Разделы презентаций


Источники (формы выражения) права

Содержание

План1. Понятие и виды источников права;2. Нормативно-правовой акт как основной источник современного российского права;3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Источники (формы выражения) права

Источники (формы выражения) права

Слайд 2План
1. Понятие и виды источников права;
2. Нормативно-правовой акт как основной

источник современного российского права;
3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во

времени и по кругу лиц.

План1. Понятие и виды источников права;2. Нормативно-правовой акт как основной источник современного российского права;3. Действие нормативно-правовых актов

Слайд 3Вопрос № 1. Понятие и виды источников права

Вопрос № 1. Понятие и виды источников права

Слайд 4
История знает разнообразные формы права, имевшие место у разных народов

и существовавшие различное время: одни из них забывались вскоре после

того, как были приняты (например, декреты), другие прошли через тысячелетия (например, законы).

Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным Генри Дейвид Торо

История знает разнообразные формы права, имевшие место у разных народов и существовавшие различное время: одни из них

Слайд 5Внутренняя форма – система права
Внешняя форма – источники права (термин

чаще всего).

Форма права наполняется реальным содержанием, а также имеет определенную

сущность.

Внутренняя форма – система праваВнешняя форма – источники права (термин чаще всего).Форма права наполняется реальным содержанием, а

Слайд 6Источники права — это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие

или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства,

с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
То есть – официально-документальные способы выражения и закрепления правил поведения

Источники права — это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения

Слайд 7Традиционно в качестве основных источников (форм) права рассматривают правовой обычай,

правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Традиционно в качестве основных источников (форм) права рассматривают правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Слайд 8Правовой обычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития,

в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно полезным и в

силу этого воспринятого государством в качестве правового регулятора.
Правовой обычай – правило поведения, возникшее в процессе социально-политического развития, в результате многократного повторения явления, признаваемого общественно

Слайд 9Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития

рабовладельческого и феодального права.
Ст. 5 ГК.  Обычаем признается сложившееся и

широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.


Обычное право было основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального права. Ст. 5 ГК.

Слайд 10Правовой прецедент – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому

делу, используемое в качестве эталона (образца) при рассмотрении последующих аналогичных

дел одноуровневыми, либо нижестоящими органами.


Правовой прецедент – решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве эталона (образца) при

Слайд 11Судебный прецедент — решение суда (обычно это высшая судебная инстанция

в стране) по конкретному делу, которое затем становится образцом, обязательным

правилом для решения аналогичных дел в будущем.
Такой источник широко используется в англосаксонских странах (например, «общее право» Англии).
Прецедентное право чрезвычайно громоздко, запутанно и противоречиво, позволяет суду осуществлять правотворческие функции как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии.

Судебный прецедент — решение суда (обычно это высшая судебная инстанция в стране) по конкретному делу, которое затем

Слайд 12Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами

права, заключаемое для достижения целей и решения задач, имеющих юридическое

значение для договаривающихся сторон.
Нормативный договор — соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права.
Он является основным источником международного права. В ряде случаев нормативный договор используется во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовым коллективом и др.).

Нормативный договор – это соглашение между двумя и более субъектами права, заключаемое для достижения целей и решения

Слайд 13ТК РФ, Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие

нормы трудового права
 
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с

ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40).

ТК РФ, Статья 5. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права Регулирование трудовых отношений и иных

Слайд 14Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются

в судебной и иной юридической практике. В мусульманском праве это

Коран (собрание поучений и заповедей Аллаха) и Сунна (жизне­описание пророка Мухаммеда).
Доктринальные тексты — мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых-юристов. В римском праве работы некоторых известных юристов (например, Ульпиана) положены в основу решения юридических дел. Судьи в англоязычных странах нередко аргументируют свои решения, обращаясь к трудам английских ученых. В мусульманских государствах созданные в XII—XIV вв. сочинения арабских юристов, знатоков ислама (иджма) имеют официальное юридическое значение.
проф. Михаил Давидович Шаргородский сформулировал принцип взаимодействия юридической науки и законодательства, который гласит: «Юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю «нет».
Религиозные тексты — священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практике. В

Слайд 15Общие принципы права — руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего

права в целом либо определенной его отрасли. В соответствии с

законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права.
Часть 2 ст. 6 ГК предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве.

Общие принципы права — руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определенной его отрасли.

Слайд 16Классификатор правовых актов (одобрен Указом Президента РФ от 15 марта 2000

г. N 511)
.
010.000.000 Конституционный строй
010.010.000 Конституция Российской Федерации. Конституции, уставы

субъектов Российской Федерации 010.010.010 Конституция Российской Федерации и акты конституционного значения 010.010.020 Конституции, уставы субъектов Российской Федерации и акты конституционного значения 010.020.000 Государственные символы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Столицы 010.020.010 Государственные символы Российской Федерации 010.020.020 Государственные символы субъектов Российской Федерации 010.030.000 Государственные языки (языки народов) в Российской Федерации


Классификатор правовых актов (одобрен Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511). 010.000.000 Конституционный строй

Слайд 17Вопрос № 2. Нормативно-правовой акт как основной источник современного российского

права
;

Вопрос № 2. Нормативно-правовой акт как основной источник современного российского права;

Слайд 18Особая юридическая значимость нормативно-правового акта определяется рядом признаков:
– принимается от имени

государства в порядке предусмотренной законом процедуры;
– является результатом правотворческой деятельности компетентных

субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);
– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;
– имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
– направлен на регулирование типичных общественных отношений;
– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).
Особая юридическая значимость нормативно-правового акта определяется рядом признаков:– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;– является результатом

Слайд 19Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный компетентным органом

или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, который устанавливает,

изменяет либо отменяет нормы права.
Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний.
Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Нормативному правовому акту присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме

Слайд 20Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами.

Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных отношений, распространяют свое

действие на неперсонифицированный круг лиц и органов, применяются неоднократно и действуют постоянно независимо от исполнения.
Этим они отличаются от правовых актов индивидуального значения (приговор суда, договор аренды и т.д.).

Право издания нормативных актов закреплено законом за строго определенными органами. Такие акты, регулируя определенный вид, категорию общественных

Слайд 21Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности,

от которой зависит юридическая сила того или иного акта. Акты

нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.
Нормативные акты классифицируют по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавших их органов в механизме государства, а также характером самих актов.
В связи с этим различают Конституцию и иные законы (конституционные и обыкновенные), а также подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила того или

Слайд 22А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич и др. выделяют три

преимущества нормативного правового акта перед другими источниками права:
1) государственные органы

имеют большие координационные возможности для выявления общего интереса;
2) в силу определенных правил изложения нормативный акт является лучшим способом оформления устоявшихся норм;
3) на него легко ссылаться при разрешении дела, вносить необходимые коррективы, осуществлять контроль за его исполнением
А.И. Абрамова, Т.В. Губаева, А.В. Мицкевич и др. выделяют три преимущества нормативного правового акта перед другими источниками

Слайд 23Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим

представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением населения путем референдума

и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Понятие и виды законов

Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственным волеизъявлением

Слайд 24Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на

смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем Вавилоне, Законы XII

таблиц в Древнем Риме, Саксонское зерцало в средневековой Европе, Русская Правда на Руси и др.).
В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов.
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стали признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства.

Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю (Законы Хаммурапи в Древнем

Слайд 25Понятие "федеральный закон" впервые появляется в Федеративном договоре от 31

марта 1992 г.
Федеральные конституционные законы и федеральные законы различаются: 1)

по юридической силе; 2) предметам ведения, которые в них могут затрагиваться; 3) порядку принятия; 4) возможности применения президентом РФ в отношении их отлагательного вето
Понятие

Слайд 26До введения в действие Конституции РФ и принятия Федерального закона

"О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов,

федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 25.05.1994 в Российской Федерации принимались законы со статусом "Закон РФ".
Термин "федеральный закон" употребляется только к тем законам, которые изданы после принятия Конституции РФ 1993 г.
Все ранее принятые нормативно-правовые акты называются законами Российской Федерации, а некоторые именуются еще законами РСФСР. Кроме законодательных актов со статусом "Закон РФ", принимались нормативно-правовые акты со статусом "Закон СССР" и "Закон РСФСР".

До введения в действие Конституции РФ и принятия Федерального закона

Слайд 27Первый федеральный закон РФ ("N 1-ФЗ") - Федеральный закон РФ

"О финансировании расходов из федерального бюджета во II квартале 1994

года" - датирован 10.04.1994 [10]. Первый федеральный конституционный закон РФ ("N 1-ФКЗ") - Федеральный конституционный закон РФ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (изменения и дополнения уже вносились десять раз) - был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ 24.06.1994.
Таким образом, с 15 июня 1994 г. система нормативно-правовых актов, в зависимости от их юридической силы и по мере ее убывания, выглядела следующим образом: Конституция РФ - ФКЗ РФ - ФЗ РФ - З РФ (З СССР, З РСФСР). Для всех четырех разновидностей нормативно-правового акта применимо использование термина "закон".
Подобное положение сохранялось до 20 марта 1998 г. - даты вступления в юридическую силу Федерального закона РФ "О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституции Российской Федерации" от 06.02.1998. В ст. 2 вышеуказанного Закона РФ речь идет о новой разновидности нормативно-правового акта - законе Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Первый федеральный закон РФ (

Слайд 28Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение

его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему

единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.
Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной власти не может аннулировать или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию.
Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

Закон — высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового

Слайд 29В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а

лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью.
В государстве,

признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые др.


В законе регулируются не все отношения, требующие правового регламентирования, а лишь те, которые характеризуются значимостью, типичностью и

Слайд 311. Конституция. Будучи основным законом (теоретическое понятие!) государства, Конституция определяет

организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и

обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция — государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать нормам Конституции. Иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими.
Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находят выражение в особой усложненной процедуре ее принятия, а также изменения и дополнения.

1. Конституция. Будучи основным законом (теоретическое понятие!) государства, Конституция определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя,

Слайд 322. Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например во Франции,

их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена

непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.).
Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

2. Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость

Слайд 333. Обыкновенные законы. Основную массу законов государства составляют законы, издающиеся

в процессе текущей законодательной деятельности, — так называемые обыкновенные законы.

Порядок их принятия более простой.
Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие.

3. Обыкновенные законы. Основную массу законов государства составляют законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, — так

Слайд 35Кодификационный закон обладает рядом характерных черт.
Во-первых, в нем обычно

формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие

нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства.
Во-вторых, такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.).
В-третьих, будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества.

Кодификационный закон обладает рядом характерных черт. Во-первых, в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы

Слайд 36В-четвертых, кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных

на длительный период действия. Эффективность кодификационного закона во многом зависит

от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, служащих предметом регулирования такого акта, их динамику.
В-пятых, предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства.
Наконец, в-шестых, акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования, непосредственно отражающий и цементирующий научно обоснованное рас­пределение нормативного материала по предмету и мето­ду правового регулирования. Что касается принятия комплексных кодексов, то оно призвано быть дополнительным направлением кодификационных работ.

В-четвертых, кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период действия. Эффективность кодификационного закона

Слайд 37По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми

либо комплексными (межотраслевыми).
Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую

деление права на отрасли и институты. Это УК РФ, УПК РФ, ГК РФ и др.
Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс ТС, Кодекс торгового мореплавания и др.). Интересы создания единой, логически согласованной системы законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевым кодексам как актам, непосредственно отражающим систему права.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу

Слайд 38Модельный закон. Отдельным видом закона является модельный закон — типовой

акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов законодательной власти, варианты

возможных правотворческих решений. Такие законы используются для унификации, достижения максимального единства правовых систем государственных образований, входящих в состав федерации (штатов, земель, республик, областей и т.д.) либо в определенное конфедеративное сообщество государств.
В США такие акты служат рекомендательной основой для законодательной деятельности отдельных штатов.

Модельный закон. Отдельным видом закона является модельный закон — типовой акт, содержащий рекомендации для деятельности нижестоящих органов

Слайд 39"Модельный закон о государственной молодежной политике" (Принят в г. Санкт-Петербурге

23.11.2012 Постановлением 38-10 на 38-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников

СНГ)

пример


Слайд 41Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об

утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

и их государственной регистрации»

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов

Слайд 42Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде

постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов

в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.Издание

Слайд 43Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318

введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным

фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования

Указом Президента РФ от 20 марта 2001 г. N 318 введена государственная регистрация актов, издаваемых Пенсионным фондом

Слайд 44В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости

от юридической силы акта.

I. Федеральный уровень:
а) Конституция Российской Федерации

— ядро национальной правовой системы и вместе с тем Основной закон государства;
б) международные договоры Российской Федерации;
в) законы Российской Федерации:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
в) подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти РФ:
указы Президента;
постановления Правительства;
нормативно-правовые акты иных федеральных органов государственной власти (приказы министерств, федеральных служб и т.п.).
II. Уровень субъектов Российской Федерации:
а) конституции и уставы субъектов;
б) законы субъектов.
в) подзаконные акты субъектов:
нормативно-правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ;
нормативно-правовые акты иных органов государственной власти субъектов.
В России существует следующая система законодательных актов, построенная в зависимости от юридической силы акта. I. Федеральный уровень:а)

Слайд 45
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П "По делу о

проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции

о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы«


Конституционный Суд РФ признал верховенство Конституции Российской Федерации при исполнении решений ЕСПЧ
КС РФ провозгласил Постановление по делу о применении в России решений Европейского Суда по правам человека.
По запросу группы депутатов Госдумы КС РФ проверил конституционность отдельных положений федеральных законов "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", "О международных договорах Российской Федерации", а также отдельных положений ГПК РФ, АПК РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ и УПК РФ (согласно которым, в том числе, судебный акт может быть пересмотрен и производство по делу возобновлено ввиду нового обстоятельства, которым является установленное ЕСПЧ нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод), в связи с тем, что они фактически обязывают Россию, ее органы законодательной, исполнительной и судебной власти, к безусловному исполнению вынесенного по жалобе против России постановления ЕСПЧ - даже в случае, если оно противоречит Конституции РФ.


Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21-П

Слайд 46Конституционный Суд РФ признал положения названных законодательных актов соответствующими Конституции

РФ, поскольку на их основании в том числе:
обеспечивается применение Конвенции

о защите прав человека и основных свобод и исполнение постановлений ЕСПЧ в случаях, если исчерпаны все конституционно установленные внутригосударственные средства судебной защиты;
суд при пересмотре дела в связи с принятием ЕСПЧ постановления, в котором констатируется нарушение в РФ прав и свобод человека при применении закона, придя к выводу, что вопрос о возможности применения соответствующего закона может быть решен только после подтверждения его соответствия Конституции РФ, обращается с запросом в КС РФ о проверке конституционности этого закона;

Конституционный Суд РФ признал положения названных законодательных актов соответствующими Конституции РФ, поскольку на их основании в том

Слайд 47также Президент РФ, Правительство РФ, придя к выводу о невозможности

исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ вследствие того,

что в части, обязывающей РФ к принятию мер индивидуального и общего характера, оно основано на положениях Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, приводящем к их расхождению с Конституцией РФ, правомочны обратиться в КС РФ с запросом о толковании соответствующих положений Конституции РФ в целях устранения неопределенности в их понимании с учетом выявившегося противоречия и международных обязательств России применительно к возможности исполнения постановления ЕСПЧ и принятия мер индивидуального и общего характера, направленных на обеспечение выполнения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
КС РФ также указал, что при этом не исключается правомочие федерального законодателя предусмотреть специальный правовой механизм разрешения Конституционным Судом РФ вопроса о возможности или невозможности с точки зрения принципов верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ исполнить вынесенное по жалобе против России постановление ЕСПЧ, в том числе в части мер общего характера.
 

также Президент РФ, Правительство РФ, придя к выводу о невозможности исполнить вынесенное по жалобе против России постановление

Слайд 48Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ

"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде

Российской Федерации"

Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. N 7-ФКЗ

Слайд 49Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П "По делу о

разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской

Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России" в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации"

самостоятельно

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П

Слайд 503. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по

кругу лиц.

3. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

Слайд 51Любой нормативный акт имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего

действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных

субъектов права.
Таким образом, действие нормативного акта означает обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций.

Любой нормативный акт имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг

Слайд 52По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место

после его вступления в силу и до утраты им силы.

В Российской Федерации существуют следующие способы вступления нормативного акта в силу:
а) указание в самом акте либо в акте о вступлении его в силу календарной даты начала его действия (так, ныне действующий УК РФ вступил в силу с 1 января 1997 г.);
б) указание определенного факта, события, с которыми связывается вступление акта в силу («с момента принятия», «с момента опубликования» и т.д.).

По общему правилу нормативный акт применяется к отношениям, имевшим место после его вступления в силу и до

Слайд 53Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О

порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов палат Федерального Собрания»
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).




Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных

Слайд 56- Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по

истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза




- Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории

Слайд 57Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014)

"О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской

Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти"
 

Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 14.10.2014)

Слайд 58Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в

течение 10 дней после дня их подписания подлежат официальному опубликованию

в "Российской газете", Собрании законодательства Российской Федерации и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны Российской Федерации.
Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.
Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации в течение 10 дней после дня их подписания

Слайд 59Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу

одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней

после дня их первого официального опубликования.
 
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
 
Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
 
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.
 
В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по

Слайд 60Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы

и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или

имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
 
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, издаваемом еженедельно государственным учреждением - издательством "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, и размещению (опубликованию) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой

Слайд 61Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств.
Акт временного

действия теряет юридическую силу по истечении того срока, на который

он был рассчитан (конкретная дата или наступление определенного события: отмена чрезвычайного положения, прекращение военных действий и т.д.).
В иных случаях нормативный акт утрачивает силу в результате его официальной отмены. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, заменяющем старый, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых актов или подготовкой разного рода собраний действующего законодательства.
Кроме того, нормативный акт фактически утрачивает силу вследствие издания нового акта той же или вышестоящей юридической силы, содержание которого противоречит старому акту. Отсутствие официальной отмены в случае противоречия старого и нового акта в принципе ненормально, так как зачастую создает путаницу в правовом регулировании, споры и ошибки в юридической практике.
нормативный акт перестает действовать, если он специальным решением Конституционного Суда РФ признается неконституционным.

Нормативные акты перестают действовать в силу различных обстоятельств. Акт временного действия теряет юридическую силу по истечении того

Слайд 62С 9 января 2017 г. любые изменения в Гражданский кодекс вносятся отдельными

законами. Это предусматривает новый закон.
Понять, что проект, а затем и принятый

закон посвящены изменениям именно ГК РФ, можно по названию документов. Больше не возникнет ситуаций, когда в законах "о внесении изменений в отдельные законодательные акты" будут поправки к ГК РФ.
Новые положения, которые изменяют, приостанавливают действие или признают утратившими силу нормы ГК РФ, не смешаются с поправками к другим законам.
Отдельными законами изменения вносятся и в НК РФ.
Документ: Федеральный закон от 28.12.2016 N 497-ФЗ (вступил в силу 9 января 2017 года)

С 9 января 2017 г. любые изменения в Гражданский кодекс вносятся отдельными законами. Это предусматривает новый закон.Понять, что проект, а

Слайд 63Вносить изменения в КоАП РФ, приостанавливать и признавать утратившими силу его положения

также можно отдельными федеральными законами.

Вносить изменения в КоАП РФ, приостанавливать и признавать утратившими силу его положения также можно отдельными федеральными законами.

Слайд 64По общему правилу, закон не имеет обратной силы: он применяется

только в отношении тех обстоятельств, которые имели место после введения

его в действие.
Правила обратного действия закона применительно к конкретным случаям и фактам четко зафиксированы в Конституции. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет
По общему правилу, закон не имеет обратной силы: он применяется только в отношении тех обстоятельств, которые имели

Слайд 65Практика осуществления юриспруденции выработала два типичных исключения из принципа, согласно

которому закон не имеет обратной силы.
Во-первых, закон имеет обратную

силу, если он специально предусматривает применение своих норм к отношениям, возникшим до вступления данного закона в силу. Например, согласно правилам абз. 2 п. 1 ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Во-вторых, имеют обратную силу законы, устраняющие или смягчающие ответственность за те или другие преступления или административные проступки.

Практика осуществления юриспруденции выработала два типичных исключения из принципа, согласно которому закон не имеет обратной силы. Во-первых,

Слайд 66Принцип обратной силы также может применяться, если новый закон направлен

на улучшение качества жизни граждан.
Например, согласно новому закону об

обороте алкогольной продукции в этом году ужесточены требования к помещениям, в которых допускается продажа алкогольной продукции. В частности, увеличено минимальное расстояние до мест скопления людей и детских учреждений. В результате, те торговые точки, которые не вписываются в новые требования, должны быть закрыты. Несмотря на то, что в момент их открытия, они полностью сответствовали действующему законодательству. В данном случае мы видим действие обратной силы, которое оправдано тем, что эти ограничения направлены на оздоровление общества в целом, на защиту детей и подростков, т. е. преследуют интересы значительного количества людей, хотя для многих предпринимателей это может создать серьезные проблемы.

мнение

Принцип обратной силы также может применяться, если новый закон направлен на улучшение качества жизни граждан. Например, согласно

Слайд 67УК РФ, Статья 9. Действие уголовного закона во времени
 
1. Преступность

и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения

этого деяния.
2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

УК РФ, Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим

Слайд 68УК РФ, Статья 10. Обратная сила уголовного закона
 
1. Уголовный закон,

устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение

лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

УК РФ, Статья 10. Обратная сила уголовного закона 1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным

Слайд 692. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги,

сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов

и (или) тарифы страховых взносов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, плательщиков сборов и (или) плательщиков страховых взносов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
3. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
4. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Ст 5 НК

2. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, сборы и (или) страховые взносы, повышающие налоговые

Слайд 70По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на

которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий орган.
Под территорией государства

понимается суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, недра в пределах границ государства. Приравниваются к государственной территории военные воздушные и морские суда, где бы они ни находились; гражданские воздушные и морские суда, находящиеся в водах и воздушном пространстве своего государства, а также в открытом море и открытом воздушном пространстве; космические корабли и станции, несущие флаг государства;
территории посольств в других странах; подводные кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие государству и находящиеся в открытом море или космосе. В отдельных случаях нормативные акты могут иметь ограниченную сферу действия, т.е. распространять свое действие только на определенную часть территории (районы Крайнего Севера, Дальний Восток, зона Чернобыльской аварии и т.д.).

По общему правилу нормативный акт действует на всей территории, на которую распространяет свои властные полномочия соответствующий правотворческий

Слайд 71В Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся

на ее территории, — на граждан, иностранных граждан, лиц без

гражданства (апатридов), на государственные органы, общественные организации, юридические лица.
На граждан России ее законодательство распространяется и тогда, когда они находятся за рубежом. В п. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что российские граждане за пределами России пользуются ее защитой и покровительством.

В Российской Федерации законодательство действует на всех субъектов права, находящихся на ее территории, — на граждан, иностранных

Слайд 72УК РФ, Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц,

совершивших преступление на территории Российской Федерации
 
1. Лицо, совершившее преступление на

территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.
2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.
4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

УК РФ, Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 1. Лицо,

Слайд 73УК РФ, Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц,

совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
 
1. Граждане Российской Федерации и

постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

УК РФ, Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации 1. Граждане

Слайд 74Вопрос: может ли быть принят подзаконный акт перед законом?

Вопрос: может ли быть принят подзаконный акт перед законом?

Слайд 75Вместе с тем допустимо, в порядке исключения, издание нормативных актов

исполнительной властью - "регламентарных законов", законов-декретов (во Франции и других

странах), либо актов главы государства (в Российской Федерации) в порядке первичного (опережающего) правового регулирования по вопросам (предметам) законодательного ведения, в порядке так называемого "делегированного законотворчества".
Примеры "делегированного законотворчества" в РФ, т.е. способа правового регулирования по предметам исключительного ведения РФ, когда по вопросам, перечисленным в ст. 71 Конституции РФ 1993 г., имели место прецеденты первичного правового регулирования путем издания не федерального конституционного закона и федерального закона, а указа Президента РФ и постановления Правительства РФ - в связи с длительным отсутствием соответствующего федерального законодательного регулирования, - даны в ряде постановлений Конституционного Суда РФ, где была сформулирована правовая позиция о допустимости и конституционности такой практики и ее ограничениях.
Как следует из постановлений КС, подзаконное правовое регулирование в этих случаях имеет временный характер, направлено на восполнение пробелов в законодательном регулировании и прекращается после издания соответствующего федерального закона.
Вместе с тем допустимо, в порядке исключения, издание нормативных актов исполнительной властью -

Слайд 76Вид федеральных законов и особая разновидность ратификационных законов - ратификационные

федеральные законы международно-правовой имплементации?.

Вид федеральных законов и особая разновидность ратификационных законов - ратификационные федеральные законы международно-правовой имплементации?.

Слайд 77Федеральные законы о ратификации международных договоров и федеральные законы об

утверждении, приостановлении, изменениях и дополнениях внутригосударственных договоров о разграничении полномочий

органов государственной власти Федерации и субъектов РФ.
Таким образом, есть основания для классификации федеральных законов на два вида: традиционные федеральные законы и ратификационные федеральные законы.

Федеральные законы о ратификации международных договоров и федеральные законы об утверждении, приостановлении, изменениях и дополнениях внутригосударственных договоров

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика