Слайд 1ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Тема. Сопереживание
4 класс
Слайд 2Тема. Сопереживание
Цели: пояснить тему урока; дать наглядные примеры воплощения сопереживания
в картинах художников; настроить на создание собственной работы на данную
тему; выяснить значение сопереживания в жизни человека; провести работу по выбору выразительных средств для рисунка; познакомить с терминами «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «трагедия».
Вид деятельности: рисование.
Планируемые результаты: школьники получат представления о способах передачи в произведениях искусства трагического и печального содержания; приобретут умение передавать свое отношение к драматическому событию; осмыслят замысел с нужным сюжетом; приобретут навыки его воплощения.
Оборудование: принадлежности для рисования.
Ключевые слова и понятия: сострадание, сопереживание, трагедия.
Слайд 3Повторение пройденного материала
Какие вечные и великие темы изобразительного искусства вы
сами воплощали в ваших рисунках на предыдущих уроках?
Как вы понимаете
смысл выражения «мудрость старости»?
Какие картины профессиональных художников по эти теме вы рассматривали и изучали?
Какие чувства будили в вас эти картины?
Что объединяет все эти работы между собой?
Что такое оптимизм?
В чем может проявляться оптимизм в портрете?
С помощью каких деталей можно придать лицу на портрете оптимистичный вид?
Слайд 4Беседа по теме урока
Художники, которые рисуют картины, в своих произведениях
отобразили не только счастливые, но и печальные моменты жизни людей.
А зрители, которые смотрят на их творения, сопереживают. Поэтому и тема «Сопереживание» также является одной из «вечных и великих» тем мирового изобразительного искусства.
Слайд 5Беседа по теме урока
В одной из глав забавной книжки «Дед
Макабка» писателя Б. Емельянова рассказывается о печальном событии — щенок
по кличке Шарик заболел: шерстка его стала пыльной и тусклой, он перестал играть со своими друзьями по бабушкиному двору котом и гусем. Тогда мальчик Юра стал возить Шарика на коляске каждый день в больницу, к фельдшеру Ивану Ивановичу, а тот делал щенку уколы.
Что мы испытываем к заболевшему Шарику?
Слайд 6Беседа по теме урока
В далекие времена было принято совсем маленьких
детей отдавать в обучение разным мастерам — сапожникам, столярам, портным.
Но мастера часто не обучали детей нужному ремеслу, а заставляли их выполнять другую работу для своего хозяйства, часто просто непосильную.
Такой эпизод вы видите на картине художника Василия Григорьевича Перова, которая называется «Тройка».
Слайд 7Беседа по теме урока
В далекие времена корабли на реках могли
плавать только по течению, или когда им в паруса дул
ветер. А если надо было возвращаться против течения и ветра не было, то корабли приходилось тянуть обратно с помощью людей, которые назывались «бурлаки». Как раз на этой картине художника Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» вы видите тяжелую работу людей, тянущих по реке корабль с опущенным парусом.
Слайд 8Беседа по теме урока
В наши дни человек — хоть мужчина,
хоть женщина — сам может решать, как и с кем
ему создавать семью. Люди женятся и выходят замуж по любви, выбирая себе человека, который нравится. А когда-то такие вопросы решали без женского участия, согласия женщины никто не спрашивал. На знаменитой картине художника Василия Владимировича Пукирева вы видите, как совсем молоденькую девушку насильно отдают замуж за богатого старика. Картина так и называется — «Неравный брак».
Слайд 9Работа с учебником
Рембрандт. Возвращение блудного сына. Старик в красном
Слайд 12Самостоятельная работа
Если вы нашли образ, который готовы изобразить на рисунке,
то можете приступать к его выполнению.
Продумайте расположение листа бумаги
и композицию будущей работы. Повторяю, образом для вашей работы по теме «Сопереживание» может стать герой известного литературного произведения.
Слайд 14Рефлексия
Какую вечную и великую тему изобразительного искусства вы сегодня сами
воплощали в ваших рисунках?
Как вы понимаете смысл слова «сопереживание»?
Что такое
сопереживание?
Какие картины профессиональных художников на эту тему вы сегодня рассматривали и изучали?
Какие чувства будили в вас эти картины?
Что объединяет все эти работы между собой?
В чем может проявляться сопереживание в картине или рисунке?
Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
Какие принадлежности вам понадобились?
С чего вы начали работу над рисунком по теме?
Какие герои стали главными на вашей картине?
Какой мотив вашего рисунка является главным для сопереживания зрителя?