Слайд 1Источники права
Часть 3
Юридическая сила
Слайд 21. Юридическая сила нормативного правового акта
Юридическая сила нормативного правового акта
(далее - НПА) в соответствии с абз. 27 ст. 1
Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З "О нормативных правовых актах" (далее - Закон о НПА) - это характеристика НПА, определяющая:
- обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям;
- его соподчиненность по отношению к иным НПА.
Слайд 31. Юридическая сила нормативного правового акта
ОДНАКО СУЩЕСТВУЮТ СИТУАЦИИ, КОГДА НПА
НЕ СОГЛАСУЮТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, Т.Е. ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ МОГУТ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ НОРМАМИ РАЗЛИЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
В ст. 409 Уголовного кодекса Республики Беларусь установлена ответственность за осуществление служащим кредитной организации банковских операций с денежными средствами (вкладами), на которые наложен арест, т.е. предполагается абсолютный запрет на проведение таких операций. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15.05.2008 N 267 "О некоторых вопросах осуществления расходных операций и внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. N 359" (далее - Указ N 267) установлен перечень платежей, которые могут быть произведены, несмотря на одновременное действие имеющихся в банке постановления суда о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах, в банковских вкладах (депозитах), и решения уполномоченного органа о приостановлении операций по таким счетам в банке (п. 1 Указа N 267).
Слайд 41. Юридическая сила нормативного правового акта
Такие противоречия называются коллизией НПА,
т.е. несоответствием норм действующего НПА, регулирующего одни и те же
общественные отношения (абз. 11 ст. 1 Закона о НПА).
Правильное сопоставление НПА по юридической силе обеспечивает грамотный выбор норм, подлежащих применению в случае коллизий НПА.
Слайд 52. Правила разрешения коллизий НПА
Для правильного определения юридической силы НПА,
подлежащего применению в случае коллизии НПА, необходимо следовать определенным правилам
Слайд 62. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 1
В случае коллизии между
НПА субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой
юридической силой (ч. 1 ст. 71 Закона о НПА).
Слайд 72. Правила разрешения коллизий НПА
Слайд 82. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 2
Законодательные акты имеют большую
юридическую силу по отношению к подзаконным актам (ч. 4 ст.
10 Закона о НПА). Следовательно, в случае противоречия подзаконного и законодательного актов необходимо применять нормы законодательного.
Слайд 92. Правила разрешения коллизий НПА
Законодательные акты - это Конституция Республики
Беларусь, законы Республики Беларусь (в т.ч. кодексы), декреты и указы
(в т.ч. директивы) Президента Республики Беларусь (абз. 6 ст. 1 Закона о НПА).
Подзаконные акты - постановления палат Парламента Республики Беларусь (далее - Парламент), Совета Министров Республики Беларусь (далее - Совмин), Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь и иные НПА, не относящиеся к законодательным актам.
Слайд 102. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 3
Конституция обладает высшей юридической
силой (ч. 1 ст. 10 Закона о НПА). Иные НПА
должны издаваться в строгом соответствии с Конституцией и не противоречить ей. Конституция, в частности, закрепляет основные права и свободы граждан, которые не подлежат отмене нормами других НПА. Так, если положения иных НПА ограничивают установленные Конституцией права, такие положения не применяются в силу прямого действия конституционных норм (ч. 2 ст. 10 Закона о НПА).
Слайд 112. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 4
В случае расхождения декрета
Президента Республики Беларусь (далее - декрет) или указа Президента Республики
Беларусь (далее - указ) с законом Республики Беларусь (далее - закон) последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ч. 3 ст. 137 Конституции). В ином случае (когда НПА издается в силу особой необходимости по инициативе Президента Республики Беларусь либо по предложению Правительства Республики Беларусь (ч. 1 ст. 101 Конституции)) нормы декрета (указа) имеют приоритет.
Слайд 122. Правила разрешения коллизий НПА
Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004
N 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины“:
1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям: 1.4. обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы.
Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З
Ч.1, Ч.3 Cт. 198. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение (пункты 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42, пункт 1 статьи 47). Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
Слайд 132. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 5
Кодексы имеют большую юридическую
силу по отношению к другим законам. ГК имеет большую юридическую
силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права (ч. 6, 7 ст. 10 Закона о НПА). Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК. В случае расхождения указанных актов с ГК действует последний (ч. 3 п. 2 ст. 3 ГК).
Однако от рассматриваемой ситуации необходимо отличать случаи, когда норма нижестоящего НПА (например, закона) принята в развитие вышестоящей нормы (например, ГК), дополняет ее. В данном случае коллизия отсутствует и подлежат применению конкретизирующие нормы нижестоящего НПА.
Слайд 142. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 6
Постановления палат Парламента, Совмина,
Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, акты Генерального прокурора Республики Беларусь
имеют большую юридическую силу по отношению к НПА министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов (ч. 5 ст. 10 Закона о НПА).
Слайд 152. Правила разрешения коллизий НПА
Квалификационными характеристиками должности "официант", установленными постановлением
Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, не предусмотрено обязательное
наличие специального либо профильного образования у работника (параграфы 14 - 16 раздела "Торговля и общественное питание" выпуска 51 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25.11.2003 N 146). Однако ч. 3 п. 43 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 07.04.2004 N 384 "Об утверждении Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания" закреплено, что к оказанию услуг, связанных непосредственно с обслуживанием потребителей, допускаются работники, прошедшие профессиональную подготовку (переподготовку). Таким образом, в связи с более высокой юридической силой постановления Совмина по сравнению с НПА Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь к работе в качестве официантов должны допускаться лица, имеющие документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки (переподготовки).
Слайд 162. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 7
При определении юридической силы
актов местных органов власти также необходимо исходить из того, что
они имеют собственную вертикальную иерархию, основанную на территориальном уровне конкретного органа принятия НПА.
Система местных Советов, как и система местных исполнительных и распорядительных органов, состоит из трех территориальных уровней:
областного
базового
первичного.
Если решение Столбцовского районного Совета депутатов противоречит решению Минского областного Совета депутатов, то будет действовать решение Минского областного Совета депутатов.
Слайд 172. Правила разрешения коллизий НПА
СООТНОШЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ГОРИЗОНТАЛИ
НПА
одного уровня следует признавать акты, ни один из которых не
является выше (либо ниже) по отношению к другому, т.е. эти НПА находятся на одном уровне иерархии нормативных актов (законы между собой, постановления министерств, решения органов местного управления и самоуправления и т.д.).
Слайд 182. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 8
В ч. 10 ст.
10 Закона о НПА сформулировано правило, в соответствии с которым
новый (принятый позднее) НПА имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по тому же вопросу НПА того же государственного органа (должностного лица). При этом в тексте НПА могут отсутствовать специально указывающие на это нормы.
Министерством финансов Республики Беларусь в 2009 году была издана и вступила в силу инструкция, некоторые положения которой впоследствии стали противоречить новой инструкции того же государственного органа, изданной в 2012 году. При разрешении указанной коллизии следует руководствоваться нормами новейшей инструкции (2012 года), несмотря на то что противоречащие положения инструкции 2009 года не были отменены.
Слайд 192. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 9
В соответствии с ч.
11 ст. 10 Закона о НПА нормативный правовой акт, принятый
(изданный) государственным органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к НПА государственного органа (должностного лица) одного уровня, если государственный орган (должностное лицо), принявший (издавший) такой акт, специально уполномочен на регулирование определенной области общественных отношений. В случае, когда имеет место коллизия норм одноуровневых НПА, необходимо выяснить спектр полномочий принявших (издавших) их органов (должностных лиц).
Слайд 202. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 10
Следующим критерием определения юридической
силы НПА одного уровня является правило соотношения общих и специальных
норм. В случае если в области правового регулирования одного правоотношения существуют общие и специальные нормы, преимущественной юридической силой обладает специальная норма. Это правило не нашло закрепления в Законе о НПА, однако является общепринятым в теории права и правоприменительной практике.
Общий порядок лицензирования в Республике Беларусь определен Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Указ N 450). Лицензирование деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), осуществляется в порядке, определенном Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 N 71 "О порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами)" (далее - Указ N 71). Нормы Указа N 71 являются специальными по отношению к нормам Указа N 450.
Слайд 212. Правила разрешения коллизий НПА
ПРАВИЛО N 11
Согласно ч. 1 ст.
68 Закона о НПА нормативные правовые акты органов местного управления
и самоуправления имеют обязательную силу на соответствующей территории Республики Беларусь. Решения местного органа власти распространяют свою силу на территорию четко определенной административно-территориальной единицы.
Нормы решения Рогачевского районного исполнительного комитета не будут действовать на территории Быховского района.