Слайд 1История и литература всегда были тесно связаны между собой. Особенно
ценны творения поэтов связанные с историей ёще и потому что
они являются незаменимой и значимой частью их наследия, а также несут с собой богатейшее разнообразие языка, в руках автора умело превращенное в произведение искусства, крупицу истории.
Слайд 2А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов создали очень много
произведений отражающих историю Отечества; как современную (того времени, в котором
они жили), так и давно канувшую в века, и оставшуюся только в памяти престарелых очевидцев, либо в преданиях и легендах, из поколения в поколение. Поэт – это всегда очень чуткая натура, это и влияет на те произведения, созданные классиками, которые отображают существующие в то время проблемы, действующее положение вещей; часто встречаются и эпиграммы на влиятельных, и не очень людей того или иного общества, а также личная оценка автора исторических событий, коих он был свидетелем.
Слайд 3Олегов щит.
Когда ко граду Константина
с тобой, воинственный варяг,
пришла
славянская дружина
и расцвела победы стяг,
Тогда во славу Руси
ратной
Строптиву греку в стыд и страх,
Ты пригвозди свой щит булатный
На цареградских воротах
Настали дни вражды кровавой;
Твой тушь мы снова обрели.
Но день, когда мы вновь со славой
К Стамбулу грозно притекли,
Твой холм потрясся с бранным гулом,
Твой стон ревнивый нас смутил,
И нашу рать перед Стамбулом
Твой старый щит остановил.
Слайд 4В 907 г. Вещий Олег сумел взять Константинополь, прибить на
врата щит (как сказано в стихотворении), и благодаря этому добиться
выгодного договора с Византией, которые разрешала купцам Руси вести беспошлинную торговлю (без налогов) на её территории. А1829 году закончилась Русско-Турецкая война, в ходе которой русская армия под командованием графа И.И Дибича пришла через Балканы и подошла к Андриаполю, создавая угрозу столице империи, но далее не пошли, заключив Андриапольский мирный договор. Здесь пересекаются моменты истории прошлого и настоящего (для поэта), они связаны. В стихотворении выражен патриотизм и, в это же время, преклонение перед воинственный варягом, который привел дружину и чей щит остановил воинов, прибывших к вратам Стамбула почти тысячелетие спустя, тем самым показывая, что примеры поступков, людей прошлого влияют и на современное поколение.
Слайд 5Песнь о Вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам
Их что-то и нивы за буйный набег
обрек он мечом и пожарам;
С дружиной своей в цареградской броне
Князь по полю едет на верном коне…
Слайд 6Стихотворение представляет собой некую последовательность действий, в которых есть два
ключевых момента. Во-первых, момент, когда кудесник предупреждает, что Олег примет
смерть от своего коня. И, во-вторых, когда из костей коня, на которые наступил князь, выползает змея и жалит его, что и послужило причиной смерти Вещего Олега, победителя, которого щадят даже годы. Также в стихотворении присутствует доля таинственности, главной фигурой которой является кудесник, чей язык «правдив и свободен». Благодаря этой таинственности, созданной рукой поэта, с помощью всевозможных метафор и эпитетов, создается загадочность и прелесть этой легенды, которая не перестает быть популярной и сегодня.
Слайд 7Борис Годунов
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую
спокойно.
Но счастья нет моей душе…
Бог послал на землю
нашу глад,
Народ завыл, в мучениях погибая,
Я отворил им жницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы –
Они же мне, китуясь проклинали!…
Кто же упрет я всех убийца тайный:
Я ускорил Федора кончину,
Я отравил свою сестру царицу,
Монахиню сиренную…все я!
Слайд 8Царь Федор Иоаннович
Ирина Годунова
В этом драматическом произведении автор как тему
выбирает Смутное время и как главного героя Бориса Годунова, при
котором и началась Смуты. Образ этого царя сам по себе интересен, это подчеркивает и автор. С одной троны, это достойный владыка, которого выбрал сам народ. С другой стороны, страдающий человек, раскаивающийся в содеянном убийстве (хотя в действительности смерть царевича Дмитрия остается тайной и по сей день). Благодаря художественному вымыслу поэта складывается впечатление, что царь Борис признает за собой вину в смерти царевича Дмитрия, но возмущен слухами о том, что он повинен в смерти царственной четы Федора Ивановича и Ирины (сестры Бориса Годунова), а также в несчастье голодных лет 1601-1603 годов.
Слайд 9Очень удачно поэтом употребляется антитеза (противопоставление) в образе Бориса Годунова,
особенно это проявляется в его монологе. Он, царь, достигший высшей
власти, спокойно царствует, делает все для народа, для семьи, и он же, по мнению народа, тайный убийца законного наследника. Царевич, якобы воскресший в продолжение текста, в лице Лжедмитрия, успевшего воцарится на московском престоле и сгубившего, наконец, Бориса Годунова. С помощью этого произведения Александр Сергеевич усилил в глазах общества образ цареубийцы. В это же время убийца Дмитрия оказался трагическим персонажем, погибшим от «воскресшего» царевича, которого убили по его приказу. В действительности Борис Годунов никогда не признавал, даже самого факта насильственной смерти царевича Дмитрия.
Слайд 10Песни о Степане Разине
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин,
грозен Стенька Разин,
Перед ним красна девица,
Плененная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку Волгу.
Как вскочил тут грозен Стенька Разин
Подхватил персидскую царевну
В волны бросил красну девицу,
Волге-матушке ею поклонился.
В первой песне показывается образ Стеньки Разина, как героя, который глубоко чтит свою родину, природу, и в доказательство этого бросает в дар Волге персидскую царевну. Причем это не столько дар, а, сколько плата за то, что великая русская река – Волга, много для него сделала: воспитала его, выносила в волновую погоду, казаков добром наделила.
Слайд 11Ходил Стенька Разин
В Астрахань город
Торговать товаром…
Стал Стенька
Разин
Думати думу:
«Добро, воевода,
Возьми себе шубу,
Возьми себе
шубу,
Да не было б шуму».
Во второй песне больше раскрывается образ героя как разбойника, и его разговора с властью, т.е. с воеводой. Воевода просит подарки, говоря, что если не получит подарок, то разбойника повесят. И, естественно, Стенька Разин соглашается отдать подарок и тогда не было б шуму по поводу его торговли в городе. Автор достигает схожести с народными песнями благодаря повторению целых строчек. Такое часто встречается и в народных песнях.
Слайд 12Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача
с поля слышится
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Вызывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синему…
«…Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица.»
Третья песня рассказывает нам о том, насколько близок молодой удалец не только народу, но и самой природе. Даже природа, как и судьба, благоволит герою, и сама зазывает молодца походит по морю, по синему. Она же готовит ему дары, «пригоню тебе три кораблика», на которых золото, серебро и душа-девица. Возможно, благодаря близости Стеньки Разина и природе он сам становится ближе к народу, потому что также чтит свою природу, свою родину. И в то же время находится на грани конфликта с законом, умудряясь при этом, удержаться за роковой чертой, даже таким путем как за подарки воеводе, хотя в действительности все-таки будет казнен, оставаясь народным героем, воплотившим в себе лучшие черты казацкого атамана.
Слайд 13Цикл «Песни о Стеньке Разине» включает в себя три песни,
которые рассказывают о жизни знаменитого казака. Неслучайно выбран и жанр
повествования – песня. Разин был единственным из крестьянских вождей, руководившем войнами и восстаниями, о котором в народе сложили песни. Ведь именно она наиболее часто встречается как народное произведение, через неё народ выражает свое отношение к происходящим событиям. Это и нужно автору, который любил послушать народные песни и сказки, что бы отразить образ легендарного разбойника и показать близость этого исторического персонажа к народу, который в подтверждении того его же и воспевает.
Слайд 14Полтава
На битву взором вдохновенья
Горит восток зарею новой.
Уж на
равнине, по холмам
Грохочут пушки.
Дым багровый
Кругом восходит к
небесам
Навстречу утренним лугам…
Тогда-то свыше вдохновленный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с богом» Из шатра
Толпой любимцев окруженный
Восходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза…
И с ними царские дружины
Сошлись в дыму, среди равнины:
И грянул бой, Полтавский бой…
Среди тревоги и волненья
Вожди спокойные глядят,
Движенья ратные следят
предвидя гибель и победу
И в тишине ведут беседу
Слайд 15Поэма Полтава, само название которой говорит за себя, повествует о
событиях Северной войны, а также о ключевом сражении, решившим исход
войны – Сражении при Полтаве, произошедшем в 1709 году. Очень четко и лаконично описан бой, каждая деталь имеет значение. Сопоставлены оба военных начальника: Петр и Карл. Петр – активный, участвующий в боях, ради него войска пойдут вперед. Карл – пораженный раной, слабый, не рвется в бой, как Петр, а лишь отдает приказы, молча следя за ходом борьбы. Это противопоставление решает исход сражения – Карл бежит, его войска повержены и пирует Петр. Много упомянуто в описании боя имен любимцев, сподвижников Петра, таких как Шереметьев, Репнин и др. Но, как и каждый бой, Полтавский бой трагичен по своей сути, где идет борьба между людьми-сторонниками разных государств
Слайд 16Медный всадник
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой встать при море.
Прошло сто лет и юный град,
полночных стран кросс и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;…
Красуйся град Петров и стой
Неколебимо, как Россия,
Да усмирится же с тобой
и побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забуду
И тайной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра.
Слайд 17Поэма рассказывает о страшных событиях, произошедших в Петербурге в 1824
году, об ужасном наводнении. Судьба главного героя Евгения вершится, окруженная
тайнами города, связанными с его основания. Медный всадник возвышается над всем, что происходит, с ним читатель встречается в самом начале поэмы, во вступлении, где Петр предстает перед нами как грозный владыка, сумевший «покорить» буйную природу и прорубить «окно в Европу». Пушкин разоблачает душу этого великого человека, показывает его грандиозный замысел и результат этих планов. У автора всадник пробуждает чувство уважения, осознания важности его дел. И в то же время этот герой является виновником бед и страданий, на которые он обрек людей, живущих в городе, построенном на берегу вольной реки. Но это и трагичный герой, чей призрак преследует Евгения. "Медный всадник" часто рассматривают как противостояние государственной власти и маленького человека "Ужо тебе!", как вечный вопрос существования державной власти и свободной личности, вместе с тем свобода стихий (наводнение) также опасна и чудовищна как беспощадный топот бронзового коня.
Слайд 18Наполеон
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет
полн,
Приосенен твоею славой,
Почит среди пустынных волн
Великолепная могила:
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит…
Тильзит надменного героя
Последний славою витал,
Но скучный мир, по холод покоя
Счастливцу душу воспевал.
Надменный! Кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердце русских не постигнул
Ты с высоты отважных душ?
Великодушного пожара
Не предузнав, уж ты мечтал
Что мира вновь, мы ждем как дара;
Но поздно русских разгадал…
Война по гроб – наш договор!..
Хвала: он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Слайд 19Александр Сергеевич воспроизводит жизнь полководца, признанного во многих странах, победителя,
дополняя её собственными переживаниями с нею связанными. Здесь смешаны многие
чувства, порой противоречивые, они связаны с поражением Наполеона. С одной стороны Пушкин как патриот, как часть своего народа-победителя, должен гордится победой России, но он сожалеет о том, что несостоявшейся покоритель поздно понял причину своего поражения, которая заключалась в самом народе. Это подтверждается строкой: «война по гроб - наш договор». Но несмотря на то, что вся Европа проклинала тирана, автор сочувствует, сопереживает его судьбе, и в завершении еще раз подчеркивает важность роли своего героя для своего народа и для мира, который сумел завещать «вечную свободу из мрака ссылки»
Слайд 20Наполеон на Эльбе
Уже на западе седом, одетый мглою,
С равниной
синих волн сливался небосклон.
Один во тьме ночной над диною скалой
сидит
Наполеон.
В уме губителя теснились мрачны думы,
Он новую в мечтах Европе цепь ковал
И, к дальним берегам возведши взор угрюмый,
свирепо прошептал…
Слайд 21Стихотворение, написанное в 1815 году, повествует о том, какие замыслы
у великого полководца были после 1-й ссылки. Мысли о том,
какой ценой он заплатил за свое поражение, за годы своей власти, захватывая соседние государства и желая захватить еще больше. Эти мысли озарены жаждой мщения, лучом надежды, позволяющем мечтать о возвращении в Европу. И желание побега небезосновательно, ведь идет 1815 год. Наполеон бежит с острова Эльба, восстанавливает свою власть во Франции, правда, всего на 100 дней. Именно поэтому Пушкин заканчивает свое стихотворение загадочно-пророческой строкой «И жребий твой еще сокрыт». Тогда действительно трудно было предположить дальнейший ход событий, но и он не очень удачно завершили для «губителя», судьбу которого, по сути, решила битва при Ватерлоо, прошедшая 18 июня 1815 года.
Слайд 22Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая
Твердили: «Шли же
племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела:..
Но стали мы пятой твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой
И равен был неравный спор…
Слайд 23Александр Сергеевич окунает читателя в бездну воспоминаний о войне 1812
года. Незабываемый бой при селе Бородино, произошедший 26 августа 1812
года, страшный бой, один из главных сражений всей войны на территории России. Само стихотворение написано в 1831 году, именно в эту годовщину сражения при Бородине, наши войска под руководством Паскевича, в ходе подавления Польского восстания занимают Варшаву. Благодаря этому совпадению Пушкин и создает основную мысль стихотворения – свой патриотизм, до глубины души потрясенной нашей победой. Мысль стихотворения о нерушимости Руси, о её победах, о чествовании победителя, которого, как и автор благословляет Суворов «восстав у гроба своего», благословляет он и весть, разносящуюся с внуком великого полководца. Упоминание в произведении прославленного полководца неслучайно, ему тоже довилось взять Варшаву в 1795 году, во время подавления восстания Тадеуша Костюшко.
Слайд 24О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:
Все в жертву
ты принес земли тебе чужой.
Непроницаемой для взгляда черни диной,
В молчанье шел один ты с мыслию великой,
И в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобой,
Ругался над твоей священной сединой…
О Люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над ним ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
Слайд 25Стихотворением описывается судьба полководца, чей жребий был суров и чей
портрет висит в военной галерее 1812 года в Зимнем дворце.
Судьба не была благосклонна к этому полководцу: в начале войны был назначен главнокомандующим, применившим тактику отступления, с целью сохранения дееспособной армии, которая была, не только признана правильной последующим командующим, но и была применена им самим. Эта тактика повлекла за собой сдачу Москвы, и как ни странно, последующую победу России, все лавры от которой, естественно, достались не Барклаю де Толли, которого описывает поэт. Де Толли был выходцем из прибалтийских немцев, бывших потомками шотландского рода, изгнанных Кромвелем из Англии в, XVII веке, поэтому наша земля считалась ему «чужой». Он, после назначения Кутузова главнокомандующим, стал героем Бородина, сражаясь вместе с простыми солдатами, «ища желанной смерти». И, увы, в глазах народа он был тогда виновником неудачного начала Великой Отечественной войны с Наполеоном 1812 года.
Слайд 26 Тебе, певец, тебе, герою!
Не удалось мне за тобою
При громе пушечном, в огне
Скакать на бешенном коне.
Наездник
смирного Пегаса,
носил я старого Парнаса
Из моды вышел мой мундир:
Но и по этой службе трудной,
И тут, о мой наездник чудный,
Ты мой отец и командир.
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он видит – тут, Казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
В стихотворении рассказывается о Денисе Давыдове, герое войны 1812 года, Бородинского сражения и поэта, создававшего прекрасные стихотворения о своих ранних подвигах. . К числу военных действий Давыдова можно отнести организацию партизанского движения, где сам Давыдов возглавлял отряд. Много из эпиграмм можно узнать и о его характере: «забияка», «повеса» и «плут», но в то же время и сам Пушкин, автор стихотворений, признающий гений юра, признает Давыдова лучшим и в делах пера и по продвижению в карьере, называя его: «ты мой отец и командир», описывая свое поражение перед ним, призывая читателя взглянуть на творчество человека, чьим учеником он себя считал
Слайд 27Напрасно видят тут ошибку:
Рука искусства навела
На мрамор этих
уст улыбку,
А гнев на хладный лоск чела.
Недаром лик сей
двуличен.
Таков и был сей властелин:
К противодействиям привычен,
В лице и в жизни арлекин.
Стихотворение посвящено властелину – Александру Павловичу, а точнее его изображению, созданному итальянским скульптором Торвальдсеном, по заказу самого императора, на чье изображение «рука искусства навела» одновременно улыбку на губах и гнев на лицо. Автор описывает личность императора, в действительности двуличного человека, чему способствовало и его воспитание среди «двух огней» - бабушкой Екатериной Великой и отцом Павлом Петровичем. Двуличие не признается и не почитается в обществе и по сей день (осуждается), а что касается авторского отношения к Александру как к императору, то Пушкин его недолюбливал, считая, что Романов не имеет таланта полководца, а все равно рвется в бой, в командование. В частности в битве при Аустерлице, где император фактически отстранив от руководства битвой Кутузова, взял командование на себя, и в итоге сражение было проиграно. Нередко из-за подобных высказываний Пушкин попадал в ссылку.
Слайд 28Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И совета он учитель,
А
царю он – друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без
ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести
… грошовой солдат.
Эпиграмма написана на одного из самых влиятельных людей послевоенного периода правления Александра 1, ставшего фаворитом самого императора. Человек, поменявший быт и жизнь государственных крестьян на долгие годы. Сама личность Аракчеева выражена в словах его девиза «без лести предан». И действительно он был предан лично самому императору, в точности исполняя его приказания, но сам был падок на лесть, за что в высших кругах его прозвали «бес лести предан». Автор называет его притеснителем за созданную им систему военных поселений, которая хотя и принесла пользу государству, позволив сэкономить на содержании армии 45,5 млн. рублей, но в тоже время угнетало население, провоцировав недовольство и восстания.
Слайд 29Питомцы ветреной судьбы,
Тираны мира! Трепещите:
А вы, мужайтесь и
внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!..
Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я
ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостью предвижу…
И дпесь учитель, о цари:
Ни наказанье, ни награды,
Ни нрав темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Слайд 30Ода «Вольность» пронизана одной идеей протеста против абсолютизма. Здесь приведено
множество доказательств и примеров печального конца абсолютной власти: сначала казненный
своими же подданными Людовик XVI, потом сменивший его Наполеон, он же самовластительный злодей, чью погибель видит поэт, и несчастная участь императора Павла Петровича, убитого в своем же замке заговорщиками. Сам автор является патриотом, который любит свою страну и хочет сделать её лучше, он выступает против врага России Наполеона, но он против и существующего формы правления – абсолютизма монархии. Завершается ода выводом, что ничто, кроме закона не спасет от неминуемой участи тиранов – самодержцев, призывая тем самым к иной форме правления, которая будет основана на законе, стоящем выше всех. В 1820 году ода дошла до правительства и явилась одной из причин ссылки Пушкина.
Слайд 31В глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш
скорбный труд
И дум высокое стремленье…
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут
и свобода
Вас примет радостно у входа
И братья меч вам отдадут.
Эти строчки посвящены декабристам, многие из которых были лицеистами и личными друзьями поэта. Выпускники лицея, недовольные произволом одного человека – императора, рискнули выйти на Сенатскую площадь в декабре 1825 и проиграли. После суда оставшиеся в живых высланы далеко за Урал, лишены звания, имущества, претерпевают страдания. Именно им и посвящены слова Пушкина, не дающие умереть надежде и говорящие о величии и вечности идей, которым были преданы участники восстания.
Слайд 32И воспою тот славный час,
Когда почуя бой кровавый,
На
негодующий Кавказ
Поднялся наш орел двуглавый;
Когда на Тереке седом
Впервые грянул битвы гром
И грохот русских барабанов,
И в сече, с дерзостным челом,
Явился пылкий Цицианов;
Тебя я воспою, герой,
О Котляревский, бич Кавказа!
Куда ни мчался ты грозой –
Твой ход, как черная зараза,
Губил, ничтожил племена…
Ты днесь покинул саблю мести,
Тебя не радует война;
Скучая миром, в язвах чести,
Вкушаешь праздный ты покой
И тишину домашних долов…
Но се – Восток подымет вой!
Поникни снежной главой,
Смирись Кавказ: идет Ермолов!
Слайд 33Поэма описывает моменты покорения Кавказа. Эта была затяжная и тяжелая
война с горцами – народами Кавказа, длившаяся с 1818 по
1864 годы. Победы России над гордым и непокорным противником воспевает автор, вспоминая покорителей Кавказа и призывая его смирится с участью, уготованной ему судьбой. Это не только творческий порыв автора, но и вполне обоснованное предположение, оно связанно с тем, что наместником этого края становится Ермолов. Для поэта важной упомянутой фигурой в поэме является Алексей Петрович Ермолов. И не только из-за того, что на него возложена роль "проконсула Кавказа", но и личная симпатия к полководцу, герою Бородинского сражения, и человеку, сочувствовавшему выступлению декабристов (за что он по негласной версии и был досрочно и был отстранен от воинской службы императором Николаем I).
Слайд 34Опять увенчаны мы славой,
Опять кричливый враг сражен,
Решен в Арзруме спор
кровавый,
В Эдырне мир провозглашен.
И дале двинулась Россия,
И юг державно
вовлекла
В свои объятия тугие.
Стихотворение посвящено блестящей победе русского оружия над Османской империей, во время Русско-Турецкой войны 1828 – 1829 годов, которая поставила её на грань исчезновения.
Победа была одержана армией под руководством генерала – фельдмаршала Дибич – Забалканского, благодаря впервые совершенному переходу через Балканы. По итогам этой войны Россия «юг державно вовлекла», приобретя обширные земли около Черноморского побережья Кавказа.
Слайд 35Лермонтов
Жил-был когда-то князь Олег,
Владелец русского народа,
Варяг, боец (тогда свобода
Не начинала
свой побег).
Его рушительный набег
Почти от Пскова до Онеги
Поля и веси
покорил…
Он всем соседям страшен был:
Пред ним дрожали печенеги,
С ним от Каспийских берегов
Казары дружества искали,
Его дружины побеждали
Свирепых жителей дубров;
И он искал на греков мести,
Презреньем гордых раздражен…
Царь Византии был смущен
Молвой ужасной этой вести…
Но что замедлил князь Олег
Свой разрушительный набег?
Слайд 36Поэма посвящена древнему правителю Руси, князю Олегу, сумевшему объединить два
таких крупный и важных центра как Киев и Новгород.Берег Волхова,
это не только место боев, отсюда, из Новгорода, начинал своё правление князь Олег, отсюда он пошел на Киев и сюда прибывает его тень, замеченная автором и призывающая к себе языческого бога. Этим божеством оказался Стрибог, бог покровитель ветров, явился из туманного столба, во время ненастья. Стрибог был значимой фигурой поклонения, его идол в числе прочих был установлен в 980 году князем Владимиром, при его попытке объединить народы вокруг рада языческих божеств. Оканчивает поэму автор вопросом, являющимся одновременно и призывом, ведь он сам не равнодушен к воспоминаниям о славных победах русских войск под предводительством князя Олега, которого боялись печенеги, презирали греки и дружили хазары.
Слайд 37Во время оно жил да был
В Москве боярин Михаил,
Прозваньем
Орша. – Важный сан
Дал Орше Грозный Иоанн;
Он дал ему
с руки своей
Кольцо, наследие царей;
Он дал ему в веселый миг
Соболью шубу с плеч своих;
В день воскресения Христа
Поцеловал его в уста
И обещался в тот же день
Дать тридцать царских деревень
С тем, чтобы Орша до конца
Не отлучался от дворца.
В поэме автор рассказывает о семье известного боярина с прозвищем Орша, заслужившим доверие царя верной и безукоризненной службой. Семья этого верноподданного, состояла из дочери - единственной радости пожилого родителя, которая после станет его печалью, из-за своего поведения, предательства отца, связанным с тайной дружбой с неравным по происхождению человеком. И из-за этого в последствии умрет несчастным её отец, убитый во время очередной стычки с поляками, и она сама, запертая в светлице. Но также благодаря этому автор прославляет лучшие традиции старой Руси, допетровской эпохи, со своими особенностями взаимоотношений людей.
Слайд 38Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То
за трапезной сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади
его стоят светильники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие своё и веселие.
Слайд 39Песня повествует нам о смертельном кулачном бое, являвшемся излюбленным развлечением
народа на улице, между молодым опричником и удалом купце. Чтобы
восстановить доброе имя оскорбленной жены купец решается на смертельную схватку с обидчиком. В те времена православие, являющееся главенствующей религией, как и христианство в целом, несомненно, оказывало большое влияние на общество, на его понимание и оценку вещей. И не смотря на это, в конце концов, царь, опечаленный смертью своего любимого воина, приказывает казнить победителя. Главный герой, борец за правду, умирает позорной смертью, его могила стоит без имени, но надежа автора не потеряна: о семье дал слово позаботится сам царь Иоанн, чей противоречивый характер так хорошо отражен в поэме, а проходя мимо безымянной могилы гусляр непременно споёт песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.
Слайд 40Воздушный корабль
Есть остров на том океане –
Пустынный и мрачный гранит;
На
острове том есть могила,
А в ней император зарыт….
И в час
его грустной кончины,
В полночь как свершается год,
К высокому берегу тихо
Воздушный корабль пристает.
Из гроба тогда император,
Очнувшись, является вдруг;
Несется он к Франции милой,
Где славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына
И старую гвардию он.
Само стихотворение это красивая легенда, сотворенная автором, о том, что каждый год, в один и тот же час тень императора, восстав из гроба, с надеждой мчится к навсегда утраченному времени, к тому времени, когда этот гений правил. Но не власть, которую он имел, он хочет вернуть, а то, что важнее власти, хотя и является её вечным спутником: верная гвардия, семья и, давшая ему всё это Франция. Но даже когда герой прибывает на родину и зовёт гвардию, сына его мечты обращаются в пепел. Ведь одни маршалы погибли в нескончаемых военных походах, другие предали императора, а сын давно умер и все они не слышат его призыва. В этом произведении автор показал всю трагедию Наполеона, как человека, просто любящего все окружающее, родное.
Слайд 41Наполеон
Где бьет волна о брег высокой,
Где дикий памятник небрежно
положен,
В сырой земле и в яме неглубокой –
Там спит
герой, друзья! – Наполеон!..
Вещают так и камень одинокой,
И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!...
«Умолкни, о певец! – спеши отсюда прочь,
С хвалой иль язвою упрека:
Мне все равно; в могиле вечно ночь. –
Там нет ни почестей, ни счастия, ни рока!
Пускай историю страстей
И дел моих хранят потомки:
Я презираю песнопенья громки; -
Я выше и похвал, и славы, и людей!..»
Весь смысл стихотворения, вся его суть сосредоточенны в последней строфе, когда вступает тень, до этого момента ждавшая своего выступления. Там раскрывается истинное мнение автора, хотя оно противоречит само себе; в одной непрерывной речи дано утверждение о том, что мертвецам абсолютно безразлично осуждение или похвала со стороны, и в это же время ещё одно утверждение в котором, как бы в противопоставление, дух говорит о своём превосходстве и над похвалами, и над славой и, наконец, над людьми. Это показывает готовность автора бесконечно восхищаться гением ума этого поистине великого и уникального человека.
Слайд 42Наполеон душа
О! как в лице его ещё видны
Следы забот и
внутренней войны,
И быстрый взор, дивящий слабый ум,
Хоть чужд страстей, всё
полон прежних дум;
Сей взор как трепет в сердце проникал
И тайные желанья узнавал,
Он тот же всё; и тот же шляпой он,
Сопутницею жизни, осенен.
Но – посмотри – уж день блеснул в струях…
Призрака нет, всё пусто на скалах….
Не о призраке, а об его думах рассуждает автор. Эти мысли видны на лице призрака «следы забот и внутренней войны», война внутри, с самим собой мешает ему покоится с миром, множество чувств, дум, суждений теснились в его голове, взор выдает внимательному наблюдателю всю их глубину. Эта война разгорелась в ссылке, когда императору ничто не мешало поразмыслить над своими поступками, над своими взлётами и падениями, стремглав пронёсшимися через его бурную и перенаполненную жизнь. За это изобилие он ныне вынужден расплачиваться, каждую ночь, появляясь на берегу, наблюдая как волны этого же океана омывают милый его сердцу берег родной Франции, от которого он так далёк, и каждый раз заново переживать свою грустную историю.
Слайд 43Святая Елена
Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой,
Погиб, как жил
– без предков и потомства –
Хоть побежденный, но герой!
Родился
он игрой судьбы случайной,
И пролетел, как буря, мимо нас;
Он миру чужд был. Всё в нем было тайной,
День возвышенья – и паденья час!
Стихотворение посвящено, как и предыдущие, гениальному полководцу, проигравшему, однако, бой в решающей схватке с судьбой. Автор восхищается судьбой этого человека благодаря которой сын мелкого аристократа с Корсики достиг высшей власти и по её вине которой глава могущественной империи всеми забыт и покинут далеко на чужбине. Этот герой был одинок и чужд миру, но его звезда оставила один из самых ярких следов в истории, не только своего времени, но и последующих поколений. Для автора личность этого гения, его природа так и осталась загадкой, тайной навсегда похороненной на острове среди морей.
Слайд 44В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких
чуждых стран….
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец –
И рукою
дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою…
Ахнул дерзкий и упал
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит
Там где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Могучий великан, о котором говорилось в стихотворении, олицетворяет собой мощь и могущество Российской Империи. Настолько же великий и могучий как он великан предстает в образе Французской империи, с существенной разницей в характере. Важная мысль автора, воплощенная в стихотворении, - задача показать патриотизм своего народа, вера которого побуждает страну встречать своего противника с поднятой головой, не сдаваться в сложных ситуациях, и в конце концов помогает, не только одержать победу над противником, но и обезвредить его.
Слайд 45Что Чесма, Рымник и Полтава?
Я, вспоминая, леденею весь,
Там души волновала
слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Грянул гром, завизжали пули,
Перекрестился
я.
Мой пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася,
Из моего ружья…..
И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим горю не помочь.
Однако же в преданьях славы
Всё громче Рымника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас пророчий,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
Слайд 46Из названия этого стихотворения уже видно, о чем будет повествование.
И действительно автор рассказывает о событиях, произошедших в Отечественную войну
1812 года 26 августа – о битве при селе Бородино, под Москвой. Автор сравнивает это сражение с остальными известными боями такими как победа русского флота в Чесменской бухте, триумф Суворова в сражении при Рымнике и наконец с Полтавским боем принесшим победу России в Северной войне. При сравнении этих битв автор выявляет многочисленные различия, говоря об отличающимся настроении воюющих. В Бородинской битве солдаты защищали столицу своей родины, до этого они были вынуждены отступать, и сейчас они были в отчаянии, это было первое крупное и сразу решающее сражение той войны. Воины, от простых солдат до генералов, переживали за исход битвы, борясь, подпитываемые жаждой мщения за убитых товарищей, и скорбя о многочисленных погибших в этом ужасающем бое, где потери с обеих сторон были чудовищными.
Слайд 47Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят ещё какие!
Недаром помнит вся
Россия
Про день Бородина!...
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да,
жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Стихотворение, повествующее о Бородинском бое, построено в необычной, но удачной форме, от лица пожилого воина в летах, дающего наставление новому поколению. В частности о психологическом состоянии воинов, достойных сынов отечества, готовых выстоять в смертельной схватке, даже ценой собственной жизни узнает читатель. Этому подъему патриотизма в солдатах во многом способствовал личный пример командира, способного увлечь за собою в критический момент. Героизм командующих также состоял в том, чтобы показать как даже при смерти нельзя сдаваться и умирая верить в победу, ведь иначе нельзя: отступать некуда, позади Москва, а за неё можно и умереть.
Слайд 48Кровь загорелася в груди!
Все офицеры впереди…
Верхом помчался на завалы
Кто не
успел спрыгнуть с коня…
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!»
- и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь,
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.
На берегу, под тенью дуба,
Пройдя завалов первый ряд,
Стоял кружок. Один солдат
Был на коленах; мрачно, грубо
Казалось выраженье лиц,
Но слёзы капали с ресниц,
Покрытых пылью… на шинели,
Спиною к дереву лежал
Их капитан. Он умирал…
Слайд 49Поэма «Валерик» стала одной из самых автобиографичных произведений Лермонтова. Несмотря
на то, что рассказывает про битву один из бывалых солдат
от первого лица, сам поэт участвовал в этом сражении 23 июля 1840 года, во время второй ссылки на Кавказ, где успел отличиться. Уникальность описания боя в поэме, состоит в том, что автор пишет о нём не по чьим-нибудь воспоминаниям, как предыдущие, а по своим. Ведь он являлся участником исторического события, привнеся свою долю в победу, и перенося свою память о битве на бумагу , он сумел очень точно показать атмосферу войны, связанную с личными переживаниями. На такую детальную прорисовку, несомненно, повлияло место сечи – Кавказ, полный народов, каждый из которых бьется жестоко и до конца, недаром речка в этой местности прозвана старинными людьми Валекрик – речка смерти.
Слайд 50Вот он вздохнувши приподнялся,
И взор его уж открывался!
Вот он взглянул!..
затрепетал.
…Он с незабытыми друзьями! –
Он, вспыхнув, загремел цепями...
Ужасный звук
все, все сказал!!
Несчастный залился слезами,
На грудь к товарищам упал,
И горько плакал и рыдал.
Счастлив еще: его мученья
Друзья готовы разделять
И вместе плакать и страдать…
Но кто сего уж утешенья
Лишен в сей жизни слез и бед,
Кто в цвете юных, пылких лет
Лишен того, чем сердце льстило,
Чем счастье издали манило…
И если годы унесли
Пору цветов искать как прежде
Минутной радости в надежде;
Пусть не живет тот на земли.
Слайд 51Поэма «Кавказский пленник» посвящена событию, которое сопровождает любые войны, в
том числе и Кавказскую – плен. Автор раскрывает внутренний мир
несчастного героя и связывает его с атмосферой окружающей пленника. Пленный наблюдает, проникается и сочувствует новому для него образу жизни, ему интересно наблюдать за происходящим, это дает представление читателю о тех временах. Но он никогда не забудет свою родину, милый край, каждую минуту его мысли имеют одно направление, желание совершить побег, а взор каждую свободную минуту обращен в сторону родной страны. И наконец ему выпадает шанс, ему помогает девушка, казалось он близко к границе и уже счастлив, но трагичный герой остается им до конца, бежавшего пленника настигает смертельная пуля, его спасительницу ожидает ещё большая трагедия: её убьют вместе с главным героем, но убийцей окажется собственный отец, даже не подозревавший о преступлении.
Слайд 52 Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С
свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа
Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Слайд 53Благодаря этому стихотворению он стал известен, но оно также послужило
причиной первой ссылки на воюющий Кавказ, в этом стихотворении всевидящие
жандармы Николая Павловича увидели непростительно ясно выраженное обвинение в сторону многих влиятельных людей и власти, не дававшей свободного выражения мыслей поэту. Автор, в который раз напоминает о том, что многие считали Пушкина опасным человеком и, следовательно, желали ему смерти. Возможно, причиной этой ненависти была зависть к поэту, ведь его жена – Наталья Гончарова, одна из самых красивейших женщин своего времени, по легендам к ней не был равнодушен и сам император. Оно стало поворотным событием для жизни автора и ознаменовало собой такое печальное событие, как смерть одного из самых известных миру поэтов, ставшего впоследствии классиком русской литературы. По легенде на весть о смерти Лермонтова император Николай I отреагировал по солдатки грубо: "Собаке - собачья смерть!".
Слайд 54История и литература – два самостоятельных, но неразрывно связанных предмета,
которые испокон веков идут рука об руку. В некоторых произведениях
две эти отрасли переплетаются так сильно, что невозможно понять, где исторические факты граничат с художественным вымыслом писателя. Влияние таких произведений очень сильно, оно способно изменить мнение людей, убеждая в своей правоте так убедительно, читатель даже не догадывается о возможности существования опровергающих фактов. Иногда такие произведения так сильно укореняются в сознании общества, что своими идеями побуждают людей менять ход истории.