Слайд 1Лекция 4 Закупочная логистика
1. Сущность и задачи закупочной логистики
2. Основные
функции, выполняемые закупочной логистикой
3. Основные методы закупок
4. Задача выбора поставщика
с позиции логистики
Слайд 21. Сущность и задачи закупочной логистики
АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЗАКУПОК:
стратегическая сторона снабжения
- процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами
компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов
в тактическом, оперативном плане - ежедневные операции, направленные на избежание дефицита или отсутствия необходимого продукта (МР или ГП)
Слайд 3Терминологическое многообразие
«закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и материалами» Управление закупками
— область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары
и услуги.
Процесс закупки - организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи.
Промышленные предприятия - продукция, МР, необходимые для производства,
Торговые компании - ГП для последующей продажи.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
улучшение взаимоотношений с поставщиками
повышение качества закупаемых
товаров
снижение издержек и времени на транспортировку МР
повышение эффективности управления материальным
потоком
достижение производства высококачественных продуктов по конкурентным ценам
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК ДЛЯ ТОРГОВЫХ ФИРМ
Большее число поставщиков:
универсальный магазин среднего масштаба
- 4526 поставщиков,
крупный магазин - 1468,
специализированный магазин - 670,
средний
супермаркет - 838,
аптеки и крупные супермаркеты - 1029.
Слайд 7КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВЛИ
уровень запасов на полках магазина
общие
издержки на покупателя.
Фокус влияния в логистическом канале переместился в
направлении конечного потребителя, что зачастую превращает розничного торговца в хозяина всего канала.
Слайд 8Задачи закупочной логистики
* что закупить
* у кого закупить
* сколько закупить
*
на каких условиях закупить.
Слайд 92. Основные функции, выполняемые закупочной логистикой
Идентификация (или переоценка) потребностей
Определение и
оценка требований потребителей
Решение «делать или покупать» - задача MOB («make
or buy»)
Определение типов закупок
Анализ поведения рынка
Идентификация всех возможных поставщиков
Предварительная оценка всех возможных источников
Оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика
Доставка МР и сопутствующий сервис
Контроль и оценка выполнения закупок
Слайд 10Стратегия управления закупками МР в промышленной фирме
Слайд 14Закупка товара одной партией
поставка товаров большой партией за один раз
(оптовые закупки).
Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии,
повышенные торговые скидки.
Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.
Слайд 15Регулярные закупки мелкими партиями
покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется
ему партиями в течение определенного периода.
Преимущества - ускоряется оборачиваемость
капитала;
экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование
Недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров;
необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.
Слайд 16Закупки по котировочным ведомостям
используется если закупаются дешевые и быстро потребляемые
товары. Котировочные ведомости включают:
полный перечень товаров;
количество товаров, имеющихся
на складе;
требуемое количество товаров.
Преимущества:
ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.
Слайд 17Получение товара по мере необходимости
похож на регулярную поставку товаров, но
есть особенности:
количество поставляемых товаров определяется приблизительно;
поставщики перед выполнением
каждого заказа связываются с покупателем;
оплачивается только поставленное количество товара;
по истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.
Преимущества : отсутствие твердых обязательств, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.
Слайд 18Закупка товара с немедленной сдачей
покупка нечасто используемых товаров, когда невозможно
получать их по мере необходимости.
Товар заказывается, когда он требуется,
и вывозится со складов поставщиков.
Недостаток увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.
Слайд 194. Задача выбора поставщика с позиции логистики
Актуальность работы с поставщиками
- тенденции:
покупок вместо собственного производства,
улучшения качества,
снижения уровня запасов,
интеграции
систем поставщиков и покупателей в единую ЛС,
взаимодействия и координации в логистических каналах совместного бизнеса
Слайд 22Система критериев выбора
цена затраты на транспортировку, административные расходы, риск изменения
курсов валют, таможенные пошлины
качество - способность поставщика обеспечить товары
и услуги в соответствии со спецификациями
надежность честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки
Слайд 23МЕТОДЫ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА
• затратно-коэффициентный;
• доминирующих характеристик;
• категорий предпочтения;
• рейтинговая оценка
факторов и др.
Слайд 24Рейтинговая оценка
Отбор критериев выбора поставщика
Определение значимости критериев экспертным путем
Итоговое
значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений (удельного веса) критерия
на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика
определение наилучшего партнера.
Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев оценки
Слайд 25затратно-коэффициентный метод или «метод миссий»
Процесс снабжения делится на несколько
возможных вариантов (миссий)
Для каждого рассчитываются все расходы и доходы.
В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий).
Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистические риски).
Из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).
Слайд 26Метод доминирующих характеристик
Сосредоточение на одном выбранном параметре (критерии):
наиболее
низкой цене,
наилучшем качестве,
графике поставок,
внушающий наибольшее доверие
Преимущество -
простота,
Недостаток - игнорирование остальных факторов — критериев отбора.
Слайд 27Метод категорий предпочтения
оценка поставщика зависит от информации, стекающейся из многих
подразделений фирмы
метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из
множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными