Разделы презентаций


История становления педагогической психологии

Содержание

представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
История становления
педагогической психологии


Выполнила: Алпатова А.В.

История становленияпедагогической психологииВыполнила: Алпатова А.В.

Слайд 2представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей,

возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и практической педагогики.
Она

имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.

Педагогическая психология

представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания, основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической и

Слайд 3Становление педагогической психологии
На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали

влияние следующие психологические теории:



Ассоциативная психология
(Д. Гартле, В. Вундт) –

выявила типы и механизмы ассоциации.
Именно на основе ассоциаций в психологии изучалась память, приемы научения.
Аристотель выделил чувство
удовлетворения как фактор
научения.

Теория проб и ошибок
(Э.Торндайк) – дает основные
законы научения (закон упражнения, закон эффекта, закон
готовности, кривую научения,
тесты достижения).

Бихевиористы (Дж. Уотсон),
необихевиористы Э.Толмен,
К.Халл, Б.Ф.Скиннер разработали несколько теорий научения в
русле бихевиоризма. Например, Скиннер ввел практику программного обучения (1954г.).
Заслуга необихевиористов
состоит в разработке довольно
целостной концепции научения.

Становление  педагогической психологииНа становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории:Ассоциативная психология (Д.

Слайд 4На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали влияние следующие

психологические теории:



Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного в разных направлениях,

стадиальность развития «я», экстраверсию, интраверсию.

Гештальпсихологи разработали концепцию динамической системы поведения, теорию Поля К.Левина.

Генетическая эпистемология или теория стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже об интеллектуальном развитии ввела в науку понятия – централизация, децентрализация, адаптация, стадии интеллектуального развития.

Когнитивная психология (60-80 г.г. 20 в.) Дж. Брунер, Норман делали акцент на информативность, прогнозирование, приемы переработки информации процессов чтения и понимания материальные и когнитивные стили.

Становление педагогической психологии

На становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории:Психоанализ (Фрейд, Юнг) разработал категорию бессознательного

Слайд 5На становлении педагогической психологии как самостоятельной
науки оказали влияние следующие

психологические теории:




Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия центрированная на клиенте

терапия, самоактуализация, пирамида человеческих потребностей, понятия фасилитация (облегчение, вспомоществование) и сформулировала позиции гуманистического подхода к учащемуся.

Педагогическая антропология К.Д.Ушинского. Его учение требовало обучать воспитывая. Он разработал категории содержания и методов обучения.
.

Культурно-историческая теория Л.С.Выготского, теория развития психики, понятийного мышления, речи, связи обучения и развития (обучение ведет за собой развитие).

Становление педагогической психологии

На становлении педагогической психологии как самостоятельной науки оказали влияние следующие психологические теории:Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс) ввела понятия

Слайд 6Отечественная педагогическая психология
Только к середине 20 века сформировались собственно психологические

теории и концепции учебной
деятельности.
В отечественной педагогической психологии их


представили:
Г.С. Костюк, - Д.Б. Эльконин,
Н.А. Менчинская, - А.К. Маркова,
З.И. Калмыкова, - Л.В. Занков,
П.Я. Гальперин, - Н.В. Кузьмина,
Н.Ф. Талызина, - А.А. Люблинская,
В.В. Давыдов и другие ученые.
Отечественная  педагогическая психологияТолько к середине 20 века сформировались собственно психологические теории и концепции учебной деятельности. В

Слайд 7Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен

тремя большими периодами (этапами):

первый этап (с середины XVII в.

и до конца XIX в.)

второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)

третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей день)
Весь путь становления и развития педагогической науки может быть представлен тремя большими периодами (этапами): первый этап (с

Слайд 8Этот период представлен именами:

Яна Амоса Коменского (1592-1670),
Жан-Жака

Руссо (1712-1778),
Иоганна Песталоцци (1746-1827),
Иоганна Гербарта (1776-1841),


Адольфа Дистервега (1790-1866),
К.Д. Ушинского (1824-1870),
П.Ф. Каптерева (1849-1922).

Вклад этих педагогов-мыслителей в развитие педагогической психологии определяется прежде всего кругом тех проблем, которые они рассматривали: связь развитая, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, организация обучения и многие другие.

Первый этап (с середины XVII в. и до конца XIX в.) - общедидактический

Этот период представлен именами: Яна Амоса Коменского (1592-1670),  Жан-Жака Руссо (1712-1778),  Иоганна Песталоцци (1746-1827),

Слайд 9К.Д. Ушинский
Написал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую

роль в становлении педагогической психологии - опыт педагогической антропологии, в

которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию.

П.Ф. Каптерев
Один из основателей педагогической психологии. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология».
Он ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.

С.Т. Шацкий
Разработал целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.
Ему принадлежит одна из моделей педагога, в которой соединены обобщенные требования к его личности и профессиональной компетентности как к субъекту социально-педагогической деятельности.

К.Д. УшинскийНаписал работу «Человек как предмет воспитания», которая сыграла большую роль в становлении педагогической психологии - опыт

Слайд 10Второй этап (с конца XIX в. до середины XX в.)
В

этот период педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль,
аккумулировав

достижения педагогической мысли предшествующих столетий, ориентируясь и
используя результаты психологических, психофизических экспериментальных исследований.
Этот этап представлен:
в работах А.Л.Нечаева, А.Вине и Б.Анри, М.Оффнера, Э.Меймана, В.Л.Лайя;
в исследованиях Г.Эббингауза, Ж.Пиаже, А.Валлона, Дж.Дьюи, С.Фрэне, Э. Клапереда;
экспериментальное изучение особенностей поведения научения (Дж.Уотсон, Э.Толмен, Э.Газри, К.Халл, Б.Скиннер);
развития детской речи (Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, П.П.Блонский, Ш.К.Бюлер, В.Штерн и др.);
развитие специальных педагогических систем Вальдорфской школы, школы М. Монтессори также оказали большое влияние на формирование этой отрасли психологической науки.

Второй этап  (с конца XIX в. до середины XX в.)В этот период педагогическая психология начала оформляться

Слайд 11Э. Мейман
В Германии возникла лаборатория
Э. Меймана, в которой для

решения учебных и воспитательных задач использовались приборы и методики, созданные

в лабораториях университетов. В 1907 г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике.

Дж. Селли
Известный детский психолог.
Занимался вопросами экспериментального изучения типологических
особенностей школьников
В 1898 г. опубликовал работу
«Очерки по психологии детства».

А. Бинет
Основал при одной из школ Парижа экспериментальную детскую лабораторию.
В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин.
Совместно с Т.Симоном А.Бине создал методику отбора детей в специальные школы для умственно отсталых, основой которой стал метод тестов.

Э. МейманВ Германии возникла лаборатория Э. Меймана, в которой для решения учебных и воспитательных задач использовались приборы

Слайд 12формированием особого психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик,

Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский и др.), в

котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития. Другими словами, в педагогическую психологию как бы с двух строи входили объективные методы измерения, сближая ее с естественными науками.

Данный этап характеризуется:

формированием особого  психолого-педагогического направления — педологии (Дж.М. Болдуин, Э.Киркпатрик, Э.Мейман, М.Я. Басов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский

Слайд 13Третий этап (с 50-х годов XX в. и по сей

день)
Основанием для выделения третьего этапа развития педагогической психологии служит создание

целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии.
Таким образом, на 3-ем этапе развития педагогической психологии стали возможными следующие направления обучения:
1) учитывающие активизацию форм обучения;
2) учитывающие педагогическое сотрудничество;
3) учитывающие общение;
4) развитие обучающего как цели обучения.
На этом этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения – учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

Третий этап  (с 50-х годов XX в. и по сей день)Основанием для выделения третьего этапа развития

Слайд 14Б. Скиннер
В 1954 г. выдвинул идею программированного обучения.




Л.Н. Ланда
В 60-х

годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения.



П.Я. Гальперин
В 50-е годы появились

первые публикации, в которых излагались исходные позиции теории поэтапного формирования умственных действий, впитавшей в себя основные достижения и перспективы педагогической психологии.

С.Л. Рубинштейн
В «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как усвоения знаний.

Г.К. Лозанов
Новое направление в педагогической психологии — суггестопедии, суггестологии.
Его основой является управление педагогом неосознаваемыми обучающимися психическими процессами восприятия, памяти с использованием эффекта гипермнезии и суггестии.

Г.А. Китайгородская Метод активизации резервных возможностей личности группового сплочения.

Б. СкиннерВ 1954 г. выдвинул идею программированного обучения.Л.Н. ЛандаВ 60-х годах сформулировал теорию алгоритмизации программированного обучения.П.Я. ГальперинВ

Слайд 15Спасибо за внимание

Спасибо  за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика