Слайд 1Иван Алексеевич Бунин.
«господин из сан-франциско»
«Презренного, дикого века свидетелем быть мне
дано…»
Слайд 2История создания рассказа
СОБЫТИЯ И ЛИЦА, КОТОРЫЕ СОСТАВИЛИ ОСНОВУ РАССКАЗА, НАВЕЯНЫ
ЛИЧНЫМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОТ ВСТРЕЧ И ПУТЕШЕСТВИЙ.
Путешествуя по миру, И.А.
Бунин «стремился обозреть лицо мира»
Во время одного из плаваний по морям и океанам на огромном пароходе завязался спор о социальной несправедливости, в ходе которого Бунин доказал, что неравенство можно увидеть даже в разрезе корабля.
Кроме этого, писателю вспомнилась недавняя смерть в гостинице на Капри, где он отдыхал с женой, богатого американца, чье имя так и осталось для всех неизвестным.
Слайд 3Писатель умело объединил эти два события в одном рассказе, добавив
многое из своих собственных наблюдений и мыслей. Впервые опубликован рассказ
был в 1915 году. Первоначальное название «Смерть на Капри»
Слайд 4Тематика рассказа
Тема ужасающих социальных контрастов
Трагичность губительной власти денег над человеком
Тема
неизбежной гибели цивилизации
Тема отчужденности человека от основ нравственности и морали
Тема
жизни и смерти
Слайд 5Идея произведения
Идея обреченности бездуховного существования
Слайд 6Проблема произведения
В чем смысл жизни?
Слайд 7Особенности жанра
«Господин из Сан-Франциско» – социально-философский рассказ
Слайд 8Композиция
Рассказ имеет кольцевую композицию
Слайд 9Образ главного героя
Миллионер из Америки, которая в начале XX века
была самой могущественной страной империализма, задавала тон Европе и всему
миру.
Он живет по законам вседозволенности и купли-продажи
У него нет ни собственного имени, ни биографии, ни ума, ни сердца. Он лишен и внутреннего содержания. За время пути он «только один раз подумал, а остальное же время только пил, ел, одевался и раздевался»
Американский капиталист причастен к созданию гигантского парохода «Атлантида», и сам уподобляется механизму, живет по привычке, по образу и подобию людей своего круга, живет, как робот, автоматически справляя обычные физиологические потребности
Герой Бунина не способен к одухотворенной, творческой жизни, он не способен любоваться искусством, памятниками старины, красотой природы.
Жизнь господина из Сан-Франциско оказывается пустой, ничтожной, лишенной какого-либо смысла, что приводит к вырождению личности, к гибели человека
Слайд 10Образы-символы
Многопалубный корабль – макет устройства мира (верхняя палуба – «хозяева
жизни», нижняя – преисподняя)
Корабль – чудовищная машина, сотворенная людьми, -
символ подавления человеческой души
Название корабля «Атлантида» - символ трагического исхода современной цивилизации
Слайд 11«Атлантида»
Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; живущих
«благополучно много».
«Подвалы»: «великое множество» тех, кто работает в «подводной утробе»
- у «исполинских топок».
Слайд 12Образы-символы
Господин из Сан-Франциско, без имени, биографии, отличительных черт, без чувств
и нравственных исканий – глобальный образ современной цивилизации, образ громадного
зла, образ греха
Влюбленная пара, нанятая «играть в любовь за хорошие деньги» - символ фальши и продажности
Океан – знак бесконечности жизни и одновременно – знак стихии
Ящик из-под содовой – символ равенства всех перед смертью
Фигура Дьявола на скалах Гибралтара – прямой символ злых сил
Песни и молитвы абруццких горцев – символ гармоничного существования человека и природы
Простые итальянцы, люди труда - символы осмысленного человеческого существования
Слайд 13В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели
бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе,
Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза звучит предвестием будущих великих катастроф.
Слайд 14Философский смысл произведения
Жизнь прекрасна, но коротка, нужно ценить все её
проявления – и первозданную красоту нетленной природы, и молодую прелесть
девушки, и красоту душевного порыва, и все её духовные сокровища.
Современная лжекультура породила самые чудовищные формы подавления человеческого естества, превратила человека в придаток машины, в грандиозный образ «мирового зла», поэтому она обречена. Могущество, богатство, власть капитала призрачны и иллюзорны перед лицом единого для всех живых исхода – перед смертью.
Вечна лишь та «чаша жизни», которую человек сумел за свой короткий век наполнить благотворной влагой