Слайд 1Изменение по падежам
имён существительных
Автор: учитель начальных классов
Силкина Римма Алексеевна
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу
помогать.
Слайд 3Минутка чистописания
Отгадав, что объединяет эти слова, вы узнаете
тему минутки чистописания:
соловей, молодежь, болото, полоса,
молоко, колосок, солома, голоса, голова.
Проверка:
м.р. ср.р. ср.р.
оло соловей оло болото оло молоко оло
ж.р.
солома
Слайд 4
Как вы понимаете значение слова «солома»?
Солома – это стебли злаковых
растений, которые остаются после обмолота.
Подберите к нему однокоренные слова.
Проверка:
Солома, соломинка,
соломенный,соломина,
соломка.
Слайд 5 Опорные слова
Имя существительное -
Обозначают:
Отвечают на
вопрос:
Бывают:
Изменяются:
Роль в предложении:
Слайд 6Проверка
Имена существительные - это самостоятельная
часть речи
Обозначают: предмет
Отвечают на вопрос: кто? или что?
Бывают: собственные или нарицательные;
одушевлённые или неодушевлённые;
мужского, женского, среднего рода.
Изменяются: по числам (единственное,
множественное ) Роль в предложении: подлежащее,
дополнение, обстоятельство.
Слайд 7 Лиса.
По полю бежит
рыжая лиса.
У лисы пушистый хвост.
Хочется лисе поймать зайца.
Увидел лису косой и ускакал, только
его и видели.
Не
любит он встречаться с лисой.
Заяц со страхом вспоминает о лисе.
Слайд 8Проверка.
Лис , лис , лис
, лис ,
лис
, о лис е .
а
ы
е
у
ой
Найдём причину
изменений окончания.
Слайд 10Коллективная работа
(Кто?) лиса
Хвост (у кого?) у лисы
Хочется ( кому?)
лисе
Увидел ( кого?) лису
Встречаться (с кем?) с лисой
Вспоминает (о ком?)
о лисе
Слайд 11Вспомни
Изменение имён существительных
по падежам называется склонением.
В русском языке
6 падежей.
Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги
и выполняет свою роль в предложении.
Слайд 12Откуда пошли названия падежей?
Он еще не родился, а уже думали,
какое имя ему дать, и решили назвать его – именительный.
Родился
– стал родительный. Это имя ему еще больше понравилось.
Он был малышом, ему ни в чем не отказывали и все давали, и он стал дательным.
Но падеж был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал винительным.
Потом падеж подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
Он всегда предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь предложным.
Слайд 13
Именительный – имя предмета – начальная форма наименования.
Родительный буквально означает «полученный с
рождения».
Дательный от слова «дать», так как его значение –
обозначить адресата, того, кому что-то дают.
Винительный — назван так потому, что существительное, является причиной, вызывающей само действие.
Творительный – связан с глаголом «творить» и означает орудие действия.
Предложный — падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется.
Слайд 15Шуточная присказка
И.п.- Иван
Р.п. - рубит
Д. п.- дрова,
В.п. - Варвара
Т.п. - топит
П.п. - печку .
Слайд 16
Изменение по падежам существительных
лес, весна, озеро
Слайд 17Памятка
Чтобы определить падеж имени существительного надо:
1. Найти слово, к которому
относится имя существительное.
2. Поставить от него нужный вопрос.
3. По вопросу
и предлогу определите падеж.
Если вы затрудняетесь в определении падежа, подставьте слова- подсказки.
Слайд 18Обрати внимание
Начальная форма имени существительного – это форма именительного падежа
единственного числа.
Все падежи , кроме именительного, называются косвенными.
Слайд 19Самостоятельная работа
Спишите, изменяя имена существительные в скобках. Обозначьте падеж
имен существительных. Выделите окончания.
На (болото) две (подружка), две зеленые (лягушка).
(Утро) рано умывались, (полотенце) растирались.
(Ножки) топали,(ручки) хлопали…
Прячьтесь от (подружки)
Комары да (мушки).