Слайд 2Биографическое вступление 
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н.
                                                            
                                    
Толстого — это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого
                                    света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н.Толстого.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Аналитическое вступление 
Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое
                                                            
                                    
проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не
                                    думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Цитатное вступление
«Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой
                                                            
                                    
фразой французский писатель Ромен Роллан даѐт каждому из нас правильный
                                    совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Личностное вступление 
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую
                                                            
                                    
она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и
                                    как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7Виды заключения
Обобщение сказанного 
Итак, как подсказывают нам история и художественная
                                                            
                                    
литература, высокая мечта побуждает человека к совершенствованию мира и самого
                                    себя, не даѐт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Призыв к читателю 
Завершая свое сочинение, я хочу обратиться к
                                                            
                                    
вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет
                                    ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несѐт добро окружающим?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Цитата 
«Кто жесток, тот не герой», - метко сказал Пѐтр
                                                            
                                    
Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт
                                    художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Отцы и дети
Примерные темы • 
Чем может быть ценен для
                                                            
                                    
«детей» опыт «отцов»? •
 Почему тема «отцов» и «детей» часто
                                    присутствует во многих произведениях литературы? • 
Роль родительского наставления в жизни человека. • 
В чѐм истоки непонимания между людьми разных поколений? • В чѐм опасность непонимания между поколениями? •
 Что может мешать «отцам» и «детям» понять друг друга? •
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»? • 
Согласны ли Вы
                                                            
                                    
с утверждением героя И. С. Тургенева: «Всякий человек сам себя
                                    воспитать должен»? 
• Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодѐжью? 
• Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть? 
• Какие добродетели и пороки у детей взращиваются любовью родителей?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Художественные произведения 
• Пушкин А. С. «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».
                                                            
                                    
• Грибоедов А. С. «Горе от ума». 
• Гоголь Н.
                                    В. «Тарас Бульба». 
• Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание». 
• Толстой Л. Н. «Детство», «Война и мир». 
• Гончаров И. А. «Обыкновенная история», «Обломов». 
• Тургенев И. С. «Отцы и дети». 
• Гарин-Михайловский Н. М. «Детство Тѐмы». 
• Шолохов М. А. «Тихий Дон». 
• Пермяк Е. А. «Мама и мы». 
• Паустовский К. Г. «Телеграмма». 
• Распутин В. Г. «Прощание с Матѐрой». 
• Алексин А. А. «А тем временем где-то…», «Раздел имущества», «Безумная Евдокия». 
• Яковлев Ю. Я. «Сыновья Пешеходова», «Сердце земли». 
• Екимов Б. П. «Ночь исцеления», «Говори, мама, говори…», «Не ругай меня», «Беженка»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Мечта и реальность
Примерные темы
В чѐм противоречие между мечтой и реальностью?
                                                            
                                    
• Как появляется мечта? 
• Какую роль мечта играет в
                                    жизни человека? 
• Что необходимо для того, чтобы мечта стала реальностью? 
• Мечта ведѐт человека к цели или уводит его от реальности? 
• Почему разбиваются мечты? 
• Как вы понимаете высказывание В. Гюго «Гораздо точнее можно судить о человеке по его мечтам, нежели по его мыслям»? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14В чѐм различие между мечтой и жизненной целью? 
• Может
                                                            
                                    
ли мечта изменить реальность? 
• Может ли реальность разрушить мечту?
                                    
• Согласны ли вы с утверждением о том, что реалист не должен мечтать? 
• О чѐм мечтают литературные герои? 
• Почему опасно отрываться от реальности? 
• Согласны ли вы с утверждением о том, что мечтать – это пустое занятие?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Художественные произведения 
• Лермонтов М.Ю. «Мцыри» 
• Гоголь Н.В. «Мѐртвые
                                                            
                                    
души» 
• Гончаров И.А. «Обломов» 
• Островский А.Н. «Гроза» 
•
                                    Толстой Л.Н. «Война и мир» 
• Чехов А.П. «Крыжовник», «Ионыч», «Вишнѐвый сад», «Чайка» • Горький А.М. «Старуха Изергиль», «На дне» 
• Замятин Е.И. «Мы» 
• Грин А.С. «Алые паруса», «Зелѐная лампа» 
• Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» 
• Каверин В.А. «Два капитана» 
• Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке»
                                
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
                            Слайд 20Месть и великодушие
Примерные темы 
• Что такое великодушие? 
• Какого
                                                            
                                    
человека можно назвать великодушным? 
• Почему важно уметь прощать? 
•
                                    Умение прощать – это сила или слабость? 
• Как вы понимаете высказывание Бенедикта Спинозы «Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием»? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21• Что толкает человека на месть? 
• Что побуждает человека
                                                            
                                    
отказаться от мести? 
• Можно ли оправдать месть? 
• Восстанавливает
                                    ли месть справедливость? 
• Согласны ли вы с утверждением, что месть разъедает душу? 
• Может ли месть сделать человека счастливым? 
• Могут ли любовь и прощение изменить человека?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Художественные произведения 
• Пушкин А.С. «Капитанская дочка», «Дубровский», «Моцарт и
                                                            
                                    
Сальери», «Выстрел», «Евгений Онегин» 
• Грибоедов А.С. «Горе от ума»
                                    
• Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» 
• Лермонтов М.Ю. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», «Маскарад» • Толстой Л.Н. «Война и мир» 
• Лесков Н.С. «Леди Макбет Мценского уезда» 
• Куприн А.И. «Суламифь» • Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» 
• Каверин В.А. «Два капитана»
                                                            
                                    
• Закруткин В.А. «Матерь человеческая» 
• Екимов Б.П. «Не ругай
                                    меня» 
• Пронин В.А. «Ворошиловский стрелок» 
• Рубина Д.И. «Белая голубка Кордовы» 
• Шекспир У. «Гамлет», «Отелло»
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 25Искусство и ремесло
Примерные темы
Что такое подлинное искусство? 
• В чѐм
                                                            
                                    
заключается главная цель искусства? 
• Какова роль искусства в жизни
                                    человека и общества? 
• В чѐм различие между ремеслом и искусством? 
• Чем подлинное искусство привлекает человека? 
• Кого можно назвать настоящим художником? 
• В чѐм различие между ремесленником и художником?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 26Согласны ли вы высказывания Р. Роллана: «Живет лишь тот, кто
                                                            
                                    
• творит»? 
• Легко ли быть талантливым человеком? 
• Когда
                                    в человеке гибнет талант? 
• Как вы понимаете высказывание И.А. Гончарова «Для того, чтобы добиться высот в искусстве, нужно подарить ему целую жизнь»?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 27Художественные произведения 
• Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери», «Пророк», «Поэт
                                                            
                                    
и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом» 
• Гоголь Н.В. «Портрет»
                                    
• Тургенев И.С. «Отцы и дети» 
• Толстой Л.Н. «Война и мир», «Альберт» 
• Успенский Г.Н. «Выпрямила» • Лесков Н.С. «Тупейный художник» 
• Чехов А.П. «Скрипка Ротшильда» 
• Замятин Е.И. «Мы» • Куприн А.И. «Гранатовый браслет», «Гамбринус», «На покое»
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 28Короленко В.Г. «Слепой музыкант» 
• Вересаев В.В. «Мать» 
• Булгаков
                                                            
                                    
М.А. «Мастер и Маргарита» 
• Набоков В.В. «Музыка» 
• Пастернак
                                    Б.Л. «Доктор Живаго» 
• Паустовский К.Г. «Акварельные краски» 
• Кривин Ф.Д. «Художник» 
• Рубина Д.И. «Концерт по путѐвке ―Общества книголюбов―»
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 30Доброта и жестокость
Примерные темы 
• Что такое истинная доброта? 
•
                                                            
                                    
В чѐм проявляется доброта? 
• Почему люди считают доброту одним
                                    из важнейших качеств личности? 
• Какими качествами обладает добрый человек? 
• Как связаны понятия «доброта» и «отзывчивость»? 
• Как связаны понятия «жестокость» и «эгоизм»? 
• Как связаны понятия «доброта» и «любовь»? 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31Что может сделать человека жестоким? 
• В чѐм опасность жестокого
                                                            
                                    
отношения к людям? 
• Как воспитать доброго человека? 
• Можно
                                    ли оправдать жестокость? 
• Как вы понимаете слова Т.Карлейля «Без доброты невозможна истинная радость»? 
• Согласны ли вы со словами Конфуция «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»? 
• Как вы понимаете смысл выражения «Добро должно быть с кулаками»?
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32Художественные произведения 
• Карамзин А.Н. «Бедная Лиза» 
• Пушкин А.С.
                                                            
                                    
«Капитанская дочка», «Станционный смотритель» 
• Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»,
                                    «Маскарад» 
• Гоголь Н.В. «Тарас Бульба» 
• Лесков Н.С. «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда» 
• Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот» 
• Толстой Л.Н. «После бала», «Кавказский пленник», «Война и мир» • Горький А.М. «Старуха Изергиль», «Челкаш», «На дне» 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита» 
• Платонов А.П. «Юшка» 
•
                                                            
                                    
Васильев Б.Л. «Не стреляйте в белых лебедей» 
• Солженицын А.И.
                                    «Матренин двор» 
• Кондратьев В.Л. «Сашка» 
• Железников В.К. «Чучело» 
• Екимов Б.П. «Ночь исцеления», «Не ругай», «Беженка» 
• Булычѐв Кир «Поломка на линии»