Слайд 1ИЗМЕНЕНИЯ, КАК КОНТЕКСТ УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра
управления образованием
Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ им.
А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru
Слайд 31. Создание «второй» природы.
К концу XX века многократно усложнился и
качественно вырос предметный мир. Человек, создававший на протяжении тысячелетий «второй»
мир, внезапно оказался отрезанным от мира «первого» – мира натурального, природного, естественного.
Не тронутой человеком природы больше не существует, созданный предметный мир оказался весьма далеким от гармонии и совершенства, в нем нарушена координация, он чреват катастрофами и экологическими кризисами..
Мир не может больше выступать объектом, независимым от субъекта, он должен восприниматься в качестве соразмерного субъекту. Но подобное восприятие мира требует коренного изменения типа мироотношения, смены типа рациональности, формирования иных ментальных структур.
Потребность в этим фундаментальных переменах
Слайд 42. Разрыв социального и культурного циклов.
В прошлом социальный цикл был
гораздо короче культурного.
Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру
культурных ценностей, которая, не меняясь на протяжении столетий, регулировала жизнь многих поколений.
В XX веке ситуация в корне изменилась: теперь на протяжении одного поколения чередуется ряд «культурных эпох».
Способность к культурной трансформации становится необходимым условием оптимальной адаптации, условием развертывания творческих потенций индивидов.
Слайд 53. Расширение сферы ответственности.
Современные средства производства неизмеримо расширили зону моральной
ответственности, ибо социальные последствия многих «рядовых» действий, не говоря уже
о ядерных или экологических катастрофах, могут отразиться не только на судьбах «ближнего», но и «дальнего», в том числе и собственных потоков.
Сознание ответственности за каждого человека и человечество в целом предполагает способность обнаружить и предвидеть дальние и ближние последствия собственных действий.
Слайд 64. Лавинообразный рост научного знания.
Мир целей, или, по К.Попперу, «третий
мир», увеличивается в геометрической прогрессии. К концу XX века он
стал не менее значимым, чем мир «второй природы».
Насущной потребностью в настоящее время становится умение ориентироваться в огромном информационном потоке, постоянно менять свою интеллектуальную «оснастку», для чего необходимо гибкое, недогматическое, парадоксальное, творческое мышление.
Слайд 75. Революция в современной науке
Современная наука находится в стадии радикальной
трансформации, переживает качественно новый этап своего развития, который может быть
назван «постнееклассическим».
Это относится к науке в целом, в том числе к гуманитарным и социальным наукам, а не только к естественным или техническим.
Существенными характеристиками науки нового этапа является, по всей видимости, изменение объектов исследования: ими становятся сложноорганизованные, многоуровневые, эволюционирующие, открытые, нелинейно развивающиеся системы, обладающие многовариантностью возможных сценариев развития.
Радикально меняется и место познающего (и действующего) объекта: он не может больше рассматриваться как независимый, автономный агент Познающий и действующий субъект должен исходить из предпосылки органической включенности в познаваемую и изменяемую им природную, техническую, социальную, политическую или культурную систему, из наличия неразрывного единства между собой и миром.
Слайд 86. Конец «эпохи Гуттенберга». Герменевтическая революция.
Сегодня можно с полным правом
говорить о формировании новых «компьютерных» поколений. Для докомпьютерных поколений –
«книжных детей» – основным источником информации было слово, сначала устное, а последние пятьсот лет –письменное.
«Визуальная революция» требует формирования иного типа разума, способного к интерпретации, к распаковыванию многообразных смысловых значений, к ориентировке в сложно организованном информационном пространстве.
Она детерминирует потребность замены «директивного» разума «герменевтическим».
Слайд 97. Новая культурная ситуация. Постмодерн
Очередной этап модернизации, переживаемый современным миром,
характеризуется «плюрализацией жизненных миров» индивидов.
Современному человеку приходится постоянно сталкиваться
с различными, порой взаимоисключающими жизненными мирами. Современность характеризуется «расщепленностью» жизненных миров, их хаотическим нагромождением.
Слайд 11ПОКОЛЕНИЯ И СТИЛИ
«Поколение ветеранов» - 1920-1933 гг. рождения (наиболее
значительным событием в сознательной жизни большинства из них стала Вторая
Мировая Война);
«Тихое Поколение» - 1933-1946 гг. рождения (дети, рожденные в годы Великой депрессии);
«Беби-бумеры» - 1946-1964 гг. рождения (рождены в период, когда годовой прирост населения составлял от 3,5 до 4 млн. человек);
«Поколение X» - 1964-1980 гг. рождения (последующий период, годовой прирост населения менее 3,5 млн. человек),
«Поколение Y» - 1980-2000 гг. рождения (прирост населения вновь составляет от 3,5 до 4 млн. человек в год);
«Поколение Z» - 2000 и последующие гг. (прирост населения более 4 млн. человек в год продолжает расти).
Слайд 12ЭПОХИ ИЗМЕНЕНИЙ В ХХ и XXI веке
1990-2000 гг. и 1890-1900
гг. Появление новых технологий. «Угроза нового» и перспектива прогресса.
2000-2005 гг.
и 1900-1905 гг. Новые технологии развиваются. Старые технологии становятся нефункциональными, но всё ещё преобладают.
2005-2010 гг. и 1900-1910 гг. Конфликты и хаос. Новое «бросает вызов» старому.
2008-2012 гг. и 1908-1912 гг. Поворотный момент в обществе.
2010-2020 гг. и 1910-1920 гг. Старый уклад уступает место новому.
2020 гг. и 1920 гг. Новый уклад принимается обществом и становится доминирующим.
Слайд 139 изменений
1.Люди работают дома: Изменение первое
Человек больше не привязан к
своему рабочему месту в офисе фирмы. Существенная часть сотрудников будет
работать дома, осуществляя дистанционный доступ к данным.
2.Корпоративная сеть вместо офиса: Изменение второе
Значение офиса как места работы уменьшится. Корпоративные сети заменят офисы для большинства фирм, компаний и некоммерческих организаций.
3.Сеть заменяет пирамиду: Изменение третье
Организационные структуры пирамидального типа уходят в прошлое. Им на смену приходят сетевые структуры.
Слайд 149 изменений
4. Поезда заменяют автомобили: Изменение четвертое
Автомобиль как главное транспортное
средство 20-го столетия устаревает. Теперь он играет второстепенную роль. Основным
транспортным средством становится железная дорога и лёгкий рельсовый транспорт.
5. Сообщества становятся плотнее: Изменение пятое
Функциональное деление городов на районы станет иным. Новый город будет представлять собой совокупность плотно заселённых сообществ, включающих магазины, объекты инфраструктуры и жилые дома, с остановкой общественного (по преимуществу - лёгкого рельсового) транспорта в нескольких минутах ходьбы.
6.Новая социальная инфраструктура: Изменение шестое
Прекратится увеличение разрыва в доходах между наиболее богатыми и остальной частью общества. Будут проведены социальные реформы с целью более равномерного распределения доходов в обществе.
Слайд 159 изменений
7. Обман превращается в сотрудничество: Изменение седьмое
В свои права
вступают новые ценности, корпоративная этика и социальное поведение. У нового
поколения - новый взгляд на мир, так же, как и 100 лет назад.
8. Половина учебного процесса осуществляется в режиме онлайн: Изменение восьмое
Привычная классная комната устарела. Половина учебных программ будет осуществляться в онлайн-режиме. Соответственно, изменится и характер преподавания.
9. Образование базируется на Интернет-технологиях: Изменение девятое
Школы и колледжи «заводского типа», привычные в прошлом столетии, станут устаревшими. Новое образование строится на основе сети. Этот подход более удобен как для молодежи, так и для взрослых.