Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
(методическое сопровождение)
Слайд 2
ХОРОШО СПЛАНИРОВАННОЕ – НАПОЛОВИНУ СДЕЛАННОЕ.
Народная мудрость
Слайд 3АЛГОРИТМ
ПОСТРОЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 5На подготовительном этапе необходимо определиться со следующими методологическими категориями исследования:
Проблема
Тема
Объект исследования
Предмет исследования
Цель
Задачи
Методы исследования
Гипотеза
Слайд 6ПРОБЛЕМА
Необходимо ответить на вопрос:
«Что необходимо исследовать из того,
что раньше не было исследовано?».
Слайд 7ТЕМА
Тема должна отражать движение от достигнутого к новому.
Необходимо дать
ответ на вопрос:
«Почему надо изучать данную проблему?»
Слайд 8
Тема - это отражение проблемы в её характерных чертах.
Тема
уточняет проблему, очерчивает границы исследования, конкретизирует основной замысел
Слайд 9ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – круг изучаемых предметов и явлений.
Необходимо ответить
на вопрос:
«Что будем исследовать?
Что рассматривается?»
Слайд 10ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет обозначает аспект рассмотрения, установление границ исследуемого, дает представление
о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства и
функции объекта рассматривает данное исследование.
Слайд 11Предмет исследования – включает те связи и отношения, которые подлежат
непосредственному изучению.
Предмет исследования отвечает на вопрос:
«Когда? В связи
с чем?
В каких условиях?»
Слайд 12ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных
или промежуточных результатах поиска
Цель формулируется кратко и предельно точно,
выражает то основное, что намеревается сделать исследователь
Слайд 13ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи представляют собой алгоритм действий исследовательской работы
Задачи -
этапы достижения цели
Задачи всегда содержат известное и неизвестное, искомое,
рассчитанное на совершенствование определенных действий для продвижения к цели
Слайд 14Формулировка задач начинается с глагола, который показывает, что нужно сделать:
выявить…
проверить…
провести
анализ…
обобщить…
охарактеризовать…
систематизировать… и т.д.
Слайд 15Первая задача связана с выявлением, уточнением, обоснованием сущности и
структуры изучаемого объекта исследования
Вторая задача – с анализом
реального состояния предмета исследования, динамики его развития
Слайд 16Третья задача – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки
Четвертая
задача - с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования
исследуемого процесса, т.е. с практическими аспектами работы
Слайд 17ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем,
за счет чего можно получить искомый результат.
Гипотеза – это
предположение, при котором на основе ряда фактов делается заключение о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
Слайд 18 Задача исследователя, разрабатывающего гипотезу, состоит в том, чтобы показать,
что он видит в объекте исследования такого, чего не замечают
другие.
В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.
Слайд 19Гипотезы бывают:
описательные (предполагается существование какого-либо явления);
объяснительные (вскрывающие его причины);
описательно-объяснительные.
Слайд 20При формулировании гипотезы следует избегать ценностных суждений.
Она должна соответствовать фактам
и быть проверяемой.
Гипотеза должна быть простой и исходить из
максимально ясного и общего основания.
Слайд 21МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
методы теоретического исследования (абстрагирование, формализация);
методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент,
сравнение, измерение);
методы комплексного исследования (анализ, синтез, моделирование).
Слайд 22Абстрагирование – вычленение отдельных признаков и свойств предмета или явления
и мысленное отвлечение их от множества признаков, свойств, связей и
сторон этого предмета
Обобщение – высшая форма синтеза: сделав вывод, необходимо выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение
Слайд 23Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся на работу органов чувств
человека и его предметную материальную деятельность
Эксперимент – метод, предполагающий вмешательство
в естественные условия существования процессов и явлений в специально созданных условиях
Слайд 24Измерение – процедура определения численного значения некоторых величин посредством единицы
измерения
Сравнение – метод установления сходства или различия предметов по
существенным или несущественным признакам
Слайд 25Анализ - метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств,
составных частей
Синтез – метод исследования какого-нибудь явления в его единстве
и взаимной связи частей
Моделирование – метод научного познания. Основанный на изучении предметов и явлений посредством их моделирования
Слайд 27На основном этапе проводится непосредственно исследование
Задача педагога осуществлять научное
руководство
Помогать в поиске и обработке информации
Помогать в выборе методов исследования
и т.п.
Слайд 29
систематизация результатов
интерпретация
изложение
Слайд 30
Систематизация – упорядоченная взаимосвязанная структура, логическая схема,
матрица (перечень
и
соподчиненность понятий, раскрывающих тему)
Слайд 31
Интерпретация – толкование, раскрытие смысла, разъяснение; авторская трактовка
Слайд 32
Требования к изложению материала
Слайд 33Ограниченность:
- этапы исследования и конкретные сроки их реализации;
-
четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
-
планы и графики выполнения исследования;
Слайд 34
Целостность – общий смысл исследования должен быть очевиден и ясен,
каждая его часть должна соответствовать общему замыслу и предполагаемому результату.
Слайд 35
Последовательность и связность – логика построения исследования. Цели и задачи
напрямую должны вытекать из поставленной проблемы.
Слайд 36
Объективность и обоснованность – выбранная тема исследования не случайна,
она требует более глубокого изучения.
Слайд 37
Исследовательская деятельность
должна заканчиваться защитой работ