Слайд 1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия «Эврика»
Презентация на тему:
История Казачьего Кубанского
Хора
Слайд 2В последнее время значительно вырос общественный интерес к истории организации
художественного творчества на Кубани. Казаки любили слушать своих «баянов», в
свободное время, зимой, в куренях, а летом на открытом воздухе, они собирались в небольшие группы и по-своему веселились: одни играли на кобзах, скрипках, лирах, басах, цимбалах, свистели на сопилках и танцевали, другие - пели. Войсковой судья А. Головатый оставил о себе память, как музыкант бандурист, слагавший песни. Исследователь Кубани Е. Феминин писал, что он «передал в песнях чувства, которые волновали черноморцев в несчастьях и при удаче, пес-ни ставшие с течением времени народными».
Слайд 3Первым очагом профессиональной музыкальной культуры, в котором слилось народно-песенное и
церковное искусство стал Певческий хор Черноморского, а в дальнейшем -
Кубанского казачьего войска. Инициатором создания этого коллектива выступил К.В. Россинский, известный кубанский просветитель. Хор начал свою жизнь в центральной церкви Екатеринодара в 1810 году, а в 1811 году был утвержден штатной единицей войска.
Слайд 4Число таких коллективов продолжало увеличиваться и за долгие годы их
существования хорам пришлось пережить много славных лет, и трудных периодов.
Слайд 5Ви́ктор Гаври́лович Заха́рченко— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и
хоровой дирижёр. Родился 22 марта— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни
и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская Кореновского района— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская Кореновского района Краснодарского края— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская Кореновского района Краснодарского края. Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного академического Сибирского русского народного хора (1964—1974). С 1974 года— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская Кореновского района Краснодарского края. Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного академического Сибирского русского народного хора (1964—1974). С 1974 года— художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. В Союз композиторов СССР— российский фольклорист, общественный деятель, исследователь народной песни и хоровой дирижёр. Родился 22 марта 1938 года в станице Дядьковская Кореновского района Краснодарского края. Уже во время учебы в консерватории работал главным хормейстером Государственного академического Сибирского русского народного хора (1964—1974). С 1974 года— художественный руководитель Государственного академического Кубанского казачьего хора. В Союз композиторов СССР был принят как музыковед и фольклорист. Получил множество наград и почётных званий в сфере культуры
Слайд 6Музыкальная культура Кубани опирается на лучшие образцы народной и профессиональной
музыки края. Она складывается столетиями и представляет собой богатейший конгломерат
различных этнокультур. В ней слиты русская и украинская музыка, обогащенные интонациями южной, темпераментной музыки народов Северного Кавказа.
Слайд 7Музыкальная культура Кубани XIX - начала XX века была преимущественно
народно-песенной. В архивных источниках XIX века хранятся материалы о богатых
народно-песенных традициях Кубани. Особенно это касается казачьего фольклора, где огромное число исторических, бытовых, лирических, шуточных песен. Особое место занимает боевая хоровая песня, в которой отразились психология и быт казака-воина, защитника Отечества.
Слайд 8
Песни - духовные самоцветы народа. Они увлекают нас благородством героев,
их любовью к жизни, к родной земле. Анализ имеющихся материалов
позволяет отметить, что уже в первое десятилетие прошлого века на Кубани появилась база для развития подлинного музыкального искусства, основанного в на-родном творчестве.
Слайд 9В 1941 году Кубанский казачий хор, просуществовав значительное время, был
переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков (в его
составе появилась небольшая танцевальная группа).
Слайд 11Художественное руководство Ансамблем осуществлял Петр Иванович Лысоконь. Состав хора увеличивался
до 68 человек. В программе хора имелось много украинских и
казачьих песен, а также песен советских композиторов.
Слайд 12В начале 60-х годов идеологи запустили в жизнь идею о
необходимости слияния профессионального и самодеятельного искусства. В результате - сократили
10 хоров, в том числе и Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. И лишь в 1969 году был возрожден кубанский казачий хор, художественным руководите-лем был назначен заслуженный деятель искусств РСФСР терский казак Сергей Алексеевич Чернобай.
Слайд 13В репертуаре Кубанского казачьего хора много народных песен. Например, такие
как: «Ты Кубань, ты наша Родина», «Ой, да вспомним, братцы,
мы кубанцы», «За Кубанью огонь горит», «Трава моя, трава», «Ой ты, Галю, Галю молодая», а также есть авторские песни: «Я деревня, я село», «Шапка по кругу», «Матушка Добрынюшке наказывала», «Выхожу я в полюшко». Новая программа Чернобая встретила успех и получила всеобщее одобрение зрителей.
Слайд 14На музыкальную жизнь благотворительно влияла деятельность кубанского отделения Императорского Русского
музыкального общества (ИРМО). Инициатором создания этого отделения явился юрист, кандидат
права А.Д. Бигдай. Он был автором первого фундаментального сборника казачьего фольклора «Песни кубанских казаков».