Разделы презентаций


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА презентация, доклад

Содержание

ТРОПЫслова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 2ТРОПЫ
слова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания

художественного образа

ТРОПЫслова и выражения, употребленные в переносном значении в целях создания художественного образа

Слайд 3Эпитет
художественное определение, ярко и образно
рисующее наиболее существенный признак
предмета или явления.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на
печальные

поляны льет печально свет она.
(А.С.Пушкин)
Золото, золото сердце народное.
(Н.А.Некрасов)

Эпитетхудожественное определение, ярко и образнорисующее наиболее существенный признакпредмета или явления.  Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на

Слайд 4Метафора
это перенос названия с одного предмета на

другой на основании их сходства.


Одно из самых ярких средств выразительности;

действенный и экономный способ выражения образной мысли.

Утро года (А.С.Пушкин)

Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (М.Горький)

1) простая

2) развернутая

3) лексическая

Стальное перо; стрелка часов; лист бумаги

Метафора   это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства.Одно из самых

Слайд 5Метонимия
перенос названия с одного предмета на другой на основе их

смежности.
Связь может быть:
1) между предметом и материалом
Не то на серебре

– на золоте едал. (А.С.Грибоедов)

2) между содержимым и содержащим

3) между действием и орудием

4) между автором и произведением

5) между местом и людьми

Я три тарелки съел. (И.А.Крылов)

Его перо любовью дышит. (А.С.Пушкин)

Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.
(А.С.Пушкин)

Город шумел. (Ю.Олеша)

Метонимияперенос названия с одного предмета на другой на основе их смежности.Связь может быть:1) между предметом и материаломНе

Слайд 6Сравнение
это один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного

предмета или явления с другим для художественного описания первого.
Ах, злые

языки страшнее пистолета! (А. С. Грибоедов.)
И стоит, словно зеркало, пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)
Уж озимь яркая блеснула изумрудом. (П.Греков)
Дум, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (Н.Заболоцкий)

Придают тексту образность, эмоциональность, делают отвлеченные понятия «зримыми» и конкретными, являются средством характеристики предмета. лица.

Сравнениеэто один из простейших тропов, в котором используется сопоставление одного предмета или явления с другим для художественного

Слайд 7Олицетворение
наделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека.

Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.)
Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана.

(М.Ю.Лермонтов)

Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С.А.Есенин)

Помогает раскрыть наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Олицетворениенаделение неодушевленных предметов и явлений природы признаками и свойствами человека. Забормотал спросонья гром. (К. Паустовский.)Ночевала тучка золотая

Слайд 8Гипербола
Литота
образное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще

называют обратной гиперболой.
образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы,

красоты, значения описываемого.

Ваш шпиц – прелестный шпиц, не более наперстка. (А.С.Грибоедов)
Мальчик-с-пальчик

В сто сорок солнц закат пылал.
(В.Маяковский)

Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.

Являются средством идейно-эмоциональной оценки предмета речи.

Гипербола Литотаобразное выражение, уменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. образное выражение, состоящее в

Слайд 9Перифраз
описательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания.


Так, А. С. Пушкин вместо слова «осень» пишет: Унылая пора,

очей очарованье.

Лермонтов в стихотворении «На смерть поэта» называет Пушкина «невольник чести», раскрывая тем самым причины его трагической гибели и выражая свое отношение к нему.

Перифразописательное выражение, употребляемое вместо того или иного слова или словосочетания. Так, А. С. Пушкин вместо слова «осень»

Слайд 10Ирония
вид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается

насмешка.
Откуда, умная , бредешь ты, голова?
(И.Крылов)
В этих строках крыловской басни

– тонкая насмешка над глупостью осла.
Ирониявид иносказания, при котором за внешне положительной оценкой (отношение) скрывается насмешка.Откуда, умная , бредешь ты, голова?(И.Крылов)В этих

Слайд 11Стилистические фигуры
особые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

Стилистические фигурыособые стилистико-синтаксические конструкции, придающие выразительность речи

Слайд 12анафора
Эпифора
повторение слов или фраз в начале

смежных высказываний


Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди…
Жди, когда наводят

грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
(К.Симонов)


повторение слов или фраз в конце смежных высказываний



Не станет нас! А миру хоть бы что,
Исчезнет след! А миру хоть бы что.
(Омар Хайям)


анафораЭпифора    повторение слов или фраз в начале смежных высказыванийЖди меня, и я вернусь.Только очень

Слайд 13Антитеза
резкое противопоставление понятий, мыслей, образов
1) Я царь – я

раб, я червь – я бог!

(Г. Державин.)

2) Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченный.
Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В.В.Маяковский)

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов1) Я царь – я раб, я червь – я бог!

Слайд 14Градация
стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств

художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей) значимости
Все разнообразие, вся

прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени.

(Л.Н.Толстой)
Градация стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей (нисходящей)

Слайд 15Параллелизм
стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк

или строф
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с

тоской.
(М. Лермонтов.)

Параллелизм помогает увидеть авторскую позицию по отношению к тому, о чем он пишет.

Параллелизм стилистический прием сходного, параллельного построения смежных фраз, стихотворных строк или строфГляжу на будущность с боязнью, Гляжу

Слайд 16Оксюморон
стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью

необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления
1) И невозможное возможно,

Дорога долгая легка.
(А. Блок.)


2) Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.
(М. Волошин.)
Оксюморон стилистический прием сочетания противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления1)

Слайд 17Инверсия
расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой)

порядок слов, с целью усилить выразительность речи
Вышел месяц ночью тёмной…

Инверсия расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок слов, с целью усилить выразительность речиВышел

Слайд 18Выразительные средства фонетики
Аллитерация
один из способов звуковой организации речи, относящийся

к звуковым повторам однородных согласных звуков
Гой ты, Русь моя родная,

[р с’ р]
Хаты – в ризах образа… [р’ з р з]
Не видать конца и края [ц, р]
Только синь сосет глаза. [с’ с с’ з]
(С. Есенин.)
Выразительные средства фонетикиАллитерация один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам однородных согласных звуковГой ты,

Слайд 19Ассонанс
одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так

называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом повторении однородных гласных

звуков

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. [у у у у]
(Н. А. Некрасов.)

Ассонанс одна из форм звуковой организации речи, относящаяся к так называемым звуковым повторам и заключающаяся в симметрическом

Слайд 20Звукоподражание
употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от

изображаемого явления или предмета
Например: шорох, цоконье, бренчанье,

тиканье, чириканье и т. д.

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
(К.Бальмонт)

Звукоподражание употребление слов, напоминающих по своему звучанию слуховые впечатления от изображаемого явления или предметаНапример: шорох, цоконье, бренчанье,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика