Слайд 1ВВЕДЕНИЕ.
История развития представлений человека о мироздании.
Слайд 2Представления человека о мире всегда зависели от того, насколько он
научился использовать себе во благо природу и тем самым стал
свободнее по отношению к ней. О том, как человек определял своё место в окружающем мире, мы можем судить по сохранившимся архитектурным сооружениям – жилищам и храмам.
План пещеры Ласко. Франция
Слайд 3 Ротонда с быками
Самое просторное
верхнее
помещение пещеры.
Рисунки на стенах
изображают крупных рогатых
животных: быков,
антилоп Гну.
Слайд 4На заре истории человечества люди были полностью зависимы от природных
стихий. Горы и животные представлялись им великими богами. Ощущая себя
маленькими детьми, у природы, как у матери, они искали защиты. Закутавшись в шкуру животного, человек как бы оказывался внутри него, под его охраной. В пещере как в самом безопасном месте , древнего человека укрывала и защищала сама Мать – земля – вот почему пещера стала первым образом Вселенной.
Слайд 5Человек мало, что мог изменить в огромных подземных пространствах. Он
мог только странствовать по опасным и загадочным лабиринтам да оставлять
мимолётные знаки своего присутствия на их вечных стенах – рисунки и графические символы.
Слайд 6Занятия скотоводством и земледелием позволили человеку обеспечивать себя запасами пищи.
Люди поняли, что зависимость от природных стихий не так велика,
как представлялось им раньше.
Слайд 7Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.
Слайд 8Вертикально поставленный
на холме камень обозначил
первый шаг человека к
самостоятельности в выборе места обитания – его выход из пещеры.
МЕНГИРЫ, ДОЛЬМЕНЫ, КРОМЛЕХИ стали первыми рукотворными ориентирами в ландшафте, первыми архитектурными сооружениями, которые человек создал из необработанных природных материалов.
Слайд 9МЕНГИР – простейшее сооружение в виде установленного человеком грубо обработанного
дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
Слайд 10ДОЛЬМЕН - древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории
мегалитов
(то есть к сооружениям, сложенным из больших камней).
Слайд 11КРОМЛЕХ — древнее сооружение, как правило, представляющее собой несколько поставленных вертикально
в землю обработанных или необработанных продолговатых камней, образующих одну или
несколько окружностей. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: менгир, дольмен.
Слайд 12В эпоху Древнего мира человек захотел создавать такие же величественные
формы, какие творила природа. Он возвёл рукотворные горы – курганы,
пирамиды, зиккураты (ступенчатые пирамиды).Сила и воля тысяч людей, которые строили эти огромные сооружения, проявились в том, что они сами стали определять место для своих творений и их положение: поворачивать навстречу солнц, ориентировать по сторонам света, на Полярную звезду.
Слайд 13В Античную эпоху люди осознали силу своего разума. Первое место
в системе ценностей заняло понятие разумного порядка, основанного на знаниях
человека о природе. Образом порядка и гармонии в мире стала греческая ордерная система. В ней соотношение горизонтальных несомых частей( АТАБЛИМЕНТ) и вертикальных несущих опор (КЛОНН) было основано на понимании архитектором значения силы тяжести и точном математическом расчёте.
Слайд 14КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны. Верхняя часть капители выступает за пределы
колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.
ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР -
лаконичный, мужественный, монументальный — во времена античности считался «мужским» ордером.
Слайд 15ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР —отличается большей лёгкостью пропорций и декором всех его частей.
Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в
виде двух противоположно расположенных волют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утончённости, изысканности и дополнений разнообразными украшениями.
Слайд 16ИОНИЧЕСКИЙ ОРДЕР —представляет вариант , более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера
является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Кроме того, имеются так
называемые — цветки, розетки и другие декоративные элементы капители.
Слайд 17В Средние века человек обратил внимание на свой внутренний мир
и ощутил силу своего духа. В архитектуре акцент был перенесён
на внутреннее пространство храма – места общения человека с богом и духовного прозрения (церкви, мечети, буддийского храма)
Слайд 18В Новое время( 16-19 вв.) стал утверждаться взгляд на человека
как повелителя природы. Люди начали осваивать новые земли и возводить
здания вопреки и наперекор природным условиям. Во Франции, по замыслу короля Людовика XIV, огромные пространства болот были превращены в идеальные сады Версаля, а в России император Пётр I возвёл на болотистой местности величественный град - Санкт – Петербург. Воля человека проявилась в том, что место воды заняли дивные каменные строения, а вычерченные по линейке прямые аллеи и улицы заставили забыть о зыбких топях под ногами.
Слайд 19В XX веке люди преодолели притяжение Земли, познали бесконечность космоса
и увидели, насколько мала наша планета. Сейчас они строят небоскрёбы
и создают сооружения космических масштабов и форм. Но одновременно с этим человек понял неисчерпаемую мудрость природы и необходимость жить в гармонии с ней. Всё больше в архитектуре используется бионика - наука о применении в технических устройствах свойств, функций и структур живой природы – и уделяется внимание идее создание экологически чистого дома, вписанного в природу и безопасного для неё.
Слайд 21ЗАДАНИЕ:
Выбери любой объект природы: насекомое, животное, птицу, улитку, плод, цветок.
Создай эскиз современного архитектурного сооружения, в основу которого положена выбранная
тобой и стилизованная природная форма.