Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 2Троп -
обобщённое название таких оборотов речи, которые основаны на
употреблении слова в переносном значении
Аллегория
Антономасия
Гипербола
Ирония
Литота
Метафора
Метонимия
Олицетворение
Оксиморон
Перифраза
Синекдоха
Сравнение
Эпитет
Слайд 3Сравнение –
сближение двух явлений с целью пояснения одного другим:
Большое озеро как блюдо.
За ним скопленье облаков…
(Б. Пастернак)
Быть как стебель и быть как сталь
В жизни, где мы так мало можем…
(М. Цветаева)
Чёрно-бурою лисицею
Под горой улёгся лес.
(Д. Кедрин)
Слайд 4На сравнение указывают:
Союзы как, будто, словно, точно, что,
как будто
Предлоги вроде, подобно, наподобие: жужжало подобно пчеле
(как пчела). Из-под ног неожиданно выпорхнула какая-то птица, наподобие (вроде) перепелки.
Существительное в творительном падеже: завертелся волчком (как волчок). Бесконечная дорога убегает лентой вдаль (дорога как лента).
Слайд 5Метафора
(скрытое сравнение) -
Троп, который содержит намёк на другой предмет
или явление, не названные прямо, но подразумеваемые:
В саду горит костёр
рябины красной
(кисти рябины как пламя костра);
Тенькает синица меж лесных кудрей
(листва как кудри)
(С. Есенин)
Слайд 6Примеры метафоры:
И вот визжит замок заржавый…
Минута – и стихи
свободно потекут
(А. Пушкин)
Она поёт – и звуки тают…
Терек воет, дик
и злобен,
Меж утёсистых громад.
(М. Лермонтов)
На каждом дереве горит
Румяный, пышный плод.
(Н. Некрасов)
Слайд 7Развёрнутая метафора -
нанизывание новых метафор, связанных по смыслу с
первой:
Мы пьём из чаши бытия с
С закрытыми глазами…
(«чаша бытия»
– жизнь, «пьём» – живём, «с закрытыми глазами» - не ведая своей судьбы, не зная будущего)
Выход российского «корабля» в с свободное плавание по своенравному «океану» мирового рынка с его штормами и ураганами едва ли приведёт к желанному берегу.
Слайд 8Олицетворение -
Изображение неживых предметов в виде живых существ, «очеловечивание»
неодушевлённого предмета:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою
говорит.
(М. Лермонтов)
Ярко улыбалось безоблачное небо, изливая
жгучий зной, спокойно слушая мятежный
шум мутных волн. (М. Горький)
Слайд 9Олицетворение (примеры):
Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осеннюю вьюгу…»
Ветер несёт им печальный
ответ: «Вашему пахарю моченьки нет».
Мне лепетал любимый лес: «Верь, нет милей родных небес!»
О Волга! После многих лет Я вновь прислал тебе привет.
Мать-природа! Иду к тебе снова…
Распрямись ты, рожь высокая…
(Н. Некрасов)
Слайд 10Олицетворение (примеры):
Весна, я с улицы, где тополь удивлён,
Где
даль пугается, где дом упасть боится…
(Б. Пастернак)
Громом гремит вольная, живая песня, и само солнце, того и гляди, затанцует по небу под ту песню.
Море шепталось по-прежнему с берегом, и ветер всё так же носил его шёпот по степи.
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, залитой голубым сиянием луны.
(М. Горький)
Слайд 11Эпитет
художественное, образное определение,
цель которого - создать образ, передать отношение
автора. Эпитет поясняет, конкретизирует предмет, определяет самые важные, с точки
зрения автора, его качества и свойства.
Неприветливый, угрюмый каменный дом стоял у дороги.
Слайд 12Эпитет (примеры):
Румяным вечером иль утра в час златой...
(М.Ю. Лермонтов)
Зыбкие и странные,
Вкрадчиво-туманные,
В смелости нежданные,
Проблески огня…
(К. Бальмонт)
Слайд 13Эпитет (примеры):
Утром синий и тягучий рассвет никак не мог разогнать
туман.
Весна была жидкая, навозная.
Дымясь, медленно опускалось разъярённое небо.
(К. Паустовский)
Слайд 14Какие тропы используются в стихотворении Бунина «Листопад»?
Лес, точно
терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над
светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слайд 15Какие тропы используются в этих стихах?
О, повелительница ночь,
Никто не
в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!
(Н. Гумилёв)
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
(О. Мандельштам)
Слайд 16Какие тропы используются в этих цитатах?
Медленно, змейками цепей, части Добровольческой
армии окружали и обходили Афинскую.
(А.К. Толстой)
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег…
(С. Есенин)