Слайд 1Итоговое сочинение
по литературе
Слайд 2Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до
начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет»,
однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Слайд 3Формулировка задания
Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а
затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее
350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4).
Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности.
Сочинение пишите чётко и разборчиво.
Слайд 4Выбор темы сочинения
Определите, какая из тем кажется вам наиболее конкретной
и понятной.
Подумайте, какие из подходящих художественных произведений вы знаете лучше
всего, так как, не зная текста, вы вообще не сможете раскрыть тему.
Вспомните, по какой из предложенных тем вы знакомы с критической литературой, с интересными интерпретациями текста, современными литературоведческими подходами.
Слайд 7Композиция сочинения
Вступление (тезис)
Основная часть (аргументы)
Заключение (вывод, связанный с тезисом)
Слайд 8Варианты вступления
Аналитическое (размышление над центральным понятием, входящим в формулировку темы
сочинения)
Историческое (краткая характеристика эпохи)
Сравнительное (упоминание о предшествующей литературной традиции, размышление
о новаторстве автора, о том, что нового писатель внес в развитие литературы)
Слайд 94. Биографическое (обращение к фактам из биографии писателя, имеющим отношение
к произведению или к поднятой в нем проблеме; характеристика ближайшего
окружения писателя; рассказ об истории создания литературного произведения).
5. Вступление-характеристика произведения (характеристика произведения в целом, место произведения в , его новизны и значимости).
Слайд 10Грамматические средства
оформления зачинов
Назывное предложение или ряд назывных предложений
Риторический вопрос
Цепочка
вопросительных предложений
Вопросно-ответное единство
Цитата
Ряд однородных членов предложения
Повествование об авторе текста
Слайд 111) «Равнодушие – это паралич души», - писал известный русский
писатель А.П.Чехов. Действительно, душевная черствость иногда больнее злости, ненависти, жестокости.
2)
Как много написано о любви! Кажется, что можно сказать о ней после Пушкина, Лермонтова, Тургенева? Но проходят годы, века, а мы вновь и вновь обращаемся к теме вечно живой и такой разной. И вновь задумываемся над вопросом: любит ли?
3) Что такое красота? Наверное, это одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии.
4) Часто ли обращаем внимание на то, что нас окружает? Знаем ли мы на самом деле весь наш мир? Замечаем ли мы прекрасное в шуме, суете повседневной жизни?
Слайд 125) Духовность. Духовная жизнь. Духовное стремление. Что же на самом
деле кроется за этими понятиями?
6) «Все народы меняются словами и
занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывают заимствованные слова на развитие языка?
7) В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях.
Слайд 13Пример аналитического вступления сочинения по теме
«Тема чести в русской
литературе
19 века»
Честь… Это та высокая духовная сила,
которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи, трусости. Это морально-волевой стержень, который укрепляет каждого из нас в выборе поступка, когда судьей является собственная совесть. Вот почему русские писатели-классики неоднократно затрагивали проблему чести в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» стремились всесторонне осмыслить понятие чести и показать, что оно является непреходящим, общечеловеческим и включает в себя умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим.
Слайд 14Основная часть сочинения
1.Ответы на те вопросы, в которые была переформулирована
тема.
2.Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.
3. Каждый абзац
включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.
4.Основная часть сочинения немыслима без цитат.
5.В основной части сочинения следует избегать:
- пересказа литературного произведения;
- изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Слайд 15Заключение
Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если
во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении
она высказана полно и подробно.
Используются такие вводные слова: итак, таким образом, в заключение…
Слайд 16Пример заключения по теме «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова
«Герой
нашего времени»»
В заключение еще раз подчеркну:
философская проблематика романа М.Ю Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свобода выбора, веры и безверия, индивидуализма…) не утратила своей актуальности и по сей день. Но самое главное: без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображенной в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.