Слайд 1Итоговое сочинение
2019-20 учебный год
Санкт-Петербург
Часть 1
Вводная
Слайд 2 Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений
из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического
направления).
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».
Слайд 3ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных
организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015
учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Слайд 4Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников
к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями
здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Слайд 5Сочинение оценивается по пяти критериям:
1)соответствие теме;
2)аргументация, привлечение
литературного материала;
3)композиция;
4)качество речи;
5)грамотность.
Слайд 6Сочинение проверяется по следующим новым критериям:
КРИТЕРИЙ №1 «СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ»
Данный критерий
нацеливает на проверку содержания сочинения.
Участник должен рассуждать на предложенную тему,
выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). (Поиск тезиса, формулировка тезиса по заявленной теме. Увидеть в теме проблемность. Поиск ключевых слов. Понять, о чём спрашивают)
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нём не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 7КРИТЕРИЙ №2 «АРГУМЕНТАЦИЯ. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МАТЕРИАЛА»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения
устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. (Плохое знание произведений, поверхностный пересказ. Совет: перечитать несколько произведений, повторить основы анализа).
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нём существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 8КРИТЕРИЙ №3 «КОМПОЗИЦИЯ И ЛОГИКА РАССУЖДЕНИЯ»
Данный критерий нацеливает на проверку
умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать
соотношение между тезисом и доказательствами. (Выдвинутый тезис не подтверждён доказательствами. Не прослеживается композиция (переходы с помощью ТАКЖЕ), слабое абзацирование, отсутствие продуманной стратегии перед написанием текста) Раскрытию темы способствует композиция, выбранная логика.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 9КРИТЕРИЙ №4 «КАЧЕСТВО ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого
оформления текста сочинения.
Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику
и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Слайд 10КРИТЕРИЙ №5 «ГРАМОТНОСТЬ»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при
условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти
ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Слайд 11Итоговое сочинение оценивается зачётом, если:
● Получен «зачёт» по Критерию №1.
●
Получен «зачёт» по Критерию №2.
● Получен «зачёт» по одному из
Критериев №3-5.
● В сочинении не менее 250 слов.
● Сочинение не списано.
Слайд 12Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные
на муниципальном/региональном уровне.
Слайд 13При подготовке к сочинению полезно знать следующее:
● Результатом итогового сочинения
является «зачёт» или «незачёт». К сдаче ЕГЭ допускаются только выпускники,
получившие «зачёт».
● Рекомендуемый объём сочинения – 350 слов. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе служебные), то ставится незачёт. Максимальное количество слов не устанавливается.
● Время написания сочинения – 3 часа 55 минут.
● Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём, который выдадут в аудитории.
● Для каждого из 11-и часовых поясов будут разные темы.
● Итоговое сочинение может учитываться при приёме абитуриентов. В этом случае вузы сами оценят сочинение в баллах. Максимально можно получить 10 баллов, которые прибавятся к баллам ЕГЭ.
● Темы сочинений объявят выпускникам в день написания сочинения в 9.45 (за 15 минут до начала работы). В это же время темы будут опубликованы на открытых информационных ресурсах (ege.edu.ru, fipi.ru).
● Работа выполняется чёрной гелевой, капиллярной или перьевой ручкой.
● Сочинение должно быть проверено в течение семи календарных дней.