Разделы презентаций


Исторические источники

Содержание

Учебная литератураИсточниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Уч. Пос. под ред. И.Н. Данилевского, О.М. Медушевской. М., 1998. Голиков А.Г., Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000. Никулин П. Теория и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Исторические источники

ОПРЕДЕЛЕНИЯ
КЛАССИФИКАЦИИ
МЕТОДЫ АНАЛИЗА

Исторические источникиОПРЕДЕЛЕНИЯКЛАССИФИКАЦИИМЕТОДЫ АНАЛИЗА

Слайд 2Учебная литература
Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Уч. Пос.

под ред. И.Н. Данилевского, О.М. Медушевской. М., 1998.
Голиков А.Г.,

Круглова Т.А. Источниковедение отечественной истории. М., 2000.
Никулин П. Теория и методика источниковедения отечественной истории X – начала XX вв.: Уч. Пособие. Томск, 2000.
Никитин С.А. Источниковедение истории СССР. XIX в.
Учебная литератураИсточниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: Уч. Пос. под ред. И.Н. Данилевского, О.М. Медушевской. М.,

Слайд 3Источники:
Открытый текст. Эл. периодическое издание - http://www.opentextnn.ru/
Текст истории: источниковедение:
--

Старикова Н.В., Чеченков П.В. Практические занятия по источниковедению истории России

с древнейших времен до начала ХХ в.: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: НГПУ, 2008.
-- Сборник документов для практических занятий по источниковедению истории ССР. Вып. 1 – 2. М., 1980.
Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ - http://www.hist.msu.ru/ER/ (Источники + Ссылки на источники)
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина - https://www.prlib.ru/



Источники:Открытый текст. Эл. периодическое издание - http://www.opentextnn.ru/ Текст истории: источниковедение:-- Старикова Н.В., Чеченков П.В. Практические занятия по

Слайд 4 История пишется по документам и, если их нет, то нет

и истории (Ланглуа, Сеньобос) Торжество исторической критики: из того, о чем

говорят источники, догадаться о чем они молчали (В.О. Ключевский) История — это не то, что было, а то, что осталось (В.Н. Урсов)
История пишется по документам и, если их нет, то нет и истории  (Ланглуа, Сеньобос)

Слайд 5Источниковедение
1. Вспомогательная историческая дисциплина:
наука об исторических источниках;
Наука о методах, технике

исследования источников (выявления, отбора, классификации, критики, извлечения информации);
расширение источниковой базы;
способы

эффективного и рационального использования источников в исследовании.
2. Самостоятельная теоретическая дисциплина:
Соотношение источника с действительностью (адекватность, объективность / субъективность…)
Соотношение исследователя и источника (возможности исследователя понять исторический источник);
наука, цель которой извлечение достоверного научного знания (отличие историка и источниковеда).

Источниковедение1. Вспомогательная историческая дисциплина:наука об исторических источниках;Наука о методах, технике исследования источников (выявления, отбора, классификации, критики, извлечения

Слайд 7Историк на самом деле никогда не имеет дело с «объективными

фактами», а всегда с их интерпретацией. Он не интерпретирует факты,

а реинтерпретирует их интерпретацию даже тогда, когда опирается только на источник и не использует научные результаты своих предшественников (Савельева)
Историк на самом деле никогда не имеет дело с «объективными фактами», а всегда с их интерпретацией. Он

Слайд 8Источниковедение
С.Н. Валк: Источниковедение – общее учение о документе;
Н.М. Тихомиров: Источниковедение

– самостоятельная наука, ставящая задачу дать обзор и критику важнейших

письменных источников;
Л.В. Черепнин: Источниковедение – вспомогательная историческая дисциплина, разрабатывающая методы изучения и использования исторических источников.
ИсточниковедениеС.Н. Валк: Источниковедение – общее учение о документе;Н.М. Тихомиров: Источниковедение – самостоятельная наука, ставящая задачу дать обзор

Слайд 9Источниковедение
Теория источниковедения: основные понятия, история становления, приемы научной критики, методы

работы исследователя с ист. источниками.

Конкретное источниковедение: основные группы исторических

источников
ИсточниковедениеТеория источниковедения: основные понятия, история становления, приемы научной критики, методы работы исследователя с ист. источниками. Конкретное источниковедение:

Слайд 10Источниковедение
Междисциплинарные связи:
философия, культурология, лингвистика, география, естественные науки (физика, химия), филология,

государствоведение, социология, антропология, этнология, психология, история искусств;

литературоведение, правовые дисциплины, картография…



ИсточниковедениеМеждисциплинарные связи:философия, культурология, лингвистика, география, естественные науки (физика, химия), филология, государствоведение, социология, антропология, этнология, психология, история искусств;литературоведение,

Слайд 11Источниковедение
Объект источниковедения: исторические источники в комплексе, во всей полноте заключенной

в них информации
Предмет источниковедения:
понимание сущности и объективных закономерностей явлений

и процессов;
закономерности возникновения исторически источников и отражения в них исторического процесса, методика анализа исторических источников.

ИсточниковедениеОбъект источниковедения: исторические источники в комплексе, во всей полноте заключенной в них информацииПредмет источниковедения: понимание сущности и

Слайд 12Легенда о хазарской дани

Легенда о хазарской дани

Слайд 13Сабля или меч?
Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч»
«И реша

старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы взяли ее при

помощи сабель, а у этих людей оружие обоюдоостро. Будут они брать дань с нас и с иных стран».
«Острый с обеих сторон меч», выходит из уст Христовых и является мечом духовным;
Меч обоюдоострый «есть слово Божие» 
Сабля или меч?Поляне «сдумавше… и вдаша от дыма меч»«И реша старцы хазарские: «Не добра дань, княже! Мы

Слайд 14Андрей Юрьевич Боголюбский Повесть об убиении Андрея Боголюбского
И пока он так

говорил и молился о грехах своих Богу, сидя за лестничным

столбом, заговорщики долго искали его – и увидели сидящим подобно непорочному агнцу. И тут проклятые подскочили и прикончили его. Петр же отсек ему правую руку. А князь, на небо взглянув, сказал: «Господи, в руки тебе предаю душу мою» – и умер. Убит был с субботы в ночь, на рассвете, под утро уже воскресенья – день памяти двенадцати апостолов.
Андрей Юрьевич Боголюбский Повесть об убиении Андрея БоголюбскогоИ пока он так говорил и молился о грехах своих

Слайд 15Миниатюра Радзивилловской летописи. Конец XVв.

Миниатюра Радзивилловской летописи. Конец XVв.

Слайд 17Характеристики источника
Достоверность, точность / недостоверность; фальсификация искажение (прямая ложь, умолчание,

смещение акцентов)
Полнота / односторонность
Уникальность/типичность
Единичный / массовый
Объективность / субъективность =

объективно-субъективная природа
Аутентичность
Репрезентативность (достаточность, представительность)

Характеристики источникаДостоверность, точность / недостоверность; фальсификация искажение (прямая ложь, умолчание, смещение акцентов) Полнота / односторонностьУникальность/типичностьЕдиничный / массовыйОбъективность

Слайд 18Достоверность/фальсификация?

Достоверность/фальсификация?

Слайд 19Нарушение «пропорций») искажение достоверности

Нарушение «пропорций») искажение достоверности

Слайд 20«Земля, погруженная экскаватором…, отвозились по железнодорожной ветке мотовозом на свалку. Там ее быстро и легко

разгружали»

 До сих пор стоит перед моими глазами жуткая картина: продувающий до костей

студеный ветер бросает в усталые серые лица колючие иголки. Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязи. Немногие выдерживали этот каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах. Так что канал Москва-Волга, как и Беломорканал, построен на костях. Лишь спустя два года на строительстве появились первые ковшовые экскаваторы Ковровского завода, который тоже входил в систему ГУЛАГа».
«Земля, погруженная экскаватором…, отвозились по железнодорожной ветке мотовозом на свалку. Там ее быстро и легко разгружали» До сих пор стоит перед моими глазами жуткая

Слайд 21Полнота / односторонность

Полнота / односторонность

Слайд 22Уникальность / типичность

Уникальность / типичность

Слайд 23Единичные /массовые
Ординарность происхождения;
Однородность;
Аналогичность;
Повторяемость;
Однотипность формы – стандартизация - формуляр

Единичные /массовыеОрдинарность происхождения;Однородность;Аналогичность;Повторяемость;Однотипность формы – стандартизация - формуляр

Слайд 24Объективность / субъективность/ фальсификация

Объективность / субъективность/ фальсификация

Слайд 25Аутентичность текста
Русский текст ратифицированной конвенции и указ Сената

Опубликованный текст

прокламации, подписанной президентом Э. Джонсоном

Аутентичность текстаРусский текст ратифицированной конвенции и указ Сената Опубликованный текст прокламации, подписанной президентом Э. Джонсоном

Слайд 26Определение исторического источника
что это?
как в него попадает информация?
как ее извлекать?
какая

информация содержится в источнике:
почему информация в источнике может быть

искаженной?
Когда «памятник» станет «источником»?
Определение исторического источникачто это?как в него попадает информация?как ее извлекать?какая информация содержится в источнике: почему информация в

Слайд 27Документ, документальные материалы – все то, что является документальным, т.е.

основанным на отражении объективной действительности запечатлением, фиксацией, регистрацией фактов, событий,

явлений при помощи письма, изображения, звукозаписи (Митяев К.Г. ).
Документ - - письменные, отвечающие установленным требованиям, засвидетельствования, удостоверяющие факты, права, обязательства и служащие для их доказательства (удостоверения, дипломы, договоры…)
Документ – результат сознательного запечатления (документирования) информации о явлениях объективной действительности различными способами в целях надежной передачи этой информации во времени и на расстоянии, при обязательной идентификации запечатленного на языке слов.
Документ, документальные материалы – все то, что является документальным, т.е. основанным на отражении объективной действительности запечатлением, фиксацией,

Слайд 28БСЭ:
Документ – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и

специально предназначенный для ее передачи во времени и пространстве.
ГОСТ:
Документ

– зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющая ее идентифицировать = служебные деловые документы, управленческий документ
БСЭ:Документ – материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для ее передачи во времени

Слайд 29Как соотносятся понятия «документ» и «исторический источник»?

Что объединяет и что

различает эти понятия?

Как соотносятся понятия «документ» и «исторический источник»?Что объединяет и что различает эти понятия?

Слайд 30Определения исторического источника
Всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества;

Все продукты деятельности человека, которые содержат информацию
Все остатки прошлой жизни
Все

что было у человека, зависело от человека, изобретено или обработано им (Л. Февр)

Определения  исторического источникаВсякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества; Все продукты деятельности человека, которые содержат

Слайд 31Определения исторического источника
все памятники, содержащие свидетельства о прошлом («следы прошлого»),

отражающие факты и события реальной действительности каждой исторической эпохи;
продукт определенных

общественных отношений, прежде всего классовых, построенных на формационном понимании истории
всё, что может объективированный продукт целенаправленной человеческой деятельности, пригодный для получения информации о социальных процессах или явлениях историческую информацию;

Определения  исторического источникавсе памятники, содержащие свидетельства о прошлом («следы прошлого»), отражающие факты и события реальной действительности

Слайд 32Какие бывают источники?

Какие бывают источники?

Слайд 34Классификации источников
система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с

их общими признаками (критериями)
Менделеев Д.И.: Если основные начало классификации взято

из действительной природы, то тогда не только можно интерполировать или распределять то, что известно, но можно узнать и отыскать и вне тех пределов известности, которая составляет главный объект классификации
Классификации источниковсистема группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками (критериями)Менделеев Д.И.: Если основные

Слайд 35Классификации XVIII в.
Классификации – перечисления:
Г.-Ф. Миллер: летописи, хронографы, степенные

книги, родословные, разряды архивные письма;
В.Н. Татищев: Отечественные - зарубежные
летописи;
дипломатические

памятники;
памятники палеографии (древние сочинения, объясняющие историю);
памятники археографические (надписи на гробницах, зданиях, вещах, монеты, медали);
Памятники географические (топонимы, рассказы о территориях);
Предания, сказки, фольклор

Классификации XVIII в. Классификации – перечисления:Г.-Ф. Миллер: летописи, хронографы, степенные книги, родословные, разряды архивные письма;В.Н. Татищев: Отечественные

Слайд 36Классификации XIX в.
П.М. Строев (школа «скептиков»):
Акты:
государственные (договоры, переписка,

грамоты, уставы);
юридические (документы, фиксирующие частные права, привилегии).
2. Писания: летописи, повести,

сказания, послания
Классификации XIX в. П.М. Строев (школа «скептиков»):Акты: государственные (договоры, переписка, грамоты, уставы);юридические (документы, фиксирующие частные права, привилегии).2.

Слайд 37Классификации XIX в.
Н.Г. Устрялов:
1. Письменные:
Сказания современников;
Исторические сочинения: летописи, степенные

книги, хронографы, сказания об отдельных людях, записи иноземцев;
Акты государственные: внутренние:

законодательные акты, распоряжения правительства, судебные акты, разрядные акты, писцовые книги, родословия;
Внешние: договоры, дипломатические документы
Памятники наук и изящной словесности
2. Неписьменные:
Изустные предания;
Остатки искусств, художеств, ремесел
Классификации XIX в. Н.Г. Устрялов:1. Письменные:Сказания современников;Исторические сочинения: летописи, степенные книги, хронографы, сказания об отдельных людях, записи

Слайд 38Классификации XIX в.
Н.И. Надеждин
Естественные или физико-географические (явления климата и

природные катаклизмы);
Искусственные или собственно исторические:
безгласные – остатки древности, с признаками

человеческой работы (остатки городов, зданий, домашняя утварь); географическая среда (меняющаяся под влиянием человека, влияющая на человека);
гласные (словесные); устные, надписи; письменные документы
+ Критерий – способ фиксирования и передачи информации; - не четкое разделение.
Классификации XIX в. Н.И. НадеждинЕстественные или физико-географические (явления климата и природные катаклизмы);Искусственные или собственно исторические:безгласные – остатки

Слайд 39Классификация Н.Г. Устрялова
Исторические сочинения: летописи, Степенная книга, хронографы, записки иностранцев

о России, сказания об отдельных лицах, дворцовые записи;
Акты государственные:

законодательные памятники, судебные акту, разрядные, писцовые и родословные книги; внешние источники: договоры великих и удельных князей, документы дипломатического характера;
Памятники словесности: землеописания, философские, церковные, медицинские, естественно-научные сочинения, хожения;
+ Памятники наук и изящной словесности; Неписьменные источники: изустные предания, остатки искусств, художеств, ремесел (здания, монеты, одежда, оружие, домашняя утварь)
Классификация Н.Г. УстряловаИсторические сочинения: летописи, Степенная книга, хронографы, записки иностранцев о России, сказания об отдельных лицах, дворцовые

Слайд 40Классификация источников по цели создания (Иоганн Густав Дройзен, вторая половина XIX

в. )
ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно);

намеренные (свидетельства или предания)

смешанные

(памятники).


Классификация источников по цели создания  (Иоганн Густав Дройзен, вторая половина XIX в. )ненамеренные (остатки, отражающие факты

Слайд 41По степени близости источника к

историческому факту (Эрнст

Бернгейм, XIX – н. XX)

Остатки культуры = непосредственные следы прошлого = реликты: данные языка, обычаи, нравы, учреждения, произведения всех наук, искусств, ремесел; деловые акты, протоколы, административные документы; монументы и надписи… - доказать подлинность
Исторические предания = косвенные следы (необходима дополнительная критика):
Устные источники (песнь, рассказ, легенда..)
Письменные (надписи, генеалогия, биографии, мемуары)
Изобразительные (иконография, карты, рисунки, живопись, скульптура
Критерий: соотношение источника с действительностью



По степени близости источника к

Слайд 42Классификация А.С. Лаппо-Данилевского
! Связь источника с исследователем; отношение источника

к факту прошлого
Источники, изображающие факт – предания (письменные): чистые (личное

восприятие) и смешанные.
Источники, обозначающие факт – остатки (вещественные- язык, нравы, обычаи, учреждения):
Воспроизведения – было в прошлом и м.б. воспроизводиться вновь;
Пережитки – все, что сохранилось от прошлого, но в полной мере не соответствует
Произведения культуры – предметы древности, произведения литературы, документы
! Один источник может быть и преданием и остатком
3. Смешанные: монументы, медали, описания торжеств.
! Различные критерии

Классификация А.С. Лаппо-Данилевского ! Связь источника с исследователем; отношение источника к факту прошлогоИсточники, изображающие факт – предания

Слайд 43Остатки/ Предания

Остатки/ Предания

Слайд 44Варианты классификаций источников XX в.:
По содержанию информации: политическая, экономическая, культурная…;
По

структуре (простые, сложные факты);
По значению (существенные - несущественные);
По способу хранения

информации (типологическая);
По происхождению;
По цели создания, структуре (видовая классификации)
Варианты классификаций источников  XX в.:По содержанию информации: политическая, экономическая, культурная…;По структуре (простые, сложные факты);По значению (существенные

Слайд 45Пушкарев Л.Н.
Типы
Критерий: способ кодирования информации:
Письменные, вещественные, устные, этнографические,

лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы
Роды
Критерий: соотношение отображения или воплощения исторической действительности
(повествовательные

- документальные)
Виды
Критерий: цель (происхождение), структура, внутренняя форма
Разряды (?) близкие по особенностям

Пушкарев Л.Н.Типы Критерий: способ кодирования информации: Письменные, вещественные, устные, этнографические, лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументыРоды Критерий: соотношение отображения или

Слайд 46Типологическая классификация (Пушкарев; Ковальченко) Критерии: способ кодирования информации и принадлежность источника

к той или иной гуманитарной науке
1. письменные;
2. вещественные;
3. устные, или

фольклор;
4. этнографические;
5. лингвистические;
6. фотокинодокументы;
7. фонодокументы;

Электронные документы (?)
Типологическая классификация  (Пушкарев; Ковальченко) Критерии: способ кодирования информации и принадлежность источника к той или иной гуманитарной

Слайд 47Вспомогательные исторические дисциплины
вещественные: археология, нумизматика, бонистика, сфрагистика, фалеристика, вексиллография, геральдика;
письменные:

эпиграфика, папирология, греческая, римская, средневековая палеография, криптография, дипломатика, ономастика, топонимика,

генеалогия;
аудиовизуальные: фотография, кинематография, картография, микрофильмирование, звукозапись
Вспомогательные  исторические дисциплинывещественные: археология, нумизматика, бонистика, сфрагистика, фалеристика, вексиллография, геральдика;письменные: эпиграфика, папирология, греческая, римская, средневековая палеография,

Слайд 48По содержанию (Зимин)
источники по социально-экономической истории;
по внешней и внутренней

политике;
по истории общественной мысли;
по истории культуры.

По содержанию (Зимин)источники по социально-экономической истории; по внешней и внутренней политике; по истории общественной мысли; по истории

Слайд 49По происхождению (Каштанов):
возникшие в сфере социально-экономических отношений;
в области социально-политической борьбы,

общественной мысли и культуры;
в сфере семейно-личных отношениях.

По происхождению (Каштанов):возникшие в сфере социально-экономических отношений;в области социально-политической борьбы, общественной мысли и культуры;в сфере семейно-личных отношениях.

Слайд 50Видовая классификация цель создания, форма, структура
Вид определяется социальной функцией источника; функция

источника обуславливает устойчивость общих свойств виды (формы и структуры); Источники

полифункциональны.
Источники по истории России XI – XVIIв.:
Летописи;
Законодательные акты;
Актовые материалы;
Делопроизводственная документация;
Литературные произведения

Видовая классификация цель создания, форма, структураВид определяется социальной функцией источника; функция источника обуславливает устойчивость общих свойств виды

Слайд 51
2. Источники по истории России XVIII – первая половина XX

в.:
Статистические источники;
Публицистические сочинения;
Периодическая печать;
Источники личного происхождения;
Документы политических партий и общественных

организаций

2. Источники по истории России XVIII – первая половина XX в.:Статистические источники;Публицистические сочинения;Периодическая печать;Источники личного происхождения;Документы политических

Слайд 52Методы источниковедческого анализа

Методы источниковедческого анализа

Слайд 53Источниковедение и источниковеды
Филология – Экзегеза-герменевтика
Донаучный (летописный) этап (до начала XVIII):
Провиденциализм
Правила

одного источника;
Хронологическая последовательность;
Важность материала.
? Дублирование текста, противоречивые сведения; возможности фальсификации



Источниковедение и источниковедыФилология – Экзегеза-герменевтикаДонаучный (летописный) этап (до начала XVIII):ПровиденциализмПравила одного источника;Хронологическая последовательность;Важность материала.? Дублирование текста, противоречивые

Слайд 54Переход к Новому времени
Критическое, рациональное отношение к источнику – научный

метод:
Символ-опыт
Аллегории – эмпирическое рациональное объяснение
Моральные основы – Польза знаний
Летопись –

Историческое сочинение
Сквозная хронология – отдельный сюжет / тема, единый план, определенная позиция
Отбор, сокращение – «метод творческого вычитания»
Проверка сведений, сопоставление, сравнение (этимологический анализ);
Оценка достоверности

1657 - Записной приказ – для записи степеней и граней;
Сбор и хранение документов в великокняжеских канцеляриях;
Приемы обнаружения подчисток, поправок, анализ почерка, достоверности

Переход к Новому времениКритическое, рациональное отношение к источнику – научный метод:Символ-опытАллегории – эмпирическое рациональное объяснениеМоральные основы –

Слайд 55Становление научного источниковедения

Становление научного источниковедения

Слайд 56Новое время
Реформы – интерес к истории; светская история
Формирование научных институтов

(АН, университеты, научные общества, библиотеки, архивохранилища, ученый - чиновник)
Создание источниковой

базы:
Сбор жалованных грамот, курьезных писем, рукописных, печатных книг; хроники, хронографы (1720, 1722)
Публикации летописей, источников личного происхождения, законодательного и актового материала
Новое времяРеформы – интерес к истории; светская историяФормирование научных институтов (АН, университеты, научные общества, библиотеки, архивохранилища, ученый

Слайд 57В.Н. Татищев (1686 – 1750)
Сбор, публикация и классификация источников (по

степени достоверности): РП, Никоновская летопись, Судебник 1550.
Лексикон исторический, географический,

политический и гражданский
История Российская с древнейших времен;
«Татищевские известия»

В.Н. Татищев (1686 – 1750)Сбор, публикация и классификация источников (по степени достоверности): РП, Никоновская летопись, Судебник 1550.

Слайд 58Рационалистическое направление источниковедения
Г.З. Байер (1694 – 1738)
Г.Ф. Миллер (1705 –

1783)
Байер – основатель скандинавской школы русской историографии; норманской теории
Миллер
«Сибирские

портфели» Миллера – сбор (! Актовые материалы), издание по лучшему списку; системный сбор материала; не копировал
Организатор Московского архива КИД; Собрание русской дипломатики
Описание Сибирского царства
Происхождение народа и имени российского

М.В. Ломоносов (1711 – 1765)

Антинорманист; славяне – россы РИ, троянцы
Замечания на диссертацию Миллера; Происхождение имени народа Российского, Древняя Российская история (сарматская теория этногенеза славян)
Методы лингвистического анализа

Рационалистическое направление источниковеденияГ.З. Байер (1694 – 1738)Г.Ф. Миллер (1705 – 1783)Байер – основатель скандинавской школы русской историографии;

Слайд 59Схема А. Л. Шлецера (1735 – 1809)
Восстановление фактов:
1. малая

критика = критика подлинности слов (подлинность и сохранность); сбор и

сверка текстов для выявления наиболее верного;
2. прочтение текста и установление смысла = грамматическое и историческое толкование;
3. высшая критика, или критика дел = установление достоверности текста.
+ изучение иностранных источников (сопоставление);
+ «дипломатическое» описание каждой рукописи

Схема А. Л. Шлецера (1735 – 1809)Восстановление фактов: 1. малая критика = критика подлинности слов (подлинность и

Слайд 60Источниковедение (первая четверть XIX в.) Романтизм
«Строительство нации»
Создание архивов, публикация источников

(акты, летописи, законы); исторических сообществ – ценность источника (!фальсификаторы)
Специальная подготовка

кадров (семинары Л. фон Ранке)
История – литература (Карамзин, Пушкин, Купер); художественность исторических текстов.
1830 понятие «источниковедение» (Вайц «Источниковедение германской истории); герменевтика (Шлейермахер)
Школа скептиков (М.Т. Каченовский)


Источниковедение  (первая четверть XIX в.)  Романтизм«Строительство нации»Создание архивов, публикация источников (акты, летописи, законы); исторических сообществ

Слайд 61Карамзин Н.М. (1766 – 1826) Последний летописец и первый историк
Исторические романы

(«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»);
Историограф
Источниковед
«История государства Российского»
Рационализм: доказательства достоверности, происхождения источника;

научный аппарат; Романтизм – художественность повествования
Карамзин Н.М. (1766 – 1826) Последний летописец и первый историкИсторические романы («Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»);ИсториографИсточниковед«История государства Российского»Рационализм:

Слайд 62Семинары Леопольда фон Ранке
Объективисты
Нет источника, нет истории
История возложила на

себя задачу судить о прошлом, давать уроки настоящему на благо

грядущих веков. На эти высокие цели данная работа не претендует. Её задача — лишь показать, как все происходило на самом деле
В источнике не факты, а впечатление;
Критика должна дойти до первоисточника
Субъективность – в индивидуальной природе автора источника
Семинары  Леопольда фон РанкеОбъективистыНет источника, нет истории История возложила на себя задачу судить о прошлом, давать

Слайд 63Новая культурная ситуация (вторая половина XIX в.) Позитивизм
Буржуазные европейские революции –

реформы государственного аппарата;
Новое профессиональное образование (Европа): Школа Хартий – Школа

дипломатики- Школа выс. исследований = методы работы с источниками
Специальная подготовка (историко-филологические ф-ты)(С.М. Соловьев, В.О. Ключевский)
Дарвин «Происхождение видов», О. Конт:
– научный метод;
объективность знаний;
аутентичные, подлинные источники;
- 1. факты; 2. законы.

Новая культурная ситуация  (вторая половина XIX в.) ПозитивизмБуржуазные европейские революции – реформы государственного аппарата;Новое профессиональное образование

Слайд 64Позитивистское источниковедение. Ланглуа, Сеньобос «Введение в изучение истории», 1898.
Сбор

предварительных сведений = собирание документов, необходимых исследователю (эвристика): справочные издания

(каталоги, описи архивов, библиотек, музеев, историческая библиография, указатели, справочники). На этом же этапе вспомогательные науки: эпиграфика, палеография, дипломатика, хронология, сфрагистика, археология, нумизматика, геральдика.
Аналитические процессы:
- внешняя подготовительная критика источника: происхождение, авторство, датировка; Условия, в которых действовал автор, точность передачи фактов.
- внутренняя критика: истолкование, критика достоверности; выяснение условий, которые могли повлиять на автора, например стремление к практической выгоде, стремление следовать литературным этикетам; выяснение точности изложения фактов, например имел ли возможность наблюдать непосредственно происходящее.
- отрицательная внутренняя критика: отбор недостоверных фактов.
3. Синтез: отдельные факты, извлеченные из документов, синтезируются в единую формулу, создают историческое изложение.
= Нет источника – нет истории
Позитивистское источниковедение.  Ланглуа, Сеньобос  «Введение в изучение истории», 1898. Сбор предварительных сведений = собирание документов,

Слайд 65Историки позитивисты: С.М. Соловьев (1820 – 1879)
«История России с древнейших времен»,

29 т. История не назидание и поучение; ее цель выявить

причинно-следственные связи, соединить части в единое целое; отразить закономерный ход истории.
Проверка источника с т. зр. подлинности, время, места возникновения, имени автора, достоверности; с т. зр. здравого смысла; выявление личных религиозных, политических мотивов.
Сопоставление источников, редакций.
Историки позитивисты: С.М. Соловьев (1820 – 1879)«История России с древнейших времен», 29 т. История не назидание и

Слайд 66Историки позитивисты В.О. Ключевский (1841 – 1911)
«Курс русской истории»; «Сказания иностранцев

о Московском государстве»; «Жития святых как исторический источник»;
Специальный курс источниковедения
Особое

направление источникового исследования – комплексный анализ вида: специфика отражения фактов, достоверность вида, классификация, выявление цели источника, характер отбора информации…
Ценность субъективности (мысли, чувства, впечатления автора) источника. Неоднозначность понятия достоверность источника: фактографическая и социально-психологическая
Историки позитивисты В.О. Ключевский (1841 – 1911)«Курс русской истории»; «Сказания иностранцев о Московском государстве»; «Жития святых как

Слайд 67Этапы источникового исследования (по Ключевскому)
Критика источников:
предварительная расчистка и разборка источника;

критика текста (правильная разбивка текста на слова и фразы, изучение

лексики); «реставрация» текста (восстановление первоначального варианта, выявление источников текста, искажений, внесенных переписчиком). Датировка, атрибуция.
2. Критика фактов:
критика прагматическая;
критика высшая: связь между событиями

Этапы источникового исследования (по Ключевскому)Критика источников:предварительная расчистка и разборка источника; критика текста (правильная разбивка текста на слова

Слайд 68Комплексное источниковедение
К.Н. Бестужев-Рюмин (1829 – 1897)
- «Русская история»; «Современное состояние

русской истории как науки»; Специальные курсы по источниковедению (системное знание,

теория).
- Источник – самостоятельный объект изучения;
Источник содержит не только факты о времени, но и о взглядах автора;
Историческая критика источника обязательна: сравнительное изучение текстов, проверку одного источника другим; определение степени достоверности и датировки.
Важность и ложных источников.
А.С. Лаппо-Данилевский (1863 – 1918)
«Методология истории». Теория источниковедения – целостное систематическое учение об источниках. Объективность гуманитарного знания
методология источниковедения: методы, воссоздающие источник как явление культуры определенного времени. Источник изучается, анализируется и интерпретируется таким, каким его задумал и осуществил автор. Затем – как явление культуры данного времени.
методология исторического построения – воссоздание культуры, которой принадлежал источник. (Пр. исследование частноправовых актов позволяет характеризовать правовую систему, правовую культуру данного общества).
Комплексное источниковедениеК.Н. Бестужев-Рюмин (1829 – 1897)- «Русская история»; «Современное состояние русской истории как науки»; Специальные курсы по

Слайд 69Русский неокантианец А.С Лаппо-Данилевский
Источник- реализованный продукт человеческой психики. Признание чужой одушевленности


Этапы критики источников
1. интерпретация исторических источников (поиск фактов);
2. внешняя

и внутренняя критика (был ли факт в действительности);
3. историческое построение – на основании достоверных известий историк строит свои представления = исторические факты.
Методы интерпретации:
1. Психологический – «воспроизводство в себе чужого сознания» - диалог
2. Технический – анализ материальных свойств источника, стиля, формы (= средств автора) для понимания цели создания
3. Типизирующий – выявление типичного (общекультурного) содержания; культурный тип
4. Индивидуализирующий – личность через сознание, мысли, настроения, эмоции.
Русский неокантианец А.С Лаппо-ДанилевскийИсточник- реализованный продукт человеческой психики. Признание чужой одушевленности Этапы критики источников1. интерпретация исторических источников

Слайд 70После 1917
Издание учебной литературы; архивное дело, архивные курсы; издание научных

журналов;
«Немарксистское» источниковедение (Валк, Пресняков, Романов, П. Сорокин, Л. Карсавин)
Марксистское источниковедение:
-

Источник – результат целенаправленной чел. деятельности – возникает объективно (т.е. независимо от сознания, намерений и представлений будущего историка).
- метод социально-классового анализа содержания источника (классовое происхождение источника, его социальные функции и социально-классовая позиция автора);
внешняя критика (история возникновения и существования): место, время, авторство, обстоятельства появления первонач. текста и посл. редакций = правильное прочтение;
внутренняя критика: фактическое содержание источника, достоверность сообщаемых сведений
После 1917Издание учебной литературы; архивное дело, архивные курсы; издание научных журналов;«Немарксистское» источниковедение (Валк, Пресняков, Романов, П. Сорокин,

Слайд 71Структура и основные этапы источниковедческого анализа
1. Поиск, выявление и отбор

письменных источников
а) поиск письменных источников;
б) отбор исторических источников.
2. Источниковедческая критика

письменных источников
2.1.Определение внешних особенностей источника;
2.2.Установление происхождение источника:
а) установление подлинности памятника,
б) выяснение истории текста, определение его оригинала и последующих вариантов, прочтение текста,
в) определение (атрибуция), времени и места возникновения текста, установление его автора
г) выяснение причин, целей и исторических обстоятельств появления текста, определение его социальных функций в прошлом;
3) Интерпретация или истолкование текста: выяснение смыслов текста, правильное его понимание;
4) Изучение фактического содержания письменного источника и выяснение его соответствия исторической действительности;
5) Источниковедческий синтез памятника.
Структура и основные этапы источниковедческого анализа1. Поиск, выявление и отбор письменных источникова) поиск письменных источников;б) отбор исторических

Слайд 72Семинар
1. Методика датировки исторических фактов. Историческая хронология.
* Русские системы

летоисчисления.
* Новая хронология
2. Методика локализации исторических фактов. Историческая география.
3.

Методика идентификации личности.


Семинар1. Методика датировки исторических фактов. Историческая хронология. * Русские системы летоисчисления.* Новая хронология 2. Методика локализации исторических

Слайд 73Литература для семинара:
Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории

и методики исторического исследования. М., 1986.
Пронштейн А. П., Задера А.

Г. Методика работы над историческими источниками. М., 1977.
Черепнин Л. В. Русская хронология. М., 1944.
Каменцева Е. Хронология М.: Аспект-Пресс, 2003. – 160 с.
 Никулин П.Ф. Теория и методика источниковедения отечественной истории X – XX вв. Томск, 2000.
Медушевская О. М. Источниковедение: теория, история и методология. М., 1996. С. 43 – 56.


Литература для семинара:Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986.Пронштейн А.

Слайд 74Литература для сообщений
Гуц А. К. Многовариантная история России. М., 2001.

Гл. 2 и 3.
Данилевский И. Н. Пустые множества «новой

хронологии //Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (9 – 12 вв.). М., 1998.
Родина (см. статьи Янина, Смирнова, Олейникова, 1997. № 6; Дмитрия Володихина. 1999. № 4, 2000. № 4.).
Володихин Д. Анатолий Фоменко — терминатор Русской истории // История России в мелкий горошек. М., 1998.
Каменцева Е. Хронология М.: Аспект-Пресс, 2003. – 160 с. / Черепнин Л.В. Русская хронология (http://www.russiancity.ru/books/b40.htm )
Новая хронология


Литература для сообщенийГуц А. К. Многовариантная история России. М., 2001. Гл. 2 и 3. Данилевский И. Н.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика