
N — noting (познавательная).
S — system
for (система).
E — effective (для эффективного).
R — reading (чтения).
T — thinking (и размышления).
Как использовать прием
"Инсерт" на уроках
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
Слайд 15ИНСЕРТ
Всеволод Гаршин «То, чего не было»
Слайд 16ФИШБОУН
Почему в сказке В.Гаршина остались в живых Ящерица, Гнедой и
Мухи?
Добро не побеждает зло
Пессимизм мировоззрения автора
Герои не преодолевают трудности
Ящерица
не имеет своего мнения, она сталкивает людей для ссоры
Гнедой покорен хозяину, старый, не готов к переменам и борьбе
Мухи аморальные и беспринципные
Оставив этих героев живыми, автор хотел сказать, что общество обречено …
Слайд 18Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь
пленников было двое?
ДИСПУТ
Слайд 20СИНКВЕЙН
Княгиня Трубецкая
Упорная, гордая.
Едет, спорит, любит.
Готова следовать за мужем.
Верная жена
Слайд 21ДИАМАНТА
Мазепа
Корыстный, самовлюблённый.
Мстит, предаёт, убегает.
Похож на побитую собаку.
Изменщик
Петр І
Грозный, могучий.
Правит, воюет,
побеждает.
Он подобен грому.
Патриот
Слайд 22ПОУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЯМ
Родители мои или иной, кто читает эту грамотку, примите
её в сердце.
Родители, детей своих любите, оберегайте. Грамоте научите их.
Пусть дети ваши уважают старших и защищают слабого. Поддерживайте согласие в доме вашем, и пусть дети помогают вам. Помните, что все мы смертны, поэтому не держите в себе обиду за проступки детей.
Родители, всегда помните, что ваши дети любят и уважают вас , и вы никогда не будете покинуты ими.
Слайд 23Здравствуй, Вакула!
Мы познакомились с тобой в канун рождественских праздников.
Ты ловкий, весёлый, сильный и смелый человек, умеющий любить и
быть верным.
У тебя твёрдый характер. Ты не желаешь никому подчиняться.
Особенно восхищает твой поступок, который ты совершил ради любимой Оксаны.
Будучи глубоко верующим человеком, ты совершил сказочное путешествие в далёкий
Петербург и привез своей возлюбленной царские черевички.
Я очень рад за тебя, что ты занимаешься любимым делом - рисованием, Оксана ответила тебе
взаимностью. По - другому быть и не могло, ведь ты настоящий кузнец своего счастья.
С Рождеством вас, и пусть чудеса происходят в вашей жизни как можно чаще!
С уважением, твой читатель.
ПИСЬМО ГЕРОЮ
( Н. В. Гоголь
« Ночь перед Рождеством»)
Слайд 24СОЧИНЕНИЕ – МЕТАМОРФОЗА
Я Кусака
Я одинокая, бездомная собака. Мои глаза видели
лишь жестоких людей, которые бросают в меня камни и палки,
свистят вслед.
Однажды меня пытался приласкать человек, но пока я решалась довериться ему или нет, он вспомнил всю боль, обиды, что причинили ему люди, и ударил меня сапогом. А ведь мы были так похожи: одинаково несчастны и беззащитны. Злоба и страх надолго вселились в мое сердце.
Но однажды, когда я встретила неравнодушных людей, мою жизнь обогрел теплый луч добра. Со временем я стала нежной, отвечала на ласку семейства, которое меня приручило. Девочка Лёля, на которую я набросилась в начале нашего знакомства из-за своего горького опыта общения с людьми, настолько привязалась ко мне, что не хотела со мной разлучаться.
Но осенью семья покинула дачу, и я осталась одна. Мне стало тоскливо и больно. Долго я звала дорогих сердцу людей, но напрасно…
Слайд 25Во всех делах очень полезно периодически ставить знак вопроса к тому,
что вы с давних пор считали не требующим доказательств.
• Бертран Рассел