Разделы презентаций


Исторические сюжеты в Русской культуре Часть 2 XVI-XVII вв

Содержание

Колокольня Ивана Великого(Церковь Иоанна Лествичника), 1508Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма - церковь Иоанна Лествичника) - церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Исторические сюжеты в Русской культуре
Часть 2 XVI-XVII вв.

Исторические сюжеты в Русской культуреЧасть 2 XVI-XVII вв.

Слайд 2Колокольня Ивана Великого
(Церковь Иоанна Лествичника), 1508
Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная

как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по названию основного храма

- церковь Иоанна Лествичника) - церковь-колокольня в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. Построена в 1505—1508 годах по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. В основании заложена церковь святого преподобного Иоанна Лествичника, построенная в 1329 году по велению московского князя Ивана Калиты на Боровицком холме. В 1505 году старая церковь была разобрана. К востоку от неё приглашённый итальянский архитектор Бон Фрязин построил новый храм в честь великого князя Ивана Великого. Строительство завершилось в 1508 году.
Колокольня Ивана Великого(Церковь Иоанна Лествичника), 1508Колоко́льня Ива́на Вели́кого (также известная как колокольня «Иван Великий», иногда именуется по

Слайд 3Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым

в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается

шатром. Шатровые храмы бывают деревянными и каменными. Каменные шатровые храмы появились в начале XVI века и не имеют аналогий в архитектуре других стран

Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровой слободе.
Первый каменный шатровый храм, 1510-е гг.

Шатровые храмы - особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание

Слайд 4Церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.
Принято считать, что строительство

этой церкви было связано с рождением в 1530 году у

Великого князя Василия III, Сына Ивана. Эта церковь стала одним из первых каменных шатровых храмов
Церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г. Принято считать, что строительство этой церкви было связано с рождением в

Слайд 5Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо

собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся

памятник русского зодчества. Храм расположен в районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, на территории музея-заповедника Коломенское, в бывшем селе Дьякове, на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция. Церковь была построена в честь рождения в 1530 году долгожданного престолонаследника — будущего Ивана IV. Посвящение главного престола храма Иоанну Предтече связано с намерением Василия III назвать наследника тем же именем, что носил его дед, Иван III.
Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове — единственный, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм

Слайд 6Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, Покрова

на Рву, собо́р Васи́лия Блаже́нного) - православный храм на Красной

площади в Москве. Строительство собора велось с 1555 по 1561 год.
Существует несколько версий строительства собора. По одной из них архитектором храма был известный псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма.
Согласно второй, широко известной, версии, Барма и Постник - два разных архитектора, участвовавших в строительстве. По третьей версии собор был построен неизвестным западноевропейским мастером, предположительно итальянцем, как и значительная часть сооружений Московского Кремля, возведённых ранее. Согласно легенде, зодчие собора Барма и Постник, были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. По другой версии, деньги на возведение храма собирал Василий Блаженный: он приносил монеты на Красную площадь и бросал через правое плечо, никто не трогал их, пока юродивый перед смертью не передал всю сумму Ивану Грозному. Возведен в честь святых, дни памяти которых пришлись на решающие бои за Казань
Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, Покрова на Рву, собо́р Васи́лия Блаже́нного) - православный

Слайд 7Царь Иван Грозный благоволил к Троице-Сергиеву монастырю. Здесь в стенах

Троицкого собора он был крещён, часто навещал святую обитель и

старался всячески одаривать. В 1559 году своим приказом повелел он здесь заложить Собор Успения Пресвятой Богородицы. В то время обитель уже разрослась и нуждалась в более вместительном храме. Строительство продолжалось 26 лет и закончилось через год после смерти первого русского царя. Торжественное освящение храма произошло уже при его приемнике — царе Феодоре Иоанновиче. Успенский собор Московского Кремля стал образцом для одноимённого храма Троице-Сергиевой лавры, но уступая по размерам. Величественный и строгий, монастырский собор стал самой крупной постройкой обители. Он расположен в центре монастырской земли — в восточной части соборной площади. Храм стоит на шести столпах, несущих пять глав. Крупные купола довольно тесно прижаты друг к другу. Центральный купол покрыт золотом, а остальные — голубой краской со сверкающими звёздами.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1585.

Царь Иван Грозный благоволил к Троице-Сергиеву монастырю. Здесь в стенах Троицкого собора он был крещён, часто навещал

Слайд 8Парсуна Ивана Грозного, «Копенгагенский портрет», предположительно, является надгробным портретом-парсуной выполненным

в традиционной иконописной манере. В 1677 году портрет был вывезен

из России датской посольской миссией.
Изображение совпадает со словесным портретом Ивана Грозного, приведенным в «Летописной книге» (1626 г.князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского). «Летописная книга» охватывает период от последних лет царствования Ивана Грозного до избрания на престол Михаила Романова. В специальном разделе «Написание вкратце о царех московских, образех их о возрасте и о нравех» даны словесные портреты и характеристики ряда персон. О Грозном автор пишет так: «Царь Иван образом нелепым, очи имея серы, нос протягновен и покляп; возрастом велик бяше, сухо тело имея, плещи имея высоки, груди широкы, мышцы толсты» .

Иван Грозный. Парсуна. Начало XVII века, Копенгаген. Национальный Музей. ("Копенгагенский портрет")

Парсуна Ивана Грозного, «Копенгагенский портрет», предположительно, является надгробным портретом-парсуной выполненным в традиционной иконописной манере. В 1677 году

Слайд 9Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875.

(Горсей был не только послом и купцом, но и шпионом

Английской королевы Елизаветы I)
Александр Литовченко. «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», 1875. (Горсей был не только послом и купцом,

Слайд 10Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября

1581 года», 1883–1885 г.
По одной из версий, они поссорились из-за

невестки, которую царь застал в неподобающем наряде. Царевичу пришлось встать на защиту жены — за что он заработал удар посохом по голове. Репин запечатлел момент, когда царь в ужасе понимает, что натворил.
В Российской империи изображать монарха в момент преступления было нельзя. Цензура полотно выставлять запретила. Однако ненадолго, и после разрешения публика в Третьяковскую галерею повалила валом. Картина очень эффектная, а в эпоху до возникновения кинематографа она вообще шокировала. В 1913 году один сумасшедший иконописец даже изрезал ее ножом. Пришлось восстанавливать. Третьяков пригласил Репина написать заново изрезанные лица. Но стиль Репина за двадцать лет сильно изменился. Тайком, чтобы художник не обиделся, смыли его поновление и нарисовали лица заново, по фотографии. Кстати, для Грозного позировал художник Мясоедов, а для царевича — художник Менк.
Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883–1885 г.По одной из версий,

Слайд 11Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 г

Виктор Васнецов. «Царь Иван Васильевич Грозный», 1897 г

Слайд 12Николай Неврев. «Опричники», 1904 г.
На троне в шапке Мономаха

и серебряной парче не Иоанн Васильевич, а боярин Иван Петрович

Федоров-Челяднин. А сам царь склоняется перед ним в поклоне. Иван Грозный услышал о боярине, что тот собирается занять его престол. Посадил Федорова на трон, дал ему скипетр и державу. Иван склонился перед ним, а потом со словами «Ты хотел занять мое место, и вот ныне ты, великий князь, наслаждайся владычеством, которого жаждал!» ударил его ножом и убил. (На картине он еще прячет нож за спиной).
Николай Неврев. «Опричники», 1904 г. На троне в шапке Мономаха и серебряной парче не Иоанн Васильевич, а

Слайд 13Царь-пушка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского средневекового литейного

искусства. Отлита из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе

мастером Андреем Чоховым, лафет и ядра в 1859 году. По мнению одних исследователей, судя по царапинам в стволе из Царь-пушки стреляли как минимум один раз. По другому мнению, выстрела никогда не было, поскольку в камере ствола остались следы литья бронзы, которые были бы уничтожены при первом выстреле. На дуле пушки изображена конная фигура царя Федора Иоанновича.
Царь-пушка — артиллерийское орудие Русского Царства, памятник русского средневекового литейного искусства. Отлита из бронзы в 1586 году

Слайд 14Скульптор: Антокольский М.М.
Жанр: Исторический портрет
«Ермак Тимофеевич», 1891
Событие: Поход Ермака в

Сибирь XVI в., 1581 г.
В 1577 г. отряд казачьего атамана

Ермака численностью в 1650 человек выступил в поход за Урал. Его путь проходил по рекам Чусовой, Серебрянке, Жаровли, Тагилу, Туре, Тоболу. В 1581 г. отряд Ермака достиг центральных областей Сибирского ханства. Продив Ермака Кучум направил большое войско, но казаки разбили его на берегу Тобола. В трехдневном сражении (23 -25 октября 1582 г.) на Иртыше отряд Ермака разбил войско Кучума и занял столицу ханства Кашлык.
Скульптор: Антокольский М.М.Жанр: Исторический портрет«Ермак Тимофеевич», 1891Событие: Поход Ермака в Сибирь XVI в., 1581 г.В 1577 г.

Слайд 15«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — картина русского живописца Василия Сурикова.

Работа над картиной началась в 1891 и завершилась в 1895

году.
Сюжетом картины является решающее сражение между казачьей дружиной Ермака и воинами сибирского хана Кучума в 1582 году. Масштабное батальное полотно стало заметным событием на 23-й выставке Товарищества передвижников, было приобретено императором Николаем II и в 1897 году передано Русскому музею, где экспонируется по настоящее время.
«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» — картина русского живописца Василия Сурикова. Работа над картиной началась в 1891 и

Слайд 16Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.
Скульптор С.М.Волнухин,
архитектор И.П.Машков, 1909.
Подписка на

сбор средств для установки памятника первопечатнику Ивану Фёдорову была открыта

в 1870 году; инициатором установки являлось Московское археологическое общество.
Место для памятника было выбрано историческое: неподалёку (на Никольской улице) расположены палаты бывшего Государева Печатного двора, возведённые в XVII веке на месте печатни Ивана Фёдорова, а уже в петровское время здесь вышла первая российская газета «Ведомости». Однако местоположение памятника менялось: в 1934 году, при расширении Театрального проезда и сносе Китайгородской стены, его подвинули вглубь, а в 1990-е годы, при строительстве торгового комплекса «Наутилус», передвинули ближе к гостинице «Метрополь».
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. Скульптор С.М.Волнухин, архитектор И.П.Машков, 1909.Подписка на сбор средств для установки памятника первопечатнику Ивану

Слайд 17Григорий Мясоедов. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе»,

1862. Благодаря А.С. Пушкину мы уверены, что Лжедмитрий – это

именно Гришка Отрепьев, беглый монах из Чудова монастыря. На картине Мясоедова как раз сцена из «Бориса Годунова», в которой Отрепьева пытаются арестовать. Критик Владимир Стасов, современник художника, назвал эту картину одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.
Григорий Мясоедов. «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе», 1862. Благодаря А.С. Пушкину мы уверены, что

Слайд 18Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на

введение в России католицизма. 1874
В почтительном поклоне согнулся нунций Клаудио

Рангони, представитель Папы Римского, над головой поднял шляпу король польский и великий князь литовский Сигизмунд III. А перед ним стоит, приложив руку к груди, Лжедмитрий I. Самозванца объявляют законным претендентом на русский престол. Интересно, что в кабинете, где происходит действие, можно увидеть фигурки египетских сфинксов. В Европе они стали популярны спустя двести лет после Смутного времени, в XIX веке, после походов Наполеона в Египет.
Николай Неврев. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874В почтительном поклоне

Слайд 19Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к

пожертвованиям. 1896, историческая живопись
Картина достаточно большая – 698 на 594

см. О ней писал Максим Горький:
«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины – всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно. И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
Константин Маковский. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1896, историческая живописьКартина достаточно большая –

Слайд 20Па́мятник Минину и Пожа́рскому — скульптурная группа из латуни и

меди, созданная Иваном Мартосом в 1812—1818 годах; расположена перед Собором

Василия Блаженного на Красной площади. Посвящён Кузьме Минину и князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Передний горельеф изображает граждан-патриотов, жертвующих своё имущество на благо Родины. Слева - сам скульптор Мартос, отдающий отечеству двоих сыновей (один из них погиб в 1813 году).
Па́мятник Минину и Пожа́рскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом в 1812—1818 годах;

Слайд 21Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 1880
21 февраля

1613 года Земский Собор избрал на царство Михаила Романова, представителя

рода, наименее запятнавшего себя сотрудничеством с интервентами. Кроме того, молодой царь состоял в родстве с первой женой царя Иоанна Грозного, Анастасией Захарьиной-Юрьевой, что обеспечивало преемственность власти.
Алексей Кившенко. Михаил Федорович. Депутация от Земского собора. 188021 февраля 1613 года Земский Собор избрал на царство

Слайд 22Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855
Подвиг Ивана Сусанина главным образом

известен нам из устных народных сказаний, но есть и исторический

источник – царская грамота от 30 ноября 1619 года.
Иван Сусанин был крестьянином и вотчинным старостой села Деревеньки, Костромского уезда. Поздней зимой 1613 года польско-литовский отряд взял Сусанина проводником до вотчины Романовых, где жил только что избранный на престол Михаил Федорович. Поляки хотели убить молодого царя. Сусанин намеренно завел отряд в непроходимый лес. По преданию, за отказ указать верный путь его подвергли пыткам, а затем «изрубили в мелкие куски». Позже подвиг Сусанина был отражен во многих литературных произведениях и в одной из самых известных русских опер – «Жизнь за Царя» Михаила Глинки.
Адриан Волков. Смерть Ивана Сусанина. 1855Подвиг Ивана Сусанина главным образом известен нам из устных народных сказаний, но

Слайд 23Андрей Рябушкин. Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его

государевой комнате, 1893
В условиях разрухи после Смутного времени и тяжелого

финансового положения правительство сильно нуждалось в поддержке основных групп господствующего класса. Поэтому, Земские соборы, после избрания в феврале 1613 года царем 16-летнего Михаила Федоровича Романова, заседали почти непрерывно. Царь в нарядной одежде сидит на торне, украшенном драгоценными камнями. За царем стоит думный дьяк со свитком и стряпчий с шапкой и посохом царя. Вдоль стен на скамьях чинно восседают члены Боярской думы. Один из бояр стоя докладывает о вопросах, подлежащих обсуждению. Рядом с ним сидит боярин, голова которого утонула в стоячем воротнике, так называемом «козыре». «Козырь» являлся признаком особого положения его обладателя. Отсюда и пошло выражение «ходить козырем» т.е. важничать.
Андрей Рябушкин. Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате, 1893В условиях разрухи после Смутного

Слайд 24Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, XVIIв.
Идея Никона состояла в том, чтобы

повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и модель которого были

даже специально привезены в Москву. При патриархе Никоне строительство собора было практически полностью завершено вчерне, сам собор доведён до сводов. В нём освящены были три церкви: любимое место служения Никона — верхняя Голгофская; расположенная под ней церковь святого Иоанна Предтечи и Успения Богоматери. Зодчими собора были московские мастера Аверкий Мокеев, Иван Белозер
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, XVIIв.Идея Никона состояла в том, чтобы повторить Храм Воскресения в Иерусалиме, чертёж и

Слайд 25Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, 1626
Церковь Святой Живоначальной Троицы

в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская на Варварке) —

эталон московского узорочья середины XVII века, выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе (в той его части, которая в советское время была застроена административными зданиями а ныне огорожена забором. Эта постройка составляет веху в истории русского зодчества, она послужила образцом для множества московских храмов второй половины XVII века.
Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках, 1626Церковь Святой Живоначальной Троицы в Никитниках (церковь Иконы Божией Матери Грузинская

Слайд 26Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века (1636г.), расположенный на

территории Московского Кремля. Дворец был построен в 1635—1636 годах по

приказу Михаила Фёдоровича как парадные царские покои. Возведение первых каменных царских палат велось мастерами Ларионом Ушаковым, Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным под руководством Антипы Константинова.
Теремной дворец — памятник архитектуры XVII века (1636г.), расположенный на территории Московского Кремля. Дворец был построен в

Слайд 27— деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во

второй половине XVII века. Представлял собой весьма сложную систему отдельных

деревянных помещений (клетей), соединённых переходами. Своим богатым и экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Разобран не ранее 1767 года, при этом фундаменты дворца сохранились (равно, как и каменные постройки хозяйственных служб при дворце). В 2010 году на не застроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена реконструкция дворца в натуральную величину

Дворец царя Алексея Михайловича в коломенском, 1636г.

— деревянный царский дворец, построенный в подмосковном селе Коломенском во второй половине XVII века. Представлял собой весьма

Слайд 28Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1694г. — православный храм

Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Нынешнее здание храма («восьмерик на

четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, 1694г. — православный храм Георгиевского благочиния Московской городской епархии. Нынешнее здание

Слайд 29Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97 гг, «Нарышкинское барокко»

Церковь Знамения Богородицы в селе Дубровицы. 1690—97 гг, «Нарышкинское барокко»

Слайд 30Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, г. Истра, 1656г. Монастырь основан

в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой

должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины. Первым архитектором Нового Иерусалима стал П. И. Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились после того, как Никон был сослан в Ферапонтов монастырь
Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, г. Истра, 1656г. Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу

Слайд 31Ки́жский пого́ст, Ки́жи — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного

музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского озера.
Первыми письменными

источниками, с описанием Спасского Кижского православного прихода, являются писцовые книги Обонежской пятины XVI века. В «Переписной и отказной книге крестьянских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками Олонецкого уезда» составленной стольником А. Б. Бренчаниновым и подьячим П. Курбатовым в 1696
Ки́жский пого́ст, Ки́жи — архитектурный ансамбль в составе Государственного историко-архитектурного музея «Кижи», расположенный на острове Кижи Онежского

Слайд 32Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е)
Парсуна с изображением
Патриарха Никона, 1660-е гг

Надгробный портрет Скопина-Шуйского (1670-е)Парсуна с изображением Патриарха Никона, 1660-е гг

Слайд 33Парсу́на (искажённое лат. persona - «личность», «особа») - ранний «примитивный»

жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся

в зависимости от иконописи. Первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания, искажение слова «персона», которым в XVI веке назывались светские портреты.

Богдан Салтанов. Алексей
Михайлович в «большом наряде» (1682г.)

Федор Иванович, надгробная парсуна, XVII в

Парсу́на (искажённое лат. persona - «личность», «особа») - ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих

Слайд 34Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг.
Это приходской

храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы,

имеет статус патриаршего подворья. Здание построено в стиле «русского узорочья». Один из последних крупных шатровых храмов в истории русской архитектуры. Храм был заложен в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы, и завершён строительством в 1652 году при царе Алексее Михайловиче. Название «в Путинках» связано с тем, что рядом с церковью находился Путевой посольский двор, в котором останавливались европейские послы, прибывавшие в Москву
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. Москва. 1649-52 гг. Это приходской храм Московского Патриархата, освящённый в честь праздника

Слайд 35В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884-1887, историческая живопись
Картина В. И.

Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола в XVII веке.

После дебюта на 15-й передвижной выставке 1887 года приобретена за 25 тысяч рублей для Третьяковской галереи, где и остаётся одним из основных экспонатов. Интерес Сурикова к теме старообрядчества связывают с его сибирским детством. В Сибири, где было много старообрядцев, широкое распространение получили рукописные «жития» мучеников старообрядческого движения, включая «Повесть о боярыне Морозовой»
В. И. Суриков Боярыня Морозова. 1884-1887, историческая живописьКартина В. И. Сурикова, изображающая сцену из истории церковного раскола

Слайд 36«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова,

посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро

стрелецкой казни» была первым большим полотном Сурикова на тему русской истории. Художник начал работу над ним в 1878 году.
«Утро стрелецкой казни» — картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после неудачного бунта 1698

Слайд 37Репин И.Е. "Царевна Софья Алексеевна через год после ее заключения

в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей

ее прислуги в 1689 г., 1879

Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И. Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году. В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь.
В 1698 году московские стрельцы, участвовавшие в Азовских походах, вместо возвращения в столицу, были направлены в Великие Луки, к новому месту службы, что вызвало их резкий протест. Около двухсот челобитчиков направились в Москву, намереваясь возвратить к власти царевну Софью, заточенную Петром в Новодевичьем монастыре. Но вскоре мятежники были выбиты из столицы и возвратились к месту службы ни с чем. Воспользовавшись отсутствием в Москве Петра, теперь уже почти четыре тысячи стрелков отправились в столицу с целью возвести на трон Софью Алексеевну. Так недовольство стрелков переросло в восстание.
Репин И.Е.

Слайд 38Царевна Софья Алексеевна.
Парсуна, XVII в.
Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, глава Посольского

приказа при Алексее Михайловиче Романове, автор Новоторгового устава
Князь Василий Васильевич

Голицын, глава Посольского приказа в период регентства Софьи Алексеевны
Царевна Софья Алексеевна. Парсуна, XVII в.Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, глава Посольского приказа при Алексее Михайловиче Романове, автор Новоторгового

Слайд 39Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. Веденецкого
Изобретатель-самоучка Иван Петрович

Кулибин
Часы Кулибина, 1767 г.

Портрет И. П. Кулибина кисти П. П. ВеденецкогоИзобретатель-самоучка Иван Петрович КулибинЧасы Кулибина, 1767 г.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика