Слайд 2
Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к
цели.
Рациональность мышления - это скорее направленность, способ мышления, а не
характеристика его эффективности. Не так важно, насколько в конкретном акте мышления (например) была реализована рациональность - может быть, и в явно недостаточном виде, но важно то, что изначально было выбрано направление рационального, по возможности понятийного и желательно логичного мышления.
Слайд 3
В общем смысле, логическое мышление это движение мысли строго в
рамках определенной концептуальной структуры по разрешенным внутри неё траекториям.
Слайд 4Законы логики
Закон тождества – А = А, или А
⊃ А;
Закон непротиворечия – A ∧ A;
Закон исключенного
третьего – A ∨ A;
Закон достаточного основания – А ⊃ В.
Слайд 5Первая научная революция
XVII-XVIII вв.
Классическая наука.
Принципы механики (редукция знаний о
мире).
Наблюдение и эксперимент — методы.
Разум суверенен, дистанцирован. Независим
вещ, процесс, часть,
целое, причинность, пространство, время — категории 17-18 вв.
Слайд 6Н. Коперник. Идею о движении как естественном свойстве небесных и
земных объектов, подчиненном общим закономерностям единой механики.
Это открытие обнаружило несостоятельность
принципа познания, опирающегося на непосредственное наблюдение и доверие к показаниям чувственных данных (визуально мы видим, что Солнце «ходит» вокруг Земли), и указывало на плодотворность критического отношения к показаниям органов чувств.
Слайд 7
Идеал классической рациональности — объективность, т.е. независимость от субъекта,
безразличное к ценностям субъекта знание.
В познании укоренилось представление о том,
что разум наблюдает и исследует природу вещей как бы со стороны.
Первая научная революция «изъяла» из природы и античную целевую причину – научная рациональность заменила ее поисками механических причинно-следственных связей. Устранение цели из природы, Космоса превратило его в пустое, безликое пространство.
Слайд 8Вторая научная революция
кон. XVIII — пер. пол. XIX вв. Та
же классическая наука.
Дифференциация науки. Дисциплины.
Биология, химия. Физика.
Изменение философских оснований
науки.
Идея эволюции, развития (биология, геология).
Теория поля в физике.
Слайд 9Вторая научная революция завершилась научными открытиями Исаака Ньютона. Главная заслуга
его научной деятельности заключается в том, что он завершил начатую
Галилеем работу по созданию классической механики.
Его картина мира поражала простотой и ясностью: в ней отсекалось все лишнее – размеры небесных тел, их внутреннее строение, происходящие в них бурные процессы, оставались массы и расстояния между их центрами, связанные формулами.
Слайд 10Третья научная революция
кон. XIX — сер. XX вв. Неклассическое естествознание
Относительная
истинность теории — плюрализм знания (неск. теорий истинны)
Необходимость четкой фиксации
условий и способов изучения.
Объект познания — большие сложные саморегулирующиеся системы.
Слайд 11Идея развития знаменует третью научную революцию в естествознании. Эта идея
начала пробивать себе дорогу сначала в геологии, затем – в
биологии и завершилась она эволюционизмом.
Подтверждением ему становятся открытия: клеточная теория строения организмов, закон превращения одной формы энергии в другую.
Слайд 12Неклассическая рациональность
Объект не дан мышлению в первозданном виде;
мышление изучает объект в том виде, в каком он предстает
ему во взаимодействии с прибором.
Поскольку любой эксперимент в науке проводится исследователем, то и его результаты зависят от того, какие вопросы он задает в начале исследования и как отвечает на них в конце (субъективизм).
Возникло сомнение в возможностях субъекта реализовать идеальные модели, сконструированные разумом, поскольку само бытие сложно, многогранно, «непрозрачно» («скептицизм»).
Слайд 13
Представление об истинности и допустимости нескольких отличающихся друг от друга
описаний одного и того же объекта (плюрализм); исследователи признают относительность
истин и картины природы, формировавшиеся на том или ином этапе естествознания.
Идея развития разрушила механистическую картину мира. Истина стала определяться как историческая, имеющая привязку к определенному времени.
Слайд 14
Объект познания не только меняется, но действует. Объект как процесс.
Система.
Динамика. Вероятностная причинность.
Делимость атома, кватновая и релятивистская теории в
физике.
Появились кибернетика, теория систем, идея нестационарной Вселенной.
Слайд 15Четвертая научная революция
кон. XX — нач. XXI вв. Постнеклассическая наука.
Революция в средствах хранения и получения знания.
Междисциплинарность. Комплексные исследовательские программы.
Объект
изучения — уникальная система (открытая и меняющаяся).
Взаимовлияние дисциплин.
Слайд 17Постнеклассическая рациональность
Смена объектов исследования – ими становятся исторически меняющиеся объекты.
Рассматривая, изучая сам принцип взаимодействия, исследователи точку отсчета ведут от
человека, его деятельности и последствий такой деятельности. Кроме того, и сам исследователь является активным субъектом изучаемых им объектов.