Слайд 4Как писать вступление?
Вступление должно быть 60-70 слов.
Правильно ли определено
ключевое слово в теме сочинения?
Отражено ли это во вступлении?
Намечена ли
цель сочинения?
Сужена ли тема?
Слайд 5Клише к итоговому сочинению:
Для вступления
Конечно, каждый человек по-своему ответит на
этот вопрос. Попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
Конечно, каждый человек
по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...
Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что...
Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …(некое понятие). Я считаю, что …
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...
Слайд 6Есть ли переход к основной части?
Эта проблема поднимается во многих произведениях
русской (мировой, современной, …) литературы….
Так, в повести (романе, рассказе, …)
речь идет о....
Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?
Так в произведении…показан….
Именно…( один из этих вариантов!)
Слайд 7Для перехода к основной части
В правильности такой точки зрения меня
убеждает художественная литература
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается
тема...
Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...
Обратимся к произведениям художественной литературы
За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...
Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)
Слайд 8Как писать основную часть?
Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент
или 2 аргумента);
Обращение к произведению (указаны автор, название);
Озвучена проблема, связанная
с темой сочинения (звучат слова из темы!);
Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;
Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;
Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);
То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;
О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;
Об этом же писал…;
Это же волновало….;
Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.
Слайд 9Для тезисов
Сегодня мы понимаем, что...(основная мысль сочинения)
Конечно, каждый человек по-своему
ответит на этот вопрос. На мой взгляд, ...(основная мысль сочинения).
Думается,
на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (основная мысль сочинения)
Слайд 10Для аргументов
Обращение к произведению
Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя)
обращается к теме…
Тема (….) затрагивается в романе…(автор, название).
Тема (...) раскрывается
в произведении… (автор, название).
Проблема (варварского отношения к природе и т.п.) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).
Слайд 11Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в
романе… (автор, название).
Вспомним героя повести… (автор, название).
Обратимся к роману… (автор,
название).
Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
Слайд 12Промежуточный вывод:
Писатель считает, что…
Таким образом, автор хочет донести до нас
мысль о….
Мы можем прийти к выводу...
Слайд 13Как писать заключение?
В заключении — 60-70 слов.
Заключительная фраза, подводящая итог
твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы)
Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)
Клише для начала заключения:
Подводя итог, хочется сказать:…
Таким образом, мы понимаем, что….
Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)
Слайд 14Для заключения
Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
Невольно напрашивается вывод…
Таким образом,
мы приходим к выводу: …
Итак, можно сделать вывод, что…
В заключение
хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о ...! Будем помнить о...!
Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Хочется верить, что…
Слайд 15Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что …
Обобщая
сказанное, хочу сказать, что…
Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском
опыте, убеждают нас в том, что...
Заканчивая рассуждение на тему «...», нельзя не сказать, что люди должны…
(Цитата)«...,» - писал .... В этих словах выражена мысль о .... Автор текста тоже считает, что .…
К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «...»? Думаю, надо…
Слайд 16I. Вступление
раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.
Вступление состоит из
3 элементов:
объяснение ключевых слов темы или цитаты;
общие рассуждения о значимости
предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
ответ-тезис на главный вопрос темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Слайд 17Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:
тема-вопрос —
задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной
части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что... » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли... » и т. д.,
тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
Слайд 18II. Основная часть
раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет
систему доказательств выдвинутых положений.
Основная часть = Тезис + 1 Аргумент
Тезис —
это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.
Слайд 19Аргумент нужно:
привести из литературных источников.
выделить в отдельный абзац.
в конце каждого абзаца
написать микровывод.
к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше,
чтобы аргументов было два.
если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Слайд 20Аргумент состоит из 3 элементов:
Обращение к литературному произведению - называем автора
и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то
так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
Слайд 21Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение
в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой
части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу... » и т. п.
Слайд 22III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
4 способа закончить сочинение:
Вывод.
Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять
те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д
Слайд 23Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических
ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
Цитата, подходящая по смыслу
и высказано уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.