Слайд 1Современные образовательные технологии в ДОУ
Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В. Ф. Одоевский
Слайд 2Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные
ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение
проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Слайд 3 Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
эвристические беседы;
постановка
и решение вопросов проблемного характера;
наблюдения;
моделирование (создание моделей об изменениях в
неживой природе);
опыты;
фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
подражание голосам и звукам природы;
использование художественного слова;
дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
трудовые поручения, действия.
Слайд 4Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Слайд 6Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается
от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет
качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Слайд 7 Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
идти в ногу со временем,
стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
наставником в
выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Слайд 8Требования к компьютерным программам ДОУ
Исследовательский характер
Легкость для самостоятельных занятий детей
Развитие
широкого спектра навыков и представлений
Возрастное соответствие
Занимательность
Слайд 9Классификация программ
Развитие воображения, мышления, памяти
Говорящие словари иностранных языков
Простейшие графические редакторы
Игры-путешествия
Обучение
чтению, математике
Использование мультимедийных презентаций
Слайд 10Преимущества компьютера
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает
у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный
дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Слайд 11Ошибки при использовании ИКТ
Недостаточная методическая подготовленность педагога;
неправильное определение дидактической роли
и места ИКТ на занятиях;
бесплановость, случайность применения ИКТ;
перегруженность занятия демонстрацией.
Слайд 12ИКТ в работе современного педагога
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям
и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Слайд 13Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и
дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Слайд 14 Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем
пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако,
сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
Слайд 15Направления личностно-ориентированных технологий
Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической
направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период
адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Слайд 16 Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с
процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и
яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства – в отрочество».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Слайд 17 Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его
уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы
воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Слайд 18 Технологический подход, т.е. новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника.
Личностно-ориентированные
технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Слайд 19Технология портфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личных достижений ребенка
в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще
раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.
Слайд 20 Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии
с возможностями и достижениями дошкольника.
Портфолио имеет свою структуру, состоит
из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.
Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов.
Слайд 21Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются
его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я
люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.
Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».
Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.
Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».
Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).
Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).
Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.
Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.
Слайд 22 Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую
очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском
саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.
Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).
Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.
Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).
Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.
Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.
Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)
Слайд 23 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:
Раздел 1
«Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в
себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.
Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.
Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).
Слайд 24 Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:
блок «Какой ребенок
хороший», который содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает
в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;
блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;
блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.
Слайд 25 Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный
подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского
сада как подарок самому ребенку и его семье.
Слайд 26Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога:
творчески думающим,
владеющим современными технологиями образования,
приемами психолого-педагогической диагностики,
способами самостоятельного конструирования
педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,
умением прогнозировать свой конечный результат.
Слайд 27 У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается
все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в
жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
Слайд 28 Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:
Раздел 1
«Общие сведения о педагоге»
Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального
личностного развития педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);
образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);
трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении;
повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов);
копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
дипломы различных конкурсов;
другие документы по усмотрению педагога.
Слайд 29Раздел 2 «Результаты педагогической деятельности»
Содержание данного раздела формирует представление о
динамике результатов деятельности педагога за определенный период. В раздел могут
быть включены:
материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;
материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей, уровень развития личностных качеств;
сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах и олимпиадах;
анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.
Слайд 30Раздел 3 «Научно-методическая деятельность»
В содержание данного раздела помещаются материалы,
свидетельствующие о профессионализме педагога. Это могут быть:
материалы, в которых
описываются технологии, используемые педагогом в деятельности с детьми, обосновывается их выбор;
материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой группе;
материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
в неделях педмастерства;
в проведении семинаров, «круглых столов», мастер-классов;
авторские программы, методические разработки;
творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы
Слайд 31Раздел 4 «Предметно-развивающая среда»
Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в
группах и кабинетах:
планы по организации предметно-развивающей среды;
эскизы, фотографии и
т. д.
Слайд 32Раздел 5 «Работа с родителями»
Содержит информацию о работе с родителями
воспитанников (планы работы; сценарии мероприятий и др.).
Таким образом, портфолио позволит
самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Слайд 33Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть
учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее
включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Слайд 34 Обучение в форме игры может и должно быть
интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо,
чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Слайд 35 В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические
процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Слайд 36Технология «ТРИЗ»
(теория решения изобретательских задач)
Целью использования данной технологии в
детском саду является:
развитие, с одной стороны, таких качеств мышления,
как гибкость, подвижность, системность, диалектичность;
с другой – поисковой активности, стремления к новизне;
речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Слайд 37 Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота
в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Слайд 38Схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных
и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих
стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Слайд 39 Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об
этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца
в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Слайд 40 Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника
и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог
– творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Слайд 41 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться
другим.
Чарльз Диккенс
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет
и педагога без творческих порывов.
Творческих Вам успехов!