Слайд 1Итоговое сочинение по литературе
2018-2019 учебный год
Слайд 2Какой информацией по поводу предстоящего сочинения по литературе мы сегодня
не владеем ?
Слайд 3Принципы формулировок тем
итогового сочинения
Слайд 5Особенности ИС
НАДПРЕДМЕТНЫЙ ХАРАКТЕР ( нацелено на проверку общих речевых компетенций
обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать
по избранной теме, аргументировать свою позицию).
ЛИТЕРАТУРОЦЕНТРИЧНОСЬ (построение аргументации с обязательной опорой на литературный материал).
Каждое тематическое направление включает ДВА ПОНЯТИЯ , по преимуществу полярных.
Такой подход позволяет создавать РАЗНООБРАЗНЫЕ
конкретные темы сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
Слайд 6Сочинение ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение
Слайд 7УСЛОВИЯ
Время написания – 3 часа 55 минут
Объем – не менее
350 слов (2-2,5 страницы А4). Менее 250 слов – работа
считается невыполненной
Выбор текстов – не менее одного произведения отечественной или мировой литературы( количество не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературу)
Слайд 8ОЦЕНКА
Зачет/незачет Для получения общего зачета необходимо получить «зачтено» по критериям
1,2, а также зачет хотя бы по одному из остальных
критериев.
Слайд 9КРИТЕРИИ
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
3. Композиция
4. Качество речи
5.
Грамотность
Слайд 10К6.Оригинальность сочинения (вузовские критерии оценивания)
Слайд 11ТРУДНОСТИ
Ученики плохо слышат и видят тему, особенно если она
в виде цитаты.
Не привыкли работать с отвлеченными понятиями, пытаются заменить
их описанием событий, действий, с трудом выходят на родовое слово.
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, неточное понимание темы.
Не способны сформулировать развернутый тезис, с этим связано отсутствие внутренней логики в сочинении.
Слайд 12Трудности
Нехватка литературной эрудиции, неумение видеть литературную типологию.
Не умеют абстрагировать текст
до аргумента.
Трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть
и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Неумение создавать достаточно объемные тексты.
Примитивные заключения.
Слайд 13ОШИБКИ
Опора на домашние заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как
следствие несоответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Несоответствие аргументов теме –
искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 14«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе
понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе
– почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Слайд 15Что проверяем?
Конструкцию текста, умение выстраивать смысловые связи и оформлять их
через соответствующие грамматические конструкции (коммуникативно-речевые компетенции), компоновать текст.
Умение подобрать( а
не подогнать) литературный пример, соответствующий доводу(логическая, а не литературоведческая операция).
Слайд 16ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ – 2018
Отцы и дети
Мечта и реальность
Месть и великодушие
Доброта
и жестокость
Искусство и ремесло
Слайд 17ЗАДАЧИ
1. Продемонстрировать духовную зрелость выпускника
2. Показать его начитанность
3. Сделать текст
коммуникативно успешным
Слайд 18ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА
1. Создание логических основ текста
2. Расположение этого содержания
(композиция)
3. Речевое оформление
Слайд 19РАССУЖДЕНИЕ
1. Рассуждение – объяснение
2. Рассуждение - доказательство
4. Рассуждение - эссе
Слайд 20Способ анализа темы сочинения
1. Задать вопрос к теме или переформулировать
тему в виде вопроса
2. Найти опорные слова (понятия) в теме
и разобраться в их смысле
Слайд 21Смысловые основы сочинения
1. Аналитическое вступление (понятия и основной тезис сочинения)
2.
Микротемы (аргументы) основной части: аналитическая составляющая( размышление о героях, их
поступках, личностных качествах…)текстуальная составляющая (эпизодическое использование сжатого пересказа, непрямое цитирование, прямое цитирование)
Слайд 22РАССУЖДЕНИЕ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
Определение тематического слова/слов
Мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть
доказаны или мысли-антитезисы, которые должны быть опровергнуты;
Констатирующие доводы
Доказательства (литературные
иллюстрации);
Выводы
Слайд 23ОПРЕДЕЛЕНИЕ – подбор обобщающего слова
Искусство – это нравственное деятельность…
Отцы и
дети – это представители разных поколений
Великодушие – это свойство характера…
Мечта
– это предмет желаний человека…
НЕЖЕЛАТЕЛЬНО строить определение через синонимы, НЕЛЬЗЯ – через однокоренные слова
Слайд 24ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Конкретизация абстрактного понятия
- чувства
- мысли
- поступок
Слайд 25ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Искусство- творческая, художественная деятельность, создание чего-то нового, уникального; высокая степень
мастерства в любой сфере деятельности.
Слайд 26ТЕЗИС РАССУЖДЕНИЯ
Законченное суждение.
Два тематических слова соединить сказуемыми: можно, должно, необходимо,
трудно, невозможно…
Низменные или ложные цели опошляют мечту, пагубно влияют на
реальность, разрушают личность.
Всепрощение может привести к попустительству злодеяниям.
Слайд 27ДОВОДЫ К ТЕЗИСУ
1. Логическая совместимость
2. Смысловое расширение
3. Ориентация на нравственные
(вечные), социальные (временные) принципы и их личностное усвоение человеком.
Слайд 28ДОВОДЫ К ТЕЗИСУ
1.Человек, чья жизнь не подчинена воплощению высокой мечты,
не в состоянии обрести подлинный смысл жизни (Чимша-Гималайский, Господин из
Сан-Франциско, Чичиков)
2. Осознание ничтожности своей мечты способно духовно обновить человека и дать ему новые ориентиры(Болконский).
Слайд 29ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ ПРИМЕРЫ К ДОВОДАМ
1. Использовать «мостики», «связочные фразы».
2. Расположение по
принципу восходящей градации (от менее сильного к более сильному примеру),
контраста (вечное -временное), (социальное –личное).
3. Проблемно-ориентированный пересказ фрагмента в связи с доводом и тезисом
Слайд 30ВЫВОД
Должен расширить тезис!
Прием переключения на себя.
Слайд 31ТЕМЫ 2018-2019
Разнородный характер тематических направлений
Не обязательно антонимы («Искусство и ремесло»,
«Отцы и дети»)
Системная подчиненность направлений
Слайд 32ТЕМЫ: системный характер
Мечта и реальность – самое широкое направление
Отцы и
дети – проблема духовной связи поколений
Искусство и ремесло – социальные
оценки деятельности человека
Доброта и жестокость, месть и великодушие – эмоциональные характеристики человека
Слайд 33ТЕМЫ
Новые приемы при выборе литературного материала: одного примера не всегда
достаточно, чтобы показать разновидности свойств в соответствии с рекомендациями ФИПИ
Слайд 34ТЕМЫ
«Двойчатка» создает определенную разность потенциалов, строится вокруг двух семантических
центров
Системная зависимость требует новых приемов в определении и ограничении понятий
Слайд 35I ЭТАП РАБОТЫ
Содержательный уровень
1. Выбрать тему
2. Определить понятийный объем тематических
слов, дать их определение
3. Сформулировать основной тезис сочинения, соотнесенный с
темой
4. Сформировать доводы к тезису
Слайд 36I ЭТАП РАБОТЫ
5. Подобрать литературный материал к тезису и доводам
6.
Сформулировать вывод
7. Соблюдать принцип смыслового расширения
Слайд 37II ЭТАП
Уровень композиции
1. Принцип связного изложения
2. Продумать основные риторичесакие фигуры(противопоставление,
сопоставление, градация…)
Слайд 38III ЭТАП
Уровень речевого оформления
1. Способ предъявления собственного отношения к содержанию
2.
Проверить работу на наличие ошибок
Слайд 39ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Темы данного направления актуализируют представления о предназначении произведений
искусства и мере таланта их создателей, о миссии художника и
его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Слайд 40ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
Литература обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного
труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к
искусству и ремеслу.
Слайд 41ИСКУССТВО И РЕМЕСЛО
опорные мысли
1. Главный признак искусства – наличие уникальности
и высокой степени мастерства
2. Ремесло – профессиональные навыки, но и
работа без творческой инициативы.
3. Труд может стать творчеством, если он обогащен вдохновением
Слайд 42 ИСКУССТВО- смысловой объем понятия
1. Творческая художественная деятельность
2. Создание чего-то
уникального
3. Высокая степень мастерства
Слайд 43ВДОХНОВЕНИЕ- смысловой объем понятия
Вдохновение – состояние своеобразного напряжения, подъема духовных
сил, творческого волнения человека, ведущее к рождению и реализации творческой
идеи.
Слайд 44РЕМЕСЛО- смысловой объем понятия
1. Требующая специальных навыков работа
2. Профессиональное занятие
3. Работа по шаблону
Слайд 45БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
1.Искусство и ремесло связаны между собой, поскольку настоящий художник
должен владеть профессиональными навыками.
Слайд 46БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
2.Настоящее искусство, в отличие от ремесла, всегда уникально, создается
при участии вдохновения, облагораживает мир и развивает личность
Слайд 47БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
3.Художник превращается в ремесленника, если он забывает о своей
высокой миссии и ставит во главу угла материальные, политические и
прочие соображения.
Слайд 48БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
4.Труд, направленный на созидание, несет человеку радость и способен
превратить ремесло в творчество.
Слайд 49ПЛАН БАЗОВОГО ТЕКСТА
ТЕЗИС
ДОВОДЫ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ К ДОВОДАМ
ВЫВОД
Слайд 50ДОВОДЫ к ТЕЗИСУ 1
1.Искусство и ремесло связаны между собой, что
подтверждается историей их происхождения и фактами жизни великих творцов
2.Если
ремесленник, постигший «азы» профессии, идет дальше в поисках нового, помнит о высокой цели деятельности, он превращается в творца(Данила-мастер)
Слайд 51ДОВОДЫ К ТЕЗИСУ 1
3.Когда художник превыше всего ценит славу, материальные
блага, душевный комфорт, он обречен на ремесленничество (Чартков, Сальери, деятели
МАССОЛИТа)
Слайд 52Может ли «ремесленник» стать творцом?
Определение понятий «искусство» и «ремесло» применительно
к теме
Тезис. Ремесленник, владеющий профессией, может стать творцом, если подчинит
свою деятельность высоким целям, пойдет дальше в поисках нового
Слайд 53Может ли «ремесленник» стать творцом?
Доводы.
1.Творчество требует владения ремеслом
(Пушкин, Брюсов, Цветаева,
Маяковский…)
2. Ремесленник превращается в творца, если стремится к личностному самовыражению,
идет «вперед и выше»(Бажов «Каменный цветок»)
Слайд 54Может ли «ремесленник» стать творцом?
3. Творчество невозможно, если «ремесленник» руководствуется
прагматическими соображениями
(Чартков, деятели МАССОЛИТа)
Слайд 55ДОВОДЫ К ТЕЗИСУ 2
1.Искусство рождается только в союзе с вдохновением
(Пушкин, Гоголь)
2.Вдохновение сочетает в себе рациональные и иррациональные начала. Его
источником является сама жизнь (Ахматова, Пастернак0
3.Искусство пробуждает «чувства добрые», облагораживает общество и самого творца (Г.Успенский, Булгаков)
Слайд 56ДОВОДЫ К ТЕЗИСУ 4
1.Труд и творчество неразделимы (Пастернак)
2.Созидательная деятельность формирует
личность и сохраняет ее от разрушения в переломные эпохи (Солженицын)
3.Труд
во имя благородной цели становится творчеством (Катаев)
Слайд 57Сконструируйте сочинения
1. Для чего обществу нужны художники?
2. Без чего невозможно
творчество?
3. Можно ли лишиться таланта?
Слайд 58ОТЦЫ И ДЕТИ
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия,
связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов»
и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы
Слайд 59ОТЦЫ И ДЕТИ
взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния
до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними,
а также пути их духовного сближения.
Слайд 60ОТЦЫ – смысловой объем понятия
1. Мужчины по отношению к своим
детям.
2.Те, кто заботятся о других (покровители).
3.Основоположники учения, изобретатели.
4.Предки, предшествующее поколение.
5.
Пожилые мужчины.
Слайд 61Дети – смысловой объем понятия
1.Сын или дочь.
2.Люди, усвоившие какие-либо влияния
и отразившие в своем характере черты какой-либо среды.
3.Люди, близкие к
природе.
4.Новое поколение, потомки.
5.Идейные последователи.
Слайд 62ОТЦЫ И ДЕТИ - опорные мысли
1. Неизбежность смены поколений.
2.Гармоничные и
негармоничные отношения «отцов» и «детей».
3.Проблема преемственности поколений.
Слайд 63БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
1.Вечное обновление жизни – это закон природы. Человек должен
принять эту истину и оставить свой опыт потомкам.
2.Гармоничные отношения между
поколениями сообщают детям («детям») силу, а отцам («отцам») внушают уверенность, что их жизнь прошла не напрасно.
Слайд 64БАЗОВЫЕ ТЕЗИСЫ
3.Разлад в отношениях отцов и детей («отцов» и «детей»),
отсутствие душевного тепла, неспособность услышать друг друга пагубно влияют на
оба поколения.
4.Конфликт поколений можно преодолеть, если обе стороны будут руководствоваться любовью и уважением как высшими ценностями жизни.
Слайд 65Доводы к тезису 1
1.Если человек достойно прожил жизнь, он продлит
себя в будущих поколениях
(Гриневы – отец и сын. А.С.Пушкин «Вновь
я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», Я.Смеляков «Вы не исчезли»)
Слайд 66Доводы к тезису 1
2.Если жизнь прошла без цели и смысла,
была посвящена ложным ценностям, человек ничем не обогатил этот мир
( И.А.Бунин «Господин из СанФранциско», семья Курагиных)
Слайд 67Доводы к тезисам 2,3,4
1.Дети, воспитанные в атмосфере высокой нравственности, окруженные
любовью, достойно ведут себя и в самостоятельной жизни (Гринев, Болконский,
Базаров).
2.Разлад в семейных отношениях, отсутствие душевного тепла, эгоизм, безнравственность пагубно влияют на
Слайд 68Доводы к тезисам 2,3,4
оба поколения(Курагины,Друбецкие,Молчалин, Чичиков, Кабановы, Простаковы).
3.Конфликт поколений может
возникнуть потому, что они защищают разные ценности (Чацкий – Фамусов,
Базаров- Кирсановы).
Слайд 69Доводы к тезисам 2,3,4
Он преодолим, если речь не идет о
коренных ценностях (притча о блудном сыне, М. Цветаева «Не смейтесь
вы над юным поколеньем!... – Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)
4.Конфликт поколений можно преодолеть, если обе стороны руководствуются любовью как высшей ценностью (Базаровы, Аркадий и Николай Петрович Кирсанова)
Слайд 70Сконструируйте сочинения
1.Как отцам и детям найти компромисс?
2.Быть родителями – это
счастье или обязанность?