Слайд 1История формирования Китайского права
Слайд 2Китайское право — совокупность поддерживаемых государством этических, религиозных и правовых
норм, сложившихся на основе философско-нравственных концепций даосизма, конфуцианства, легизма.
Слайд 3Из даосизма (основоположник учения Лао Цзы, VI в. до н.э.)
была воспринята идея о существовании «дао» — естественного закономерного пути,
по которому развивается Вселенная и должен следовать человек. Дао — закон неба, природы и общества, который способен восстанавливать справедливость. Всё неестественное (искусственные установления в сфере управления, законодательства и др.) считается отклонением от дао. Следуя закону дао, человек не должен проявлять самостоятельной активности, не пытаться совершенствовать общество, государство, законы, а полагаться на дао и возвратиться к естественности.
Слайд 4Основоположник учения даосизма
ЛАО ЦЗЫ, IV век до н.э.
Слайд 5Существенное влияние на идеологию Китая оказало конфуцианство (VI в. до
н.э.). Влиятельным идеологическим течением оно стало сразу после возникновения, а
во II в. до н.э. было признано официальной идеологией и взяло на себя роль государственной религии. Вплоть до революции 1911 г. конфуцианство оставалось основой официальной идеологии и сохранило своё влияние до сегодняшнего дня (в модернизированном виде).
Слайд 6Конфуций ( 551 – 479 г.г. До н.э.)
Слайд 7Философское учение Конфуция (551—479 гг. до н.э.), в отличие от
даосизма, состоит в дифференциации мира природы и мира человека, утверждении
активности личности, а не её бездеятельности. Согласно конфуцианству природный закон — дао или тиан дао (божественный путь) — не управляет непосредственно миром человека. Мир человека не растворяется в мире природы, поскольку природа — идеальный мир. Человек должен стремиться к миру природы, к гармонии с ней в своих мыслях, чувствах, действиях, хотя достичь её никогда не может.
В целях достижения гармонии с окружающим миром природы человек должен разработать правила «правильного» поведения (ли). В соответствии с этими правилами взаимоприемлемые отношения представляют собой основу естественного равновесия.
Слайд 8Для сторонников даосизма все люди по отношению к дао равны.
Конфуцианство исходит из неравенства людей, суть «правил» правильного поведения трактует
в зависимости от социального положения каждого в семье, среди соседей, в официальной иерархии общества, в государстве.
«Ли» (правило /ритуал/ правильного поведения) определяется для каждой ситуации конкретно — для пожилого и молодого, управленца и подчинённого по службе и т.п. Оно регулирует отношения между отцом и сыном, старшим и младшим братом, мужем и женой.«Ли» представляет собой соединение моральных и правовых норм, ведущими среди которых являются моральные.
Слайд 9Конфуцианство отдавало предпочтение нравственно-этическим нормам, а не нормам права и
их принудительному исполнению в судах. Нормы права рассматривались как принудительные,
формализованные, не способные учесть всего многообразия факторов, связанных с социальным положением сторон.
Слайд 10Обращение в суд трактовалось так:
Пренебрежение правилами «правильного» поведения. «Ли»
заключается в беспристрастном разрешении конфликта посредством спокойного обсуждения, а не
в акцентировании внимания на разногласиях и апеллировании в суд с целью их разрешения;
Нарушение общественного спокойствия. Попытка публично уличить сограждан в нарушении правил воспринималась как грубость и невоспитанность, отсутствие скромности и готовности пойти на компромисс.
Слайд 11Общее правило управления народом (добродетельное управление) обосновывается следующим образом:
«Если руководить
народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ
будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Слайд 12Отрицательное отношение Конфуция и его последователей к позитивному закону (фа)
обусловлено его традиционно карательным значением, связью с жестокими наказаниями. Игнорировалось
право как система строгих логических и формальных норм, судебные решения. Не ценились юридические профессии и школы.
Школа легистов (IV в. до н.э.) встала на путь обоснования необходимости подчинения закону людей — и правителей, и подданных.
Слайд 13ЛЕГИСТЫ
Легисты отстаивали управление, опирающееся на законы (фа) и суровые наказания.
Видным теоретиком легизма считается Шан Ян (IV в. до н.э.).
Значительной фигурой в деле утверждения и развития легизма в Китае признан Хань Фэй (III в. до н.э.).
Шан Ян Хань Фэй
Слайд 14Отличие легизма от конфуцианства:
ЛЕГИЗМ
Усматривали в действиях человека только корыстные устремления
и требовали наказания в соответствии с законами.
провозглашая равенство людей перед
законом, считали возможным привить правильное поведение суровым наказанием, установленным в санкциях норм.
правовые нормы – регулятор общественных отношений. Эти нормы в равной мере одинаковы для всех. Они стандартны, устойчивы, доступны.
КОНФУЦИАНСТВО
Верили в добродетель человека, в его способность сообразовывать свое поведение с нравственными принципами.
Рассматривали неравенство и иерархическое соподчинение в обществе как показатель его гармонии.
Регулятор общественных отношений - нормы-ритуалы и этические нормы.
Слайд 15Хань Фэй требовал дополнить законы искусством управления, ответственности правителей перед
законом: «Если монарх желает управлять страной, руководствуясь законом, то достаточно
обнародовать его и исполнять... Закон не делает исключений... Виновные министры не могут уйти от наказания».
Концепция произвольного саморегулирования мира не воспринималась легистами. Закон они считали основой регулирования отношений в обществе. При этом законы должны изменяться с течением времени. Хань Фэй утверждал: «Время и закон не развиваются одинаково, и пусть старые законы дошли до нас, всё же копировать их нельзя».
Слайд 16Вывод:
Каждая из указанных концепций (даосизм, конфуцианство,
легизм) в разной степени оказала влияние на правосознание китайского народа.
Конфуцианство, которое впоследствии впитало в себя некоторые идеи своих оппонентов, оказалось наиболее стойким и распространённым по стране, переходящим из поколения в поколение. Под влиянием жизненных обстоятельств последователи конфуцианства вынуждены были признать, что для регулирования поведения людей требуется позитивное право. Однако закон они поставили ниже «ли», хотя не отвергли его важности.
Слайд 18В наши дни судебные и административные решения играют важную роль,
но не в качестве источников (форм) права, а как результаты
правоприменительной деятельности государства. Здесь не ставится вопрос об идеальном законе, отличающемся от правил, изложенных ранее законодателем или применяемых в деятельности суда и администрации. Вопросу подлежит сама ценность закона. Для Китая закон есть скорее инструмент согласительного действия, нежели символ юстиции. Он рассматривается как средство, которое не столько устанавливает порядок в обществе, сколько дезорганизует его. Для Китая поведение лица обеспечивается не законом, а гармонией и миром, которые достигаются соответствием традициям и обычаям. Традиционное примирение сторон с помощью посредника считается большим достижением, чем юстиция. Закон расценивается скорее как средство запугивания или отвлеченный образец, но никак не образец для действия, как это характерно для стран континентального права.
Слайд 19Термин «право». Отношение к субъективному праву.
В китайском языке слово «право»
имеет два значения — «фа» и «ксин». В древности они
употреблялись как синонимы. Ныне слово «фа» имеет более широкое значение, а «ксин» переводится как «наказание». Понимание всего права как уголовного права объясняет традиционный подход к праву как к наказанию. В китайском правосознании долгое время отсутствовало понятие «субъективное право».
Позднее китайское слово «цюань-ли» (субъективное право) появилось под влиянием японского права.
По китайским понятиям от субъективного права не зависит гармония в обществе, так как общество существует изначально без вмешательства субъектов. Более того, общество развивается спокойно и планомерно, если ни один из его субъектов не ставит цель защиты исключительно личных интересов. Общество считается здоровым, если гармонично функционирует в соответствии с дао. Конфликт в обществе — показатель его болезни, которую необходимо лечить. Эффективным средством устранения конфликта как общественного зла является уголовное право. В данной схеме субъективное право не находит себе места, поскольку рассматривается как источник столкновения интересов.
В вопросе о соотношении прав и обязанностей личности приоритет отдается обязанностям.Для уточнения китайского понимания слова «право» следует обратиться к термину «лю», который употребляется как синоним слова «ксин». В юридическом значении «лю» — уголовное право, в этимологическом (широком) смысле «право» (гамма, гармония) означает музыкальную гармонию. «Лю»известно ранее «ксин». Музыка, как и традиции, отнесена китайцами к важным сторонам бытия, которые необходимо изучать, чтобы быть добродетельными. Уголовное право в Китае всегда было суровым, поэтому право не вызывало к себе такого уважения, как музыка.
Слайд 20Система права. Норма права.
О системе права Древнего Китая свидетельствуют кодексы,
принятые во времена династий Цин и Хан (правила 400 лет).
Дошедшие до нас фрагменты этих кодексов содержат нормы -публичного права — уголовного и административного. Вопросы частного права — семейного и наследственного — в них только затрагивались в связи с уголовным и административным правом (налогообложение). Вопросы торгового права не получили освещения. Отрасли права не были чётко дифференцированы. Отсутствовало деление права на частное и публичное. Однако их основные направления уже были намечены.
Слайд 21О влиянии конфуцианства на норму уголовного права свидетельствует следующее:
В кодексах
давалась детальная градация наказаний за убийство, оскорбление словом и физическим
насилием при учёте (а) намерений преступника; (б) внешних обстоятельств совершенного преступления, (в) социального положения преступника и потерпевшего;
Суровость наказания зависела от места в социальной иерархии лица, совершившего проступок (отец или сын, муж или жена, старший или младший брат). Например, старший брат, ударивший младшего, не несёт наказания; младший брат, ударивший старшего, мог быть наказан на 30 месяцев каторжных работ или 90 ударами бамбуковыми палками.
Слайд 22Сфера частного права не была нормативно урегулирована. Применялись разнообразные формы
внесудебного разрешения конфликтов:
1
Внутри семьи. Миротворцем, как правило, выступал глава семьи.
Им мог быть также дальний родственник или посторонний, наиболее уважаемый, преклонного возраста, высокого положения в округе, обладающий опытом и моральным авторитетом. Обе спорящие стороны должны были принять предложенный миротворцем компромисс, «не теряя лица». Миротворец черпал нормы из правил поведения «ли», практики решения таких споров в регионе, а также из собственного опыта и знания мира. В случае непринятия компромиссного предложения сторонами, обсуждение дела продолжалось до наступления соглашения между ними. При этом миротворец использовал средства социального и морального давления;
2
Вне семьи — внутри общины, деревни, торговой гильдии. Миротворцами выступали старейшина клана, представитель местной элиты, старшина гильдии.
В большинстве случаев происходило «саморегулирование конфликтов» в пределах местных общин в соответствии с традиционными правилами поведения с учётом социального положения сторон.
Слайд 23 Конфликтующие стороны могли обратиться в государственный суд,
где дела рассматривались чиновниками. Однако, как правило, дело до суда
не доходило. Его решали на местном уровне миротворцы, что объясняется: (1) стремлением избежать общественного осуждения, наступающего в случае отказа от помощи уважаемого посредника; (2) желанием не вовлекаться в судебную волокиту, сопровождаемую судебными поборами и нерадивостью судебных работников.
Таким образом, норма права считалась второстепенной по сравнению с другими социальными нормами (нормой морали, нормой-обычаем,, нормой-традицией). Судебное решение на основе нормы права отвергалось в качестве главного средства решения конфликта. Только небольшая часть гражданско-пра-вовых споров рассматривалась государственными судами.
Система современного права Китая разделена на отрасли, институты. Это является результатом, в определенной мере, влияния континентального права, а также правовой системы Японии, где структурирование системы права в XX в. приобрело принципиальный характер. После принятия Конституции (1982 г.) в Китае активно развивается конституционное право. Особое внимание обращено на совершенствование институтов гражданского права, развитие экологического, трудового права. Правовая норма заняла ведущее место в системе источников права.
Слайд 24Кодификация
Необходимость обращения к законодательному регулированию общественных отношений Китай остро ощутил
в конце XIX в. В 1899 г. со стороны великих
держав была подготовлена аннексия Китая, раздел его территории на сферы влияния. В таких условиях важно было провести кардинальное реформирование всей системы государства. В XX в. в истории Китая происходили сменяющие друг друга резкие и крупные перемены. На смену династии Маньчжуров пришел режим партии Гоминьдана во главе с Чан Кайши. Частное право подверглось кодификации.
В 20-е гг. XX в. разрабатывались Гражданский, Земельный и другие кодексы по европейским образцам, главным образом немецким и швейцарским.
В 1949 г. была установлена Китайская Народная Республика, утвержден социалистический (маоистский') режим. Этот режим отклонил законодательные акты, выработанные во времена императорского режима и ориентированные на запад. Он выбрал советский метод построения коммунизма. В период «великой пролетарской культурной революции» (1966—1976 гг.), который впоследствии подвергся резкой критике в Китае, работы по кодификации не могли начаться.
После смерти председателя Центрального комитета Коммунистической партии Китая Мао Цзедуна (1976 г.) был взят курс на преобразование экономических отношений в направлении развития частного права. С 1978 г., когда Дэн Сяопинь пришел к власти, Китай проводил политику экономической экспансии и модернизации.Начались работы по кодификации права. Принята новая Конституция (1982 г.). Ее преамбула провозглашает, что «граждане Китая всех национальностей будут продолжать... следовать социалистическим путем», придерживаться принципов марксизма, социализма. Статья 1 Конституции гласит: «КНР является социалистическим государством с народно-демократической
Слайд 25 Были приняты законы об организации власти
и управления, закон о судах, о народной прокуратуре, Уголовный и
Уголовно-процессуальный кодексы (1980), положения об адвокатуре и нотариате, Общие положения гражданского права (типа ГК, вступили в действие в 1997 г. ). Особое внимание уделяется законотворчеству в области экологического права, В 80-90-е годы XX в. издан ряд законов об охране окружающей среды — моря, водного и воздушного пространства, почвы, прибрежного пространства от загрязнения нефтью и др.Однако до сих пор сохраняются многие институты и нормы социалистического права, главным образом в сфере публичного права. Так, правительство Китая формируется с участием Центрального народного комитета. Верховное народное собрание (парламент) по представлению Президента КНДР избирает только главу правительства — Премьера Административного совета. Остальной состав Административного совета представляется Премьером и назначается Центральным народным комитетом.
Отсутствует институт частной собственности на землю. Законодательно («Закон об управлении землёй» 1986 г., «Закон КНР о сельском хозяйстве» 1993 г., Общие положения гражданского права) признана лишь государственная и коллективная собственность на землю, используемая крестьянами. Закреплено не право собственности, а право пользования и частичного распоряжения землёй.
Однако «социализм» в Китае был и есть вербальный (словесный), а не реальный. Правовую систему Китая нельзя квалифицировать как социалистическую и относить к социалистическому типу.