Слайд 1 История психологии
ПСИХОЛОГИЯ
XIX – начала XX века
Слайд 2Учебные вопросы:
1) идеи ассоциативной психологии;
2) немецкая экспериментальная психология;
3) структурализм Э.
Титченера;
4) классический функционализм;
5) подход вюрцбургской школы.
Слайд 3Джемс Милль
Механистическая доктрина
Сознание – это психическая машина,
работающая по законам
ассоциации.
Любые сложные идеи состоят из
простейших ощущений. Врожденных идей
не
существует.
Основной метод познания – анализ, разложение психических явлений на их составляющие (ощущения и идеи).
Ум автоматически реагирует на внешние стимулы путем создания ассоциаций. Способности действовать спонтанно у него нет.
Слайд 4Джон Стюарт Милль
Изучал законы ассоциаций в контексте
ментальной (психической) химии.
Ум активен.
В ходе ассоциаций
происходит творческий синтез:
простые идеи не суммируются,
а сочетаются. При этом появляются
новые характеристики.
Описал три закона ассоциаций:
1) сходства (похожим идеям присуще вызывать друг друга);
2) смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно или одно за другим, то между ними образуется связь);
3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).
Слайд 5Герберт Спенсер
Синтетическая философия.
Социальный дарвинизм.
Эволюционный ассоцианизм.
Все развивается по закону
выживания
сильнейших. Помощь государства и благо-
творителей мешает эволюционному процессу, ведет
к
деградации общества.
Рефлексы, инстинкты, навыки, воля, память, разум – продукты эволюции. Часто повторяющиеся ассоциации закрепляются в мозге и передаются по наследству. Врожденные ассоциации определяют разницу мозга европейца и дикаря.
Один из основателей позитивизма – доктрины, где источником подлинного знания считается не философия, а эмпирические исследования.
Слайд 6
Закон Вебера–Фехнера - интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.
Отношение минимального
приращения силы
раздражителя, впервые вызывающего новые
ощущения, к исходной величине раздражителя есть
величина
постоянная.
Слайд 7Фехнер - основатель психофизики – отрасли
психологии, занимающейся экспериментально-математическим изучением
функциональ-
ных отношений между психикой и телом.
Три главные задачи психофизики по
Фехнеру:
1) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира на примере связи раздражений и ощущений;
2) дать математическую формулировку этому закону;
3) разработать психофизические методы измерения
Слайд 8Вильгельм ВУНДТ
В рамках «физиологической психологии»
эмпирически изучал сознание, разделяя его
на простейшие
элементы.
Применял лабораторный эксперимент и интроспекцию.
Задачи психологии: а) выделить путем анализа
(расчленения опыта субъектов) исходные элементы; б) установить характер связи между ними; в) найти законы этой связи.
Волюнтаризм Вундта – сила воли делает мышление высокоорганизованным и активным.
Рассматривал строение «психологии народов» т.е. психологических аспектов культуры языка, мифов, нравов.
Слайд 9Герман Эббингауз - исследователь
памяти методом эксперимента
(методика бессмысленных слогов).
Кривая
Эббингауза: в течение первого
часа забывается до 60 % информации, через
10
часов в памяти остается 35 %. Затем
процесс забывания идет медленнее и через шесть дней в сохраняется около 20 % от первоначального числа слогов, почти столько же остается через месяц.
«Эффект края»
Слайд 10Эдуард ТИТЧЕНЕР
Психология изучает сознательный опыт.
Ее цель – выявление структуры
психики.
Сознание – это сумма наших переживаний
в данный момент,
а разум – сумма пережи-
ваний, накопленных в течение жизни.
Это «чистая наука», не имеющая прикладного значения. Задачи психологии:
1) разделение сознательных процессов на простейшие составляющие;
2) определение законов, по которым происходит их объединение;
3) связь элементов сознания с физиологическими состояниями.
Основной метод – аналитическая интроспекция. Требовалось избегать «ошибки стимула»…
Слайд 11Уильям Джемс
Функционалисты изучали роль психики
в адаптации организма к условиям среды.
Идея
«потока сознания»: сознание не
дискретно, оно функционирует непрерывно, отличается
избирательной направленностью
и необратимостью
изменений.
Теория эмоций У. Джемса: физиологические изменения организма первичны по отношению к эмоциям. Они осознаются как эмоции.
Функциональный смысл привычек в том, чтобы без контроля сознания легко и правильно выполнять повторяющиеся действия.
Слайд 12Джеймс Энджелл
Три характеристики функциональной
психологии:
1) это учение о психических операциях,
противостоящее психологии психических
элементов (структурализму);
2) основной принцип – функциональная полезность сознания
для задач адаптации к меняющейся среде;
3) не следует противопоставлять психические и телесные феномены, так как они могут легко переходить друг в друга и приобретают смысл только в контексте взаимоотношений организм – среда.
Слайд 13ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА
В психологию мышления был введен ряд новых переменных: установка,
возникающая при
принятии задачи; сама задача, процесс как
смена поисковых
операций; несенсорные
компоненты в составе сознания (умственные,
а не чувственные образы).
Основоположник - Освальд Кюльпе.
Карл Бюлер изучал инсайт в процессе творческого мышления.
Разработал эвристическую теорию речи,
которая не дается ребенку в готовом виде, а изобретается им при общении со взрослым.
Выделил три основных стадии психического
развития: инстинкт; дрессура (образование
условных рефлексов); интеллект (появление
"ага-переживания", осознание проблемной
ситуации).