Слайд 1Дети с ЗПР в инклюзивном образовании
Слайд 2На сегодняшний день большая часть обучающихся, имеющих трудности в усвоении
знаний – это учащиеся с ЗПР.У многих из низ имеется
справка 7вида, другие с имеющимися признаками «оберегаются» родителями.
Слайд 3Закон "Об образовании в РФ" 273-ФЗ, [Глава 11] [Статья 79]
Общее
образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)осуществляется в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
4. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Слайд 4В условиях реализации ФГОС школой разрабатывается Основная образовательная программа, в
структуре которой предусмотрен раздел «Программа коррекционной работы для детей с
ОВЗ». Для детей с задержкой психического развития должны быть созданы условия, соответствующие их особым образовательным потребностям. Эти условия включают, в частности, индивидуальный подход, использование специальных методов работы, изменение планирования учебного материала, адаптацию требований к контрольным работам и т.д.
Слайд 5 Что такое ЗПР?
Задержка психического развития -
это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок,
достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Слайд 6Термин «задержка психического развития»
предложен Г.Е. Сухаревой.
Исследуемый феномен характеризуется,
прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями
познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Слайд 7Отмечаются также различные варианты сочетания нескольких факторов различного происхождения
Причины задержки
психического развития:
Слайд 9Характерные особенности детей ЗПР:
повышенная истощаемость и в результате
низкая работоспособность,
незрелость эмоций, слабость воли, психопатоподобное поведение,
внимание неустойчивое;
страдают все виды
памяти
не сформированы основные мыслительные операции –
анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют
ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность,
не удерживают условие задачи. Но, в отличие от умственно
отсталых, они лучше используют помощь и способны применять показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий
дефекты звукопроизношения;
бедный словарный запас слов;
низкий навык самоконтроля;
ограниченный запас общих сведений и представлений;
слабая техника чтения;
Слайд 10Таким образом, поступающим в школу детям с ЗПР присущи специфические
особенности психолого-педагогического характера. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению,
у них нет нужного для усвоения программного материала запаса знаний, умений и навыков. Поэтому они оказываются не в состоянии без специальной помощи полноценно овладеть счетом, чтением и письмом. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Важно отметить, что в условиях массовой школы ребенок с ЗПР впервые начинает отчетливо осознавать свою несостоятельность, которая выражается прежде всего в неуспеваемости. Это, с одной стороны, ведет к появлению чувства неполноценности, а с другой - к попыткам личной компенсации в какой-либо другой сфере, иногда - в различных формах отклоняющегося поведения.
Слайд 11-Никто не спорит, что данным детям нужен личностно-ориентированный подход.
Педагогическая коррекция
и развивающая работа в системе с психологическим сопровождением должна осуществляться
регулярно.
Необходима и дополнительная документация.
Слайд 12Организация деятельности на уроке.
Хорошо, если ребенок сидит в зоне прямого
доступа учителя. Педагог должен время от времени подходить к нему
и «ставить внешние вешки», направляя его действия: «Мы сейчас пишем вот этот вопрос,вот здесь, отсюда и сюда. Попробуй.
Важны также внешние мотивирующие подкрепления: «Вот здесь ты собрался и очень хорошо выполнил задание». Желательно сравнивать ребенка с самим собой «Вчера на третьем уроке ты был спокойнее и мы с тобой все хорошо сделали»
Использовать формы подачи материала с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Чем проще и короче фраза педагога, тем выше вероятность, что ученик ее поймет.
Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.
При планировании уроков рекомендуется использовать игровые моменты. Возможно вносить отдельные элементы игры в учебные занятия. Дети данной категории неутомимы в игре.
Использовать яркую наглядность, применять ИКТ.
Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо учить ребенка пользоваться ранее усвоенными знаниями.
Слайд 13Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
Индивидуальная
помощь в случаях затруднения.
Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
Более частое
использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек, наводящих вопросов, алгоритмов действия, заданий с опорой на образцы
Вариативные приемы обучения.
Повтор инструкции.
Планы – алгоритмы и схемы выполнения, пиктограммы (наглядные, словесные).
Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
Речевой образец или начало фразы
Демонстрация действий.
Подбор по аналогии, по противопоставлению.
Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
Совместные или имитационные действия.
Создание проблемных ситуаций.
Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и
обсуждением выполнения задания.
Обращение к товарищу с вопросами.
Работа со словарями на время.
Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
Найди ошибку.
Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
Исключение лишнего.
Слайд 14Введение физминуток через 15-20 минут.
Создание ситуации успеха на занятии.(выполнить посильный
объем работы и получить одобрение, похвалу)
Благоприятный климат на уроке. Опора
на эмоциональное восприятие.
Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы
Связь обучения с жизнью
Постоянное управление вниманием