Слайд 1ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
Сапанжа Ольга Сергеевна, доктор культурологии, профессор кафедры
художественного образования и декоративного искусства (лекции)
Подольская Ксения Сергеевна, старший преподаватель
кафедры художественного образования и декоративного искусства (практики)
https://vk.com/izo_xx_rgpu
Слайд 2ИСТОРИЯ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(МИРОВОЕ ИСКУССТВО ХХ
ВЕКА)
РУССКОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА
(ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО ХХ ВЕКА)
Слайд 3НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ХХ ВЕКА
ИСКУССТВОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
Цель лекционных занятий: понять логику
и динамику развития художественных процессов в ХХ веке, определить место
изобразительного искусства в общем контексте развития культуры
Цель практических занятий: применить знания о динамике развития художественных практик в ХХ веке при анализе конкретных произведений, включить изучаемые произведения в общий контекст развития изобразительного искусства, представить комплексный анализ изучаемых произведений
Слайд 4ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Развитие системы коммуникаций и ускорение всех процессов
культурного развития
Слайд 5ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Усиление интернационального характера художественной культуры
Слайд 6ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Полистилизм или полифония как определяющая черта процессов
художественного творчества
Слайд 7Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955)
Дегуманизация искусства (1925)
Тенденция к дегуманизации искусства;
Стремление к
тому, чтобы произведение искусства было лишь произведением искусства;
Стремление понимать
искусство как игру, тяготение к глубокой иронии;
Искусство чуждо какой-либо трансценденции.
«Легко кричать, что искусство возможно только в рамках традиции. Но эта гладкая фраза ничего не дает художнику, который с кистью или пером в руке ждет конкретного вдохновляющего импульса».
Слайд 9КАК ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ?
Во Франции - «ар-нуво» (от фр. art nouveau,
букв. «новое искусство»)
В Англии - «современный стиль» (от англ. modern
style)
В Германии - «югендстиль» (от нем. Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала)
В Австрии (Чехии, Польше) - «сецессион» (от нем. Secession — «отделение, обособление»)
В Шотландии - «стиль Глазго» (от англ. Glasgow style)
В Бельгии - «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884)
В Италии - «либерти» («стиль Либерти»)
В Испании - «модернизмо» (от исп. modernismo)
В Швейцарии - «еловый стиль» (style sapin)
В СЩА - «тиффани» (по имени Луиса Тиффани)
В России - «модерн»
Слайд 10ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
МОДЕРН – это стиль или направление?
МОДЕРН и МОДЕРНИЗМ –
это одно и то же или нет?
Слайд 11Направления и стили
Стиль в искусстве - исторически сложившаяся общность художественных
признаков в нескольких видах искусства, характерная для определенной эпохи, объединяющая
несколько стран (наций) и обусловленная единством идейно-эстетических устремлений
Направления в искусстве представляют собой систему художественных приемов, средств выразительности, которые призваны выразить определенную идею, мировоззрение, доминирующее в определенном сообществе на данном отрезке времени.
Слайд 12МОДЕРН – СТИЛЬ ИЛИ НАПРАВЛЕНИЕ?
МОДЕРН И МОДЕРНИЗМ
МОДЕРН - наименование стиля,
который получил широкое распространение в мировом искусстве конца XIX начала
XX веков (Россия, Европа, США), главным содержанием которого было стремление художников противопоставить свое творчество историзму и эклектизму искусства второй половины XIX столетия.
«Модерн как научный термин уместнее ставить в ряд не с чисто стилевыми категориями, а с таким историко-культурным понятием, как бидермейер... можно сказать, что бидермейер и модерн - это начало и конец целой исторической фазы романтизма» (Г. Стернин)
МОДЕРНИЗМ - совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX - середины XX века (импрессионизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм и т.д.)
Слайд 13МОДЕРН. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Отказ от прямых линий и углов в пользу
более естественных, «природных» линий.
Во-вторых, это интерес к новым технологиям, в
особенности, в архитектуре.
Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений.
Расцвет прикладного искусства.
Слайд 14«Удар бича» («удар хлыста») Германа Обриста
1895 год
Шерстяное панно украшенное энергичными
линиями вышитого шелком растительного узора
Слайд 16Виктор Орта Victor Horta (1861—1947)
бельгийский архитектор
один из основателей стиля
модерн в архитектуре
четыре брюссельских дома работы В.Орта включены в список
объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
Слайд 17Тассель-отель
Построен в 1893-1894 гг. для учёного, профессора Эмиля Тасселя
«Орта доказал, что существует такая вещь, как архитектурная музыка – гармония формы, материала и цвета» (Людвиг Хевеши, 1897)
Слайд 23ДЕТСКИЙ САД
(JARDIN D’INFANTS)
1897-1899
Слайд 24СОБСТВЕННЫЙ ДОМ-МАСТЕРСКАЯ ВИКТОРА ОРТА
1898-1900
С 1969 года Музей Орта
Слайд 27Антонио Гауди (1852-1926)
Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т
Слайд 28-
«Дом Костей» жилой дом, построенный в 1877 году для текстильного
магната Жозепа Бальо-и-Касановаса в Барселоне и перестроенный Антонио Гауди в 1904-1906
гг.
Слайд 29-
Каса-Мила
Жилой дом, построенный в 1906-1910-х гг. в Барселоне для семьи Мила.
Слайд 30Храм Святого Семейства. Полное название: Искупительный храм Святого Семейства (от кат. Temple Expiatori de
la Sagrada Família) церковь в Барселовне, строящаяся на частные пожертвования
начиная с 1882 года.
Слайд 31ВЕНСКИЙ МОДЕРН
ВУНИБАЛЬД ДЕНИНГЕР. Вилла на море. 1900
ОТТО ШЁНТАЛЬ. Жилой дом.
1907
Слайд 32-
-
Доходный дом Лидваль.
Доходный дом Иды Амалии Лидваль.
Ф.И. Лидваль.
1899-1904.
Слайд 33Особняк М. Кшесинской. 1904-1906 гг.
А.И. фон Гоген.
Слайд 34Дачи Каменного острова.
Василий Шене. 1898.
Дача для жены булочного
мастера Евгении Карловны Гаусвальд
-
Слайд 37В. Серов
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой
1911
Вестник моды
1906
Слайд 38Витебский вокзал. С.А. Бржозовский.1904
Слайд 39Царскосельский Альбион. 1897.
Дача великого князя Бориса Владимировича.
Слайд 42
Эмиль Галле (1846-1904)
Экран для камина 1900
Шкатулка
Слайд 43
Эмиль Галле - реформатор художественного стекла. Соединение восточной философии, тонкой
эстетики и новых технологий
Ваза «Роза Франции»
Настольная лампа «Стрекоза»
Слайд 44«Роза руки»
Ювелир Жорж Фуке по эскизу А. Мухи
1899
Слайд 45Луис Комфорт Тиффани (1848-1933)
Эскиз Л.К. Тиффани
мотива к абажуру «Маки».
Акварель, гуашь,
тушь, бумага.
Слайд 50Обри Бердслей (Beardsley) (1872-1898)
Портрет Обри Бёрдсли Ж.Э. Бланша (1895)
Слайд 51Символи́зм (Symbolisme) - течение в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к
новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.
Слайд 53Альфонс Мариа Муха
(1860-1939)
Автопортрет
1907
Слайд 54Афиша к спектаклю «Жисмонда» (1894)
Слайд 56…Я не художник-декоратор. Называйте меня, как хотите, современная живопись не
признает границ… Альфонс Муха
-
Слайд 58Серия «Времена года» (литография)
Слайд 59Серия «Времена года» (литография)
-
Слайд 60Серия «Четыре цветка» (литография)
Слайд 61Серия «Драгоценные камни» (литография)
Слайд 62Работа над Славянской эпопеей. 1920
Слайд 63Славяне на исконной родине. 1912
Святая гора Афон. 1926
Слайд 64ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА
Появление техногенной культуры
Слайд 65НАЧАЛО ХХ ВЕКА – РОЖДЕНИЕ КИНЕМАТОГРАФА
28 декабря 1895 года на
бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый
платный сеанс кинематографа
Слайд 66Кинематограф братьев Люмьер
Среди всех прочих изобретателей, которые искали путь для
создания «движущихся картинок», ближе всего подошли к созданию кинематографа четыре
человека.
В 1894 году Томас Эдисон (его изобретения — телефон, освещение городов) передает разработки кинематографа Генриху Уилкесу. Под руководством Эдисона Уилкес изобретает аппарат «кинестоскоп».
В 1893 году украинский инженер Иосиф Тимченко изобретает проектор для просмотра фильма. Он изобрел камеру, снимающую на перфорированную пленку, а также изобрел проектор и попробовал снять полдесятка сюжетов про свою семью и своих детей.
В декабре 1895 года братья Люмьер (Огюст и Луи) продемонстрировали свое открытие — кинематограф, или синематограф — и вошли в историю как создатели кинематографии как жанра искусства....
Слайд 67«Путешествие на Луну» ( Le Voyage dans la Lune)
Мари-Жорж-Жан Мелье́с
(Maries-Georges-Jean Méliès)
1861-1938
Слайд 68Рождение кинематографа в России
4 (16) мая 1896 года - первая
в России демонстрация «синематографа Люмьера» в театре петербургского сада «Аквариум»
(Каменноостровский пр., 1886-1923 гг.)
Слайд 69В 1896 году в Россию приезжает Камилл Серф
(1862-1936).
Его первый документальный
фильм, посвященный коронации
Николая II, становится мировым «хитом»
Слайд 70-
«Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не
хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не
искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало
одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом»
Альфред Хичкок