Разделы презентаций


Основы теории воспитания

Содержание

ПланСущность воспитания как общественной функции и педагогического процессаТеория воспитания в структуре педагогикиТеория воспитания в паспорте специальности 13.00.01

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Основы теории воспитания
Курносова Светлана Анатольевна,
профессор кафедры педагогики
Института «Высшая школа

образования»
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,
доктор педагогических наук, доцент,
sa.kurnosova@mpgu.edu

Основы теории воспитания Курносова Светлана Анатольевна,профессор кафедры педагогикиИнститута «Высшая школа образования»ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,доктор педагогических

Слайд 2План
Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса
Теория воспитания в

структуре педагогики
Теория воспитания в паспорте специальности 13.00.01

ПланСущность воспитания как общественной функции и педагогического процессаТеория воспитания в структуре педагогикиТеория воспитания в паспорте специальности 13.00.01

Слайд 3
1
Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса

1Сущность воспитания как общественной функции и педагогического процесса

Слайд 4Сущность воспитания как общественной функции
Воспитание - для всех времен и

всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима

жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы в зависимости от типа культуры (первобытно-общинной, античной, средневековой, нововременной, современной).
Сущность воспитания как общественной функцииВоспитание - для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества.

Слайд 5Сущность воспитания как общественной функции
Как известно, человечество и каждый родитель

воспитательные функции получает с рождением ребенка от природы: когда пеленают,

кормят, купают, поют колыбельную песенку, учат читать и считать, вводят в сообщество других людей, формируют понятия истинного и ложного, добра и зла, прекрасного и безобразного - это значит воспитывают.
Сущность воспитания как общественной функцииКак известно, человечество и каждый родитель воспитательные функции получает с рождением ребенка от

Слайд 6Сущность воспитания как общественной функции
Недаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание».

Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли,

что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный.
Сущность воспитания как общественной функцииНедаром издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре

Слайд 7Сущность воспитания как общественной функции
Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание»)

на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создаёт различные воспитательные учреждения:

воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты.
Сущность воспитания как общественной функцииЗадаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создаёт

Слайд 8Сущность воспитания как общественной функции
Концепция нового воспитания вобрала в себя

характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное

самосуществование.
Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.
Сущность воспитания как общественной функцииКонцепция нового воспитания вобрала в себя характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего,

Слайд 9Сущность воспитания как общественной функции
Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной

культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание.
Морально-этической доминантой

нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия, терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки.
Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.
Сущность воспитания как общественной функцииСодержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое,

Слайд 10Сущность воспитания как педагогического процесса
Воспитание – специально организованное управляемое и

контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания.
Цель

воспитания – совокупность качеств личности, к воспитанию которых стремится общество.
Существует несколько толкований понятия воспитания, но в современном гуманистическом понимании процесс воспитания - это эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, ведущее к достижению заданной цели.
Сущность воспитания как педагогического процессаВоспитание – специально организованное управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на

Слайд 11Сущность воспитания как педагогического процесса
В основе развития личности лежат два

процесса – познание и отношение.
Познание является основой процесса обучения, а

отношение является основой процесса воспитания.
Воспитание как отношенческий процесс: в процессе воспитания мы должны сформировать систему отношений к миру, обществу, природе, государству, к другим людям и к самому себе. (Отношение – глубоко личностное образование, которое нельзя передать механическим путем, его можно только сформировать. Отношение – органическое соединение знаний, чувств, воли, убеждений, поведения, и направленности личности).
Сущность воспитания как педагогического процессаВ основе развития личности лежат два процесса – познание и отношение.Познание является основой

Слайд 12
2
Теория воспитания в структуре педагогики

2Теория воспитания в структуре педагогики

Слайд 13Теория воспитания в структуре педагогики
Педагогика представляет собой сложную систему, состоящую

из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин. Каждая из них

исследует определенный участок педагогической действительности.
В структуре общей педагогики выделяют:
теорию обучения (дидактику);
теорию воспитания;
историю педагогики (к ней тесно примыкает этнопедагогика, которая изучает опыт воспитания, накопленный конкретным народом и составляющими его этносами, народную культуру воспитания; объясняет народную педагогику с современных позиций и предлагает пути ее использования в современных условиях);
сравнительную педагогику;
теорию управления образовательными системами;
экономику образования;
методологию педагогики;
педагогическую технологию;
частные методики.

Теория воспитания в структуре педагогикиПедагогика представляет собой сложную систему, состоящую из относительно самостоятельных, но взаимосвязанных научных дисциплин.

Слайд 14Теория воспитания в структуре педагогики
Теория воспитания выявляет и обосновывает закономерности

и способы формирования системы отношений человека - к природе, культуре,

ценностям, другим людям, обществу в целом и самому себе; исследует различные аспекты воспитания (социокультурный, индивидуальный, коммуникативный), основные характеристики, движущие силы и логику воспитательного процесса, закономерности и принципы, на которых основывается деятельность педагога-воспитателя,а также средства, которые он может использовать в воспитательной работе.
Теория воспитания в структуре педагогикиТеория воспитания выявляет и обосновывает закономерности и способы формирования системы отношений человека -

Слайд 16Теория воспитания в структуре педагогики
На основании возрастных особенностей обучаемых или

воспитанников
в структуре общей педагогики выделяют:
дошкольную педагогику;
педагогику школы;
педагогику высшей школы;
андрогогику.

Теория воспитания в структуре педагогикиНа основании возрастных особенностей обучаемых или воспитанников в структуре общей педагогики выделяют:дошкольную педагогику;педагогику

Слайд 17Теория воспитания в структуре педагогики
На основании специфики разных сфер образования
в

структуре общей педагогики выделяют:
педагогику профессионального образования;
педагогику дополнительного образования;
педагогику культурно-просветительной работы;
педагогику

журналистики;
производственную педагогику;
военную педагогику.
Теория воспитания в структуре педагогикиНа основании специфики разных сфер образованияв структуре общей педагогики выделяют:педагогику профессионального образования;педагогику дополнительного

Слайд 18Теория воспитания в структуре педагогики
На основании специфики учебной и воспитательной

работы
с определенным контингентом обучаемых и воспитанников
в структуре общей педагогики выделяют:
конфессиональную

педагогику (исследует функции, содержание, формы и методы воспитания и обучения в религиозных образовательных учреждениях. Среди исследуемых проблем - проблемы религиозного воспитания, социализации и культурной идентификации детей, духовно-нравственного воспитания и воспитания веротерпимости);
коррекционную педагогику, которая подразделяется по видам отклонений на:
олигофренопедагогику (изучает проблемы обучения и воспитания людей с отклонениями в развитии мышления);
сурдопедагогику (исследует особенности педагогической работы с людьми, страдающими нарушениями слуха, и с глухонемыми);
тифлопедагогику (выявляет особенности работы со слепыми и слабовидящими людьми).
исправительно-трудовую педагогика;
социальную педагогику.
Теория воспитания в структуре педагогикиНа основании специфики учебной и воспитательной работыс определенным контингентом обучаемых и воспитанниковв структуре

Слайд 22
В рамках каждой педагогики существует и разрабатывается множество концепций, подходов,

определяющих специфику применяемых педагогических средств и особенности профессионально-педагогической деятельности.
Теории воспитания

- это концепции, объясняющие происхождение, формирование и изменение личности, её поведения под влиянием воспитания.
В качестве научной базы таких теорий выступают психологические теории развития личности, социальная и возрастная психология.
В рамках каждой педагогики существует и разрабатывается множество концепций, подходов, определяющих специфику применяемых педагогических средств и особенности

Слайд 23
3
Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика,

история педагогики и образования
Паспорт специальности

3Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образованияПаспорт специальности

Слайд 24Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика,

история педагогики и образования
Паспорт специальности
Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность

воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности).
Теория воспитания как компонент структуры научно специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образованияПаспорт специальностиТеории и концепции

Слайд 25Примеры
Фрагменты текстов магистерских диссертаций
Теоретической базой исследования стали:
положения философии, педагогики, экономики,

теории управления и других наук об организации реформ общего образования

(Т. Н. Беркалиев, А. В. Василюк, Е. С. Заир-Бек, К. В. Зиньковский, Л. Кьюбен, О. Е. Лебедев, А. Н. Поздняков, А. Н. Саблина, А. А. Сбруева, Д. Б, Тайэк, Г.-Э. Тенорт, Д. Хопкинс и др.);
концепции постмодернизма (С. Ароновиц, Р. Ашер, И. А. Добрицына, П. Периклис, М. Фуко, Р. Эдвардс и др.), представляющие развитие образования, школьное реформирование и школу как сложные многомерные феномены;
концепции о кризисе образования в мире и объективной необходимости его усовершенствования (Э. Д. Днепров, П. Дюран, Ф. Г. Кумбс, Г. Пихт, Э. Фор);
культурологические и этнопсихологические концепции о единстве общего, особенного и единичного в культуре народов (Г. Н. Волков, В. Г. Дж.Зайда, В. Г. Крысько, Б. Ф. Поршнев, В. К. Трофимов, Д. Филлипс, К. Хоупс и др.);
теоретические положения сравнительной педагогики (О. Анвайлер, Дж.Бередей, Е. И. Бражник, М. Брэй, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, М. А. Соколова, Л. Л. Супрунова, Б. Холмс и др.).
ПримерыФрагменты текстов магистерских диссертацийТеоретической базой исследования стали:положения философии, педагогики, экономики, теории управления и других наук об организации

Слайд 26Примеры
Фрагменты текстов магистерских диссертаций
Теоретическую базу исследования составляют:
философские и психолого-педагогические представления

о феномене дет-ства, который во многом определяет характер существования современного

общества. Особенности развития детского сознания в рамках этих направлений раскрываются как один из важнейших источников творческого потенциала взрослого человека (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, П.А. Флоренский, Э. Фромм; Б.М. Бим-Бад, А.Г. Кислов, Л.К.Нефёдова, А.А. Плескачевская и др.; Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Ф. Крюгер, В.С.Мухина, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
идеи теории развития о природно обусловленных, но прижизненно развивающихся только при активном взаимодействии со средой способностях устанавливать отношения привязанности с другими, основанные на потребности в любви, признании, безопасности как источниках здорового роста и саморазвития (Дж. Боулби и М. Эйнсворт), о ведущей роли когнитивного развития детей 6–10 лет (тесно связанного с социальным и эмоциональным развитием) в связи с началом систематического школьного обучения и обретением компетентности, трудолюбия (против чувства неполноценности и бесполезности – по Э. Эриксону) (Д.Баттерворт и М. Харрис), о влиянии семьи на формирование у ребёнка умения взаимодействовать, общаться с миром, справляться, совладать с трудностями, возникающими в различных сферах жизни (Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк и др.);
ПримерыФрагменты текстов магистерских диссертацийТеоретическую базу исследования составляют:философские и психолого-педагогические представления о феномене дет-ства, который во многом определяет

Слайд 27положения теорий эмоций о непрерывной включённости эмоциональной сферы в регуляцию

процессов жизнедеятельности, об обусловленности эмоциональных явлений потребностями индивида, особенностями культуры,

общества и тех реальных ситуаций, в которых оказывается человек, от активности инди-вида в социальной жизни (А. Адлер, Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, Л.Я. Гозман, У. Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К. Изард, Л.В. Куликов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
положения теорий личности, развития психики и сознания об эмоциональных оценках действительности как элементе мотивирующего содержания личности; о необходимости формирования сознания во взаимодействии рефлексивного и бытийного слоёв, при наличии которого человек способен к осуществлению надситуативной, свободной и ответственной деятельности (А.Г. Асмолов, А.А.Бодалёв, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, Б.И. Додонов, В.П.Зинченко, В.Н.Мясищев, К. Роджерс, Э. Эриксон, В.А. Ядов и мн. др.);
положения теорий эмоций о непрерывной включённости эмоциональной сферы в регуляцию процессов жизнедеятельности, об обусловленности эмоциональных явлений потребностями

Слайд 28гуманистические традиции педагогической мысли прошлого, признавав-шей самоценность детства в духовном

развитии личности и утверждавшей бережное и уважительное отношение к личности

ребёнка в процессе воспитания (В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, Н.И. Пирогов, В.А.Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);
идеи воспитания, отражающие гуманистические идеалы и ценности, ориентированные на поддержку усилий ребёнка в его развитии, гуманизацию взаимоотношений в детском социуме, системе детско-родительских отношений на основе любви к ребёнку, диалога и понимания, сотрудничества, сотворчества с детьми (Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, Е.О. Галицких, И.П. Иванов, Е.В. Карпова, Л.Н.Куликова, С.Г. Макеева, Т.А. Маркова, М.И. Рожков, Е.В. Титова, С.В. Титов, Ю.И. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.).
гуманистические традиции педагогической мысли прошлого, признавав-шей самоценность детства в духовном развитии личности и утверждавшей бережное и уважительное

Слайд 29



Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика