Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 2Фонетические средства
Аллитерация – повтор согласных звуков. Является
приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.
Пример:
Гром гремит, гроза грохочет.
Слайд 3Ассонанс – повторение гласных звуков
Пример: «Е», «И», «Ю» - изображют
нежность, ласку, плачь (вслушайтесь в музыку есенинского стиха: «Не жалею,
не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым…»).
Слайд 4Лексические средства
Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи,
но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная).
Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.
Пример: Радость – горе. Друг- враг.
Слайд 5Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке
не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:
Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.
Пример: Радость ползет улиткой, у горя бешеный бег.
Слайд 6Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие
одно и то же понятие, но в то же время
различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.
Слайд 7Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в
данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В.
Белинский) Стилистические синонимы – отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал
Слайд 8Художественно-изобразительные средства ( тропы):
эпитет,сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха,перифраз,гипербола,
литота.
Слайд 9Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется
в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Пример:
В сто сорок солнц закат пылал.
Слайд 10Литота – художественное преуменьшение : мужичок с ноготок. Употребляется в
целях повышения художественного впечатления.
Пример: В больших сапогах, в полушубке овчинном,/В
больших рукавицах … а сам с ноготок.
Слайд 11Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные
случаи переноса:
а) с человека на его какие-либо
внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;
в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Читая Белинского…
Слайд 12Синекдоха – прием, посредством которого целое выражается через его часть
(нечто меньшее входящее в нечто большее) Разновидность метонимии. «Эй, борода!
А как проехать отсюда к Плюшкину?»
Слайд 13Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями
и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних
предметов с другими, имеющими общий признак.
В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.
Слайд 14Ирония - Троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова
или выражения в значении, противоположном буквальному.
Пример: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец
нищих мужиков.
Слайд 15Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его
свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное
, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:
1) существительное: болтушка сорока.
2) прилагательное: роковые часы.
3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.
Слайд 16Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется
с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне
употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.
Слайд 17 Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия;
описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи,
замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.
Слайд 18 Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору
выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание
предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Слайд 20Ответы
1 – б
2 – в
3 – а
4 – и
5 –
е
6 – д
7 – з
8 – ж
9 - г
Слайд 21Определи средство
выразительности
Река как зеркало
Зеркальная река
Зеркало реки
Река играет
Слайд 22Определи средство
выразительности
Река как зеркало (сравнение)
Зеркальная река (эпитет
Зеркало реки (метафора)
Река играет
(олицетворение)