Слайд 1Историческое развитие культуры по Данилевскому Н.Я.
Работу выполнил студент 313 группы
НИУ ФСПО ИТМО
Тихонов Дмитрий
Слайд 2Биография
Данилевский родился в орловской губернии, учился в Царскосельском лицее и
Санкт-Петербургском университете, где занимался ботаникой.
Был арестован, после 100 дней заключения
в Петропавловской крепости сослан в Самарскую губернию.
С 1853 года начинает писать труды путешествуя по России
Слайд 3Творчество Данилевского
Главным его трудом стала работа под названием «Россия и
Европа» (1869 г.) в которой он описывал главные проблемы становления
мировой культуры с упором на культуру России.
Слайд 4Факторы влияющие на становление культуры
Данилевский считал, что культура состоит из
нескольких составляющих: науки, творчества, религии, политической и общественно-экономической составляющих. Каждая
из них складывается на основе личностного развития каждого носителя культуры, которое Данилевский выделяет как ключевое понятие – самобытность.
Слайд 5Факторы распространения культуры
Данилевский в своем труде «Россия и Европа» на
примерах рассказывает о том, как передается культура. Он приводит пример,
как греческая культура была принята римскими захватчиками и расширена, и как неудачна была экспансия греческой культуры при походе Александра Македонского.
Слайд 6Развитие культуры
Николай Яковлевич в своем труде также рассказывает о развитии
культуры в ходе исторического процесса. Он выделяет три основных периода
становления культурно-исторического типа: этнографический, государственный, цивилизация, т.е. он выделяет цивилизацию, как завершающую стадию развития культуры.
Слайд 7Основные культурно-исторические типы
Данилевский выделяет 10 основных типов которые встречались на
протяжении исторического процесса: египетский, иранский, древнесемитский, китайский, индийский, еврейский, греческий,
римский, аравийский и европейский. При этом он отрицает существования всемирной единой культуры.
Слайд 8Славянский тип
Помимо основных 10-ти типов, Данилевский выделяет «особый» славянский или
российский тип, который по его мнению отличается большей самобытностью и
независимостью от остальных типов культуры.
Слайд 9«Законы» Данилевского
Помимо основных 10-ти типов, Данилевский сформулировал несколько основных законов,
кратко отражающие суть его идеологии:
Закон 1. Всякое племя или семейство народов,
характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою,- для того чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий,- составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Слайд 10Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого
типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или
меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие,- когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию, или политическую систему государств.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу.
Слайд 11Заключение
Данилевский считал, что культура является неотъемлемой частью быта человека, формируемая
этим бытом, а так же обязательной и независимой характеристикой общества,
ее породившей. Ученый допускает возможность влияния на культуру со стороны, однако при этом сама культура, по словам ученого «Умирает».