Слайд 1ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
Профессор Наталья Сергеевна Ладыжец, заведующая кафедрой социологии
Михаил Александрович
Рябов, доцент кафедры социологии
Двухсеместровый курс. Два экзамена (один вопрос билета
на госэкзамене). Балльно-рейтинговая система
Набор баллов: тесты, работа с текстами, викторина, посещения
Для допуска к экзамену необходимо наличие:
собственных конспектов лекций,
топиков по каждой теме,
словаря
Слайд 2Лекция 1. Социология Огюста Конта
ПЛАН
Биографическая справка
Классификация наук
Предмет и задачи социологии
Методы
социологии
Социальная статика
Социальная динамика
Позитивная политика
Слайд 31. Биографическая справка
Огюст Конт
(1798 – 1857)
Французский философ
Родоначальник позитивизма
Основоположник социологии
Исидо́р Мари́
Огю́ст Франсуа́ Ксавье́ Конт
Слайд 4Родился
19 января 1798 г.
в г. Монпелье
(Франция)
в семье чиновника
Монпелье в 1835
г.
Слайд 5и в университете Монпелье
дом в Монпелье
До 9 лет обучался дома
потом
учился в иезуитской школе
Слайд 6В 1814 г. поступил в Политехническую школу в Париже
Политехническая школа
В
1816 г. за участие в беспорядках все ученики школы были
отчислены
Слайд 7Конт уехал на родину, но через год вернулся в Париж
Жил
на деньги родителей и от уроков математики
С 1818 по 1824
работал секретарём А. Сен-Симона
В 1825 г. женился на Каролине Массен
Слайд 8В 1826 г. Конт открыл в своей квартире курс позитивной
философии
После третьей лекции заболел умопомешательством, в припадке которого убежал из
Парижа в Монморанси
Возобновил лекции в 1829 г.
Слайд 9С 1832 по 1844 работал ассистентом в Политехнической школе
В 1845
г. познакомился с Клотильдой де Во, влюбился страстно и безответно
Спустя
год после знакомства она умерла от туберкулёза
Клотильда де Во
(1815 – 1846)
Слайд 10На заключительном этапе жизни Конт увлекся утопическими идеями с религиозно-мистическим
оттенком, претендуя на роль пророка-реформатора
В 1848 г. он основал "позитивистское
общество", которое должно было стать зародышем позитивистской церкви
Слайд 11Творчество Конта можно разделить на три этапа:
1820–1826 гг. – небольшие
работы – «Опускулы современной философии»;
1830–1842 гг. – лекции «Курса позитивной
философии»;
1851–1854 гг. – «Система позитивной политики или Социологический трактат об основах религии человечества»
Слайд 122. Классификация наук
Центральная идея Конта – идея единства общества, человека
и истории
Это единство должно быть достигнуто на основе новой религии
– позитивизма
Понятия «позитивная социология» и «научная религия» Конт рассматривал как тождественные
В обоих случаях речь должна идти о науке
Слайд 13Так была поставлена цель создания классификации наук
Конт начал с разделения
наук на абстрактные и конкретные (теоретические и прикладные)
Это был первый
шаг
Далее он выделил шесть основных абстрактных наук
Слайд 14Они были отобраны по нескольким основаниям:
историческому (время возникновения),
логическому
(развитие от абстрактного к конкретному),
по сложности предмета исследования (от
простого к сложному),
и по характеру связи с практикой
Слайд 15В результате фундаментальные науки были расположены в следующем порядке: математика,
астрономия, физика, химия, биология, социология
Слайд 16Математика, с точки зрения Конта, – наиболее проста, абстрактна, более
независима от других наук и возникла раньше других областей знания
Социология,
напротив, сложна, конкретна, связана с другими областями знания и опирается на их достижения
Она рассматривалась как наука о естественных явлениях, подчиняющихся естественным законам
Слайд 17Поэтому сначала формирующаяся социология была названа «СОЦИАЛЬНОЙ ФИЗИКОЙ», то есть
описательной наукой, выводы которой основываются на наблюдении
Позднее Конт стал подчеркивать,
что социология должна быть теоретической, анализирующей, обобщающей
Для обозначения этого нового качества теории был введен новый термин «СОЦИОЛОГИЯ»
Слайд 18Сформулировав задачу позитивной философии как создание системы наук, Конт ее
не реализовал, представив не систему, а структуру
Это объяснялось господствовавшим метафизическим
/ механистическим способом мышления и неразвитостью теоретических областей знания
Слайд 19Тем не менее, предпосылки системного подхода присутствовали – Конт формулирует
требование рассмотрения явлений в контексте целого
Развиваемый им целостный подход проводился
не последовательно
Но сам Конт считал, что его возможности возрастают в более сложных областях знания, в наибольшей степени – в социологии
Слайд 203. Предмет и задачи социологии
Основным «двигателем» развития мира, по Конту,
являются ИДЕИ, а социальные механизмы определяют МНЕНИЯ
Идея прогресса уже была
сформулирована фр. энциклопедистами, но оказалась не востребована Контом
Он считал элементы социальной жизни вечными и неизменными
В общественной же жизни меняется лишь комбинация этих элементов
Слайд 21ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ СОЦИОЛОГИИ, по Конту, является изучение совершенствования человеческого разума
под влиянием общественной жизни
Индивид для Конта – абстракция, общество –
реальность, подчиняющаяся естественным законам
Общественные явления развиваются во времени, поэтому их сущность – историчность
Слайд 22Исходной действительностью для социологического исследования должно быть общество в его
целостности (целостный подход)
Поэтому продвижение исследования должно происходить от общего к
частному
Слайд 23Сложность социологического анализа определяется тем, что современные события сопрягаются с
историческими фактами и традициями, а предшествующие поколения и культуры оказывают
воздействие на современные
Поэтому общество, по Конту, – «высшая реальность» и «высшее существо», а изучающая его социология – наиболее сложная область знания
Слайд 244. Методы социологии
Будучи позитивистом, основным методом социологии Конт называет наблюдение,
а также обосновывает применимость экспериментального, сравнительного и исторического методов
Наблюдение –
основной метод естественно-научных дисциплин того времени
Поэтому он должен быть определяющим для социологии как научной области знания
Слайд 25Конт считает, что социальные наблюдения объективны, поскольку наблюдатель находится внутри
системы
Но здесь возникает парадокс, который не находит объяснения
Чтобы наблюдаемые явления
были типичными, а не случайными, необходимо руководствоваться теорией
Теория должна задавать критерии для отбора и обобщения фактов
Таким образом, возникает логический круг: для наблюдений необходима теория, а для создания теорий – наблюдения
Слайд 26Конт формулирует еще одно условие для социологического наблюдения – научное
образование наблюдателя, освобождающее от мнений и предрассудков
Эксперимент – второй по
значимости метод
Социальный эксперимент может быть создан и проведен
Косвенный эксперимент, по Конту, – исследование патологических изменений в обществе под влиянием социальных потрясений, например, революционных
Болезнь, патология, как считает Конт, позволяют лучше распознать норму
Слайд 27Третий метод – сравнительный
Он позволяет сопоставить жизнь народов, живущих в
различных регионах, с целью установления общих законов развития общества
Конт считал,
что можно сравнивать социальную жизнь и жизнь животных, а также жизнь представителей различных классов одного и того же общества
Сравнительный метод еще в большей степени требует наличия теории развития человечества, поскольку различные исторические состояния в сравнении рассматриваются сопоставимыми
Слайд 28Четвёртый метод, наиболее соответствующий природе социальных явлений, – исторический, поскольку
социальную тенденцию можно лишь исторически – последовательно отслеживая изменения –
как в сторону возрастания, так и снижения
Обязательное условие для использования этого метода – восхождение от общего к частному
Главенство или господство исторической точки зрения Конт считал важнейшим признаком позитивизма и его главным итогом
Слайд 295. Социальная статика
Социологическая теория Конта представлена двумя большими разделами –
социальной статикой и социальной динамикой
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА изучает условия существования и
законы функционирования общественной системы, СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА – законы развития и изменения социальных систем
Слайд 30СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА – это теория общественного порядка, организации и гармонии
Достичь
порядка можно лишь средствами политического руководства
Здесь общество рассматривается как целое,
а его институты – семья, государство, религия – как элементы целого
Основным регулятивным механизмом определяется политическое руководство
Слайд 31Исходной общностью социума Конт рассматривает семью
Она должна быть источником морально-нравственного
воспитания и естественным основанием политической организации общества, поскольку именно в
семье происходит подготовка детей к дальнейшей жизни в обществе
Слайд 32Позиция Конта патриархальна
Он высказывается против равенства мужчин и женщин
Считает, что
женщины слабее в интеллектуальном развитии, предприимчивости, проявлении воли
Общественное предназначение женщин
он видит в укреплении авторитета отца и мужа, в облагораживании мужской натуры, в сплочении семьи, воспитании детей в духе отстаиваемой Контом «жизни для других и в единстве с другими»
Слайд 33В экономических отношениях Конт также односторонне подчеркивает необходимость кооперации, обеспечивающей
согласие, и отвергает конкуренцию
Она рассматривается как проявление эгоизма, разделяющего людей
Чтобы
не допустить разложения общества и конкуренции, необходимо государственное политическое руководство
Конт идеализирует Средневековье, с его разделением духовной и светской власти
Слайд 34Оптимальными для своего времени Конт считает сильную светскую политическую власть
и новую позитивную религию – господство научных и морально-интеллектуальных идей,
которые должны быть обрядово оформлены
Таким образом, с позиций современных оценок можно сделать вывод о том, что очевидна абсолютизация духовных факторов и невнимание к материальным
Слайд 356. Социальная динамика
СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКОЙ Конт называл «позитивную теорию общественного прогресса»
Он
представил абстрактную схема прогресса – простое развитие по восходящей
Выделил первичные
и вторичные факторы воздействия на социальный прогресс
Слайд 36Первичные факторы – это духовное и умственное развитие, вторичные –
климат, расовая принадлежность, продолжительность жизни, прирост населения
Определяющие – первичные, вторичные
могут только ускорить или замедлить общественный прогресс
Он происходит объективно, и его стадии не могут быть изменены
Слайд 37В соответствии с переходом от религиозного и метафизического мировоззрения к
позитивно-научному, Конт выделяет три вида прогресса:
Материальный – улучшение условий жизни
Физический
– совершенствование человеческой природы
Интеллектуальный – развитие интеллекта
Слайд 38Он был убежден в том, что совершенствование человеческого духа изменит
материальные условия жизни
Соответственно, в основе социальной динамики должна быть история
человеческого духа
Конт формулирует ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ: каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три стадии – теологическую, метафизическую и позитивную, – соответствуют определенные формы хозяйства, общественного устройства и политики
Слайд 39Три стадии развития человеческого разума соответствуют трём периодам истории:
1-й этап
– от древности до XIV в. – теологическая или физическая
стадия
Он также подразделяется на три периода:
Фетишизм – язычество;
Политеизм – мифология, дохристианский период;
Монотеизм – эпоха христианства, католицизм как образец гармонии церкви и государства
Слайд 402-й этап – с XIV по XVIII в. включительно –
метафизическая стадия
Это переходная эпоха упадка авторитетов и разрушения старых верований
– фундамента общественного порядка
По мнению Конта, революции не могут создавать доктрины объединения умов, приводят к хаосу, анархии, утрате единства общества
Слайд 413-й этап – с начала XIX в. – позитивная стадия
Здесь
начинает преобладать позитивная потребность в новой позитивной объединяющей идеологии
Это –
уже свидетельство выздоровления общества
Этот процесс сопровождается ростом наук, повышением их роли, созданием теории позитивизма, победой альтруизма над эгоизмом, ростом социальных чувств
Интеллектуальное развитие приводит к ускорению развития материальной культуры, облегчающего жизнь и достижение справедливости
Слайд 427. Позитивная политика
Социальная статика и социальная динамика – основные разделы
теоретической социологии Конта
Она формировалась, как считал Конт, с использованием объективного
метода, открывающего истину
Слайд 43Социальная политика – это практические принципы организации реальной жизни
В основе
этих принципов должны находиться субъективные ценности, идеалы и человеческие интересы
В
качестве примера он приводит использование субъективного метода в политике
Слайд 44Позитивная политика представлена у Конта «религией человечества»
Здесь общество также является
определяющим
Отсюда вытекает императив полного растворения личности в обществе на основе
единения чувств и разума
Слайд 45В качестве новых священников, носителей новых догм рассматривались ученые и
артисты
Конт сам разрабатывал обряды на все случаи жизни
Идея «позитивистской церкви»,
по его мнению, должна была охватить весь мир, с центром в Париже
Её цель он определил как обеспечение единства и мира на Земле
Слайд 46Он возлагал также большие надежды на пролетариат, освободившийся от социалистических
идей
Но и богатые – тоже служители человечества, поскольку собственность священна
и является средоточием общественного богатства
Слайд 47Конт разрабатывает идею триумвирата, считая, что во главе политической власти
должны находиться три диктатора – промышленник, банкир и фермер
У них
должна быть сосредоточена вся полнота законодательной и исполнительной власти
Моральная власть должна быть отделена от политической и отдана философам и деятелям искусства
Все это Конт называл «систематическим социализмом», противостоящим «спонтанному социализму рабочих»