Слайд 1Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть
наука о том, как жить, делая как можно меньше зла,
как можно больше добра.
Слайд 2Как участник Крымской войны, писатель в своих произведениях яростно отстаивает
и мысль
о милосердии и сострадании, особенно по отношению
к
простому русскому солдату.
Слайд 3Сергей Николаевич полюбил дочь воинского начальника Казани Варвару Андреевну Корейш
и собирался на ней жениться.
Слайд 4В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой
— 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и
та, которая присутствует незримо,
в постановке социальных и нравственных проблем — 900-е годы.
Слайд 5Писатель стремился обратить
внимание современников
на «незаживающие раны настоящего».
Слайд 8Бесчеловечное отношение
к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных
крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.
Слайд 9Может ли сам по себе человек понять, что хорошо, что
дурно, или всё дело в среде?
Слайд 10Повествователь — это особый художественный образ, от имени которого в
эпическом литературном произведении ведётся повествование о событиях. В роли повествователя
может выступать сам герой.
Слайд 12Иван Васильевич — пожилой
и мудрый человек, готовый поделиться с
молодёжью жизненным опытом.
Слайд 13Может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя — или
всё дело в среде, обстоятельствах, которые всегда
сильнее наших намерений?
Слайд 14Иван Васильевич вспоминает историю, которая очень впечатлила его, заставила сопереживать,
а главное — изменила всю
его жизнь.
Случилась она во
времена правления Николая І. Иван Васильевич был тогда двадцатилетним юношей, студентом провинциального университета. Он жил вместе
с братом на квартире, «был веселый, бойкий малый», богатый, вёл типичную
для представителей дворянства беззаботную жизнь: ездил верхом на иноходце, катался
с девушками с гор, кутил, пил шампанское, танцевал и особенно любил балы и вечера. Понятно, что, как и большинство молодых людей его возраста и его дворянского окружения, он не знал серьёзных жизненных тяжб, не задумывался над глобальными вопросами, которые так волновали простого русского человека.
Слайд 15Не было у нас в то время
в нашем университете
никаких кружков, никаких теорий,
а были мы просто молоды
и
жили, как свойственно молодости: учились
и веселились.
Слайд 17Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил,
потому что без вина был пьян любовью,
но зато танцевал
до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой.
Слайд 18«Нельзя было не любоваться», — вспоминает рассказчик.
Это состояние безмерного
счастья, блаженства и искренней влюблённости делали из него «какое-то неземное
существо,
не знающее зла и способное на одно добро».
Слайд 19Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное,
с белыми подвитыми усами,
белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка,
как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
…Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.
Слайд 20Я невольно соединял
её и его в одном нежном умилённом
чувстве.
Слайд 22Экзекуция — наказание, распространённое в первой половине XIX века в
армии
во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь
строй, избивая палками или прутьями.
Слайд 24Эта случайная встреча
с Иваном Васильевичем
разозлила полковника.
Слайд 25Петру Владиславовичу должно быть
стыдно за свой жизненный выбор, за
то,
что именно он, а не Иван Васильевич,
«уличён в
самом постыдном поступке».
Слайд 27Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым,
то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не
знал.
Слайд 28Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но
может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил
мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.
Слайд 29Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику
просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым
человеком.
Слайд 30Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, —
сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей
никуда не годились, кабы вас не было.
Слайд 31Максим Горький
(1868–1936 гг.)
Этот человек сделал поистине огромное дело, дал итог
пережитого за целый век и
дал его с изумительной правдивостью,
силой и красотой.
Слайд 33По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России
—
Россия дворянская и Россия мужицкая.
Слайд 34Полковник, как представитель первой России, беззаботной и праздничной, презирает Россию
мужицкую, бесправную и угнетённую.
Слайд 35Писатель мечтал, чтобы Россия стала единой.
Он восстанавливает прошлое, чтобы
показать, что его ужасы живут и в настоящем, что прошлое
с его социальным неравенством
не отпускает Россию, и поэтому она по-прежнему остаётся разделённой.