Разделы презентаций


РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ НОВОГО СТАНДАРТА

Содержание

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТПРЕДМЕТНИКОВ?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1РАБОТА
С ИНФОРМАЦИЕЙ:
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
НОВОГО СТАНДАРТА

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ:НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯНОВОГО СТАНДАРТА

Слайд 2ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ
ПРЕДМЕТНИКОВ?

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТПРЕДМЕТНИКОВ?

Слайд 3

АТТЕСТАЦИЯ
НЕЗАВИСИМОГО
ФОРМАТА: ЕГЭ+ГИА

АТТЕСТАЦИЯНЕЗАВИСИМОГОФОРМАТА: ЕГЭ+ГИА

Слайд 4
ФГОС: ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ
ПРЕДМЕТНИКОВ?

ФГОС: ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТПРЕДМЕТНИКОВ?

Слайд 5Междисциплинарные программы:
• Формирование универсальных учебных
действий
• Формирование ИКТ-компетентности
обучающихся
• Основы учебно-исследовательской и
проектной

деятельности
• Стратегии смыслового чтения и
работа с текстом

Междисциплинарные программы:• Формирование универсальных учебныхдействий• Формирование ИКТ-компетентностиобучающихся• Основы учебно-исследовательской ипроектной деятельности• Стратегии смыслового чтения иработа с текстом

Слайд 6ФГОС ООО
С м ы с л о в о

е ч т е н и е я в л

я е т с я
метапредметным результатом освоения
основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени НОО выпускники приобретут
первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией, а затем продолжат развивать полученные навыки в основной школе.
ФГОС ООО С м ы с л о в о е ч т е н и е

Слайд 7Программы смыслового чтения

Программы смыслового чтения

Слайд 8Целесообразность появления программы «Стратегии смыслового чтения»
ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием

грамотности
К 2015 г. дети всей Земли должны научиться читать и

писать
Грамотность (чтение и письмо) входит в перечень 12 показателей, характеризующих здоровье нации (по данным Всемирной организации здравоохранения)
Современная ситуация в России определяется как системный кризис читательской культуры (достигнут критический предел пренебрежения чтением)
Целесообразность появления программы «Стратегии смыслового чтения»ООН объявила 2003-2012 годы десятилетием грамотностиК 2015 г. дети всей Земли должны

Слайд 9Данные исследовательского центра Ю. Левады (2008 г.)
46% россиян вообще не

читают книг
37% не читают книг на досуге
54% никогда не читают

журналов
Большая часть населения читает газеты, предпочитая местную прессу
Среди населения России, читающего книги:
13% - мужчины
19% - женщины
25% - имеют высшее образование
17% - в возрасте от 40 лет и старше
16% - в возрасте 18 – 24 лет
14 % - в возрасте 25 – 39 лет

Данные исследовательского центра  Ю. Левады (2008 г.)46% россиян вообще не читают книг37% не читают книг на

Слайд 10Развитие современного читателя: некоторые данные социологов
Падение уровня чтения и грамотности
В школе

появляются новые предметы за счет сокращения базовых:
НШ – 3 урока

литературного чтения (вместо 5); снят урок внеклассного чтения;
ОШ – 2 урока литературы; отменен экзамен по литературе
Развитие современного читателя: некоторые данные социологовПадение уровня чтения и грамотностиВ школе появляются новые предметы за счет сокращения

Слайд 11Вопрос для размышления: «Читающий человек нам не слишком нужен?»
Неумение читать

снижает успеваемость по многим школьным предметам (непонимание условий задач и

заданий, учебных и пояснительных текстов и проч.)
Чтение – это базовый компонент образования, на него нельзя жалеть времени, тем более в начальной школе, где формируются основные умения и навыки
Вопрос для размышления: «Читающий человек нам не слишком нужен?»Неумение читать снижает успеваемость по многим школьным предметам (непонимание

Слайд 12Читательская активность
Становление ЧА заканчивается к 12 годам

Если ребенок

к этому возрасту не становится активным читателем, если в свободное

время не читает книги, самостоятельно выбранные, этот пробел не будет восполнен никогда!
Читательская активностьСтановление ЧА заканчивается к 12 годам  Если ребенок к этому возрасту не становится активным читателем,

Слайд 13Читательская активность
ЧА связана со стадиями и развития и воспитания в

образовательном процессе
Воспитание создает фонд «ХОЧУ», а обучение – фонд «МОГУ».

Активность, при которой «ХОЧУ» и «МОГУ» выступают совместно (по А.В. Петровскому), называется «УСТРЕМЛЕНИЕМ»

Если «МОГУ ЧИТАТЬ» переходит в «ХОЧУ ЧИТАТЬ», возможность превращается в побуждение, а удовлетворение желания читать стимулирует рост возможности чтения
Читательская активностьЧА связана со стадиями и развития и воспитания в образовательном процессеВоспитание создает фонд «ХОЧУ», а обучение

Слайд 14Читательская компетентность
Обучение чтению:
1 – формирование и развитие навыков чтения (декодирование

текста)
2 – чтение и постижение литературных, научных, познавательных форм текстов,

что позволяет в итоге стать «человеком читающим», владеющим культурой чтения
Читательская компетентностьОбучение чтению:1 – формирование и развитие навыков чтения (декодирование текста)2 – чтение и постижение литературных, научных,

Слайд 15Читательская компетентность -
1)Интегральная личностная характеристика профессионала ( УНК, учитель

РЯ и Л, учитель любого другого предмета, библиотекарь)

2) Совокупное личностное

качество человека, сформированное на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств. К таким людям относятся те, кто:
Посещает библиотеки,
Покупает книги.

По данным исследовательского центра, их в России около 20%.

Читательская компетентность - 1)Интегральная личностная характеристика профессионала ( УНК, учитель РЯ и Л, учитель любого другого предмета,

Слайд 16Деятельностная составляющая читательской компетентности
Формируется по итогам реализации задач каждой ступени

обучения
Основывается на междисциплинарных, межпредметных знаниях
Осуществляется посредством множества умений
Инструментом ЧК является

читательская грамотность – умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретация, оценка и формирование суждения о тексте (рефлективность)
Деятельностная составляющая читательской компетентностиФормируется по итогам реализации задач каждой ступени обученияОсновывается на междисциплинарных, межпредметных знанияхОсуществляется посредством множества

Слайд 17Реалии современной школы
Чтение - это межпредметное умение, поэтому оно не

может формироваться только на уроках литературы
Учитель литературы решает задачи литературного

образования и личностного развития
Формирование читательской грамотности должно осуществляться всеми учителями на всех учебных предметах на материалах учебных текстов, что, к сожалению, на практике не реализуется
Реалии современной школыЧтение - это межпредметное умение, поэтому оно не может формироваться только на уроках литературыУчитель литературы

Слайд 18Условия для организации обучения смысловому чтению на всех учебных предметах
Мотивация

деятельности
Организация проблемных и поисковых ситуаций
Освоение приемов формирования смыслового чтения
Выполнение типовых

заданий
Использование современных образовательных технологий



Условия для организации обучения смысловому чтению на всех учебных предметахМотивация деятельностиОрганизация проблемных и поисковых ситуацийОсвоение приемов формирования

Слайд 19Диагностика «Какой я читатель?»
Практическая работа:
1. Какой я читатель?
2.Анкета читательских предпочтений
3.

Как я читаю (читательские компетенции)

Диагностика «Какой я читатель?»Практическая работа:1. Какой я читатель?2.Анкета читательских предпочтений3. Как я читаю (читательские компетенции)

Слайд 20Смысловое чтение – это умение
осмысливать цели и задачи чтения,
умение

находить и извлекать информацию из различных текстов
умение работать с

художественными, научно-популярными, официальными текстами,
умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста

Смысловое чтение – это умениеосмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов

Слайд 21Смысловое чтение
это вычитывание разных видов текстовой информации:
Фактуальной - информация

о событиях, героях, месте и времени действия и т.д.
Подтекстовой

- содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Концептуальной - система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст – это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – в учебных целях.

Смысловое чтениеэто вычитывание разных видов текстовой информации: Фактуальной - информация о событиях, героях, месте и времени действия

Слайд 22Смысловое чтение. Приемы
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление

необходимой информации
восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным

текстом, в котором преднамеренно пропущено или перекрыто слово. Задача учащихся – восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов. Квалифицированный читатель по нескольким начальным буквам угадывает слово, а по нескольким словам – фразу, по нескольким фразам – смысл целого абзаца или даже страницы
Смысловое чтение. Приемы вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информациивосстановление / заполнение пропусков – приём

Слайд 23упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста

или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную

из прочитанного текста

Смысловое чтение. Приемы

упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить,

Слайд 24Смысловое чтение. Приемы
исправление – определение и корректировка языковых или

содержательных нарушений в тексте
сопоставление / нахождение сходств и различий

– приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д.
Смысловое чтение. Приемы исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте сопоставление / нахождение

Слайд 25Смысловое чтение. Приемы
перекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе

информации из одной формы её представления в другую, например: трансформация

вербальной информации (текст, предложение, слово) в невербальную (картинка, жест, пр.) или наоборот
«мозаика» – приём работы, основанный на разделении «банка информации», то есть текста для чтения или аудирования. После ознакомления с определённой частью информации учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста
Смысловое чтение. Приемыперекодирование информации – приём работы, заключающиеся в переносе информации из одной формы её представления в

Слайд 26Смысловое чтение. Приемы
называние – приём работы, основанный на присвоении

имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.)
составление списка –

приём работы, заключающиёся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий)


Смысловое чтение. Приемы называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.)

Слайд 27Смысловое чтение. Приемы
множественный выбор – выбор правильного ответа из

предложенных вариантов
конспектирование/составление кратких записей – приём работы, направленный на

развитие умения записать кратко в форме заметок содержание прочитанного или прослушанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ)

Смысловое чтение. Приемы множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов конспектирование/составление кратких записей – приём

Слайд 28Смысловое чтение. Приемы
деление текста на абзацы – деление сплошного

текста на части согласно основной идее, содержащейся в каждой из

них
составление плана – сокращение информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам
предвосхищение/прогнозирование (приём антиципации) – приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста

Смысловое чтение. Приемы деление текста на абзацы – деление сплошного текста на части согласно основной идее, содержащейся

Слайд 29Смысловое чтение. Приемы
викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой

участники отвечают на фактические вопросы по содержанию
логическаяперегруппировка/восстановление последовательности –

перераспределения предлагаемого материала в логической последовательности или согласно плануРезультатом работы является воссозданный связный текст, серия картинок и т.д.
заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации
Смысловое чтение. Приемы викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на фактические вопросы по содержанию

Слайд 30Смысловое чтение. Приемы
верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор

ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с

содержанием прочитанного или прослушанного текста

Смысловое чтение. Приемы верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения

Слайд 31Прогнозирование
Упражнения:
1. Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем

проблем)
2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.
3.

Подумать, на какие вопросы я бы хотел получить ответы после прочтения текста
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику (проблематику) текста на основе языковой догадки.
5. Просмотреть 1 абзац и определить о чем этот текст.
6. Прочесть вопросы к тексту и определить тематику текста.
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до прочтения текста.
ПрогнозированиеУпражнения:1. Определить по заголовку тематику текста (перечень поднимаемых в нем проблем)2. Сформулировать предположения о тематике текста на

Слайд 32Обучение стратегиям чтения
Стратегию чтения можно сравнить с коммуникативной игрой: читатели

должны знать правила и владеть определенными навыками и умениями
Стратегия писателя

(создателя текста) – читатель должен ему поверить. Автор ищет средства убеждения:
приводит факты,
подтверждает мысли статистикой,
сообщает мнение экспертов и проч.


Обучение стратегиям чтенияСтратегию чтения можно сравнить с коммуникативной игрой: читатели должны знать правила и владеть определенными навыками

Слайд 33Обучение стратегиям чтения
Стратегия читателя:
Увидеть замысел писателя,
Отнестись к нему критически,
Принять или

отвергнуть позицию автора
Таким образом, стратегия – это некоторый способ приобретения,

сохранения и использования информации, служащей достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам (Дж. Брунер)
Обучение стратегиям чтенияСтратегия читателя:Увидеть замысел писателя,Отнестись к нему критически,Принять или отвергнуть позицию автораТаким образом, стратегия – это

Слайд 34Обучение стратегиям чтения
Наиболее часто используемые стратегии предтекстовая,
текстовая.

послетекстовая

Чтобы выбрать максимально эффективную стратегию чтения, читатель должен владеть некоторым

набором стратегий
Обучение стратегиям чтенияНаиболее часто используемые стратегии предтекстовая,  текстовая.  послетекстоваяЧтобы выбрать максимально эффективную стратегию чтения, читатель

Слайд 35Традиционная и инновационная стратегии чтения
Традиционная методика
Инновационная методика
Предтекстовые задания
Текстовые задания
Послетекстовые задания

Традиционная и инновационная  стратегии чтенияТрадиционная методикаИнновационная методикаПредтекстовые заданияТекстовые заданияПослетекстовые задания

Слайд 36Стратегии предтекстовой деятельности
Мозговой штурм
Глоссарий
Ориентиры предвосхищения
Батарея вопросов
Предваряющие вопросы
Рассечение вопроса

Стратегии предтекстовой деятельностиМозговой штурмГлоссарийОриентиры предвосхищенияБатарея вопросовПредваряющие вопросыРассечение вопроса

Слайд 37 Глоссарий
Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой урока
Посмотрите

на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны

с текстом «Что такое погода»
ГлоссарийЦель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой урокаПосмотрите на список слов и отметьте

Слайд 38Глоссарий
Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это уже послетекстовая

стратегия) и посмотрите на значение и употребление слов, использованных в

тексте
ГлоссарийЗакончив чтение текста, вернитесь к данным словам (это уже послетекстовая стратегия) и посмотрите на значение и употребление

Слайд 39 Мозговой штурм
Цель – актуализация предшествующих знаний
Сегодня будем читать и обсуждать

текст «Ветру ставим баллы».
Какие ассоциации возникают у вас по поводу

заявленной темы?(Запись предложений)




Чтение текста, добавление и уточнение информации
Проверка первоначально данной информации

Ветру ставим баллы

Мозговой штурмЦель – актуализация предшествующих знанийСегодня будем читать и обсуждать текст «Ветру ставим баллы».Какие ассоциации возникают

Слайд 40 Ориентиры предвосхищения
Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение

к теме текста
Ход работы:
1. Прочитайте суждения и отметьте те,

с которыми Вы согласны.
2. Отметьте их еще раз после чтения текста «Зачем пить воду». Если Ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

Ориентиры предвосхищенияЦель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста Ход работы:1.

Слайд 41Батарея вопросов
Перед чтением текста можно организовать работу по припоминанию информации,

касающейся темы текста.
Это могут быть такие вопросы:
1. Что мы называем

«Уральским перекрестком»?
2. Сколько планетарных границ Вы знаете?
3. Что является символом первой планетарной границы?
4. Когда был возведен гранитный обелиск «Европа-Азия»?
5. Кто является автором этого проекта?
6. Где проходит вторая планетарная граница?
7. И т.д.
Последний вопрос: Откуда все это Вам известно?
Батарея вопросовПеред чтением текста можно организовать работу по припоминанию информации, касающейся темы текста.Это могут быть такие вопросы:1.

Слайд 42Предваряющие вопросы
Цель стратегии – актуализация имеющихся знаний по теме текста
Ход

работы:
1. Посмотрите текст быстро (просмотровое чтение)
2. Объясните смысл названия текста

Предваряющие вопросыЦель стратегии – актуализация имеющихся знаний по теме текстаХод работы:1. Посмотрите текст быстро (просмотровое чтение)2. Объясните

Слайд 43 Рассечение вопроса
Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на

основе анализа его заглавия
Ход работы:
1. Прочитайте название текста («Где залегает

мрамор») и разделите его на смысловые группы.
2. О чем, как Вы думаете, пойдет речь в тексте?
Рассечение вопроса Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавияХод работы:1.

Слайд 44Стратегии текстовой деятельности
Чтение в кружок (попеременное чтение вслух)
Чтение про себя

с вопросами
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)
Чтение

про себя с пометками
Стратегии текстовой деятельностиЧтение в кружок (попеременное чтение вслух)Чтение про себя с вопросамиЧтение про себя с остановками (методика

Слайд 45Чтение в кружок (попеременное чтение вслух)
Цель – проверка понимания читаемого

вслух текста
Ход работы:
1. Чтение по очереди по абзацам. Используется только

одна копия текста.
2. Как только чтение абзаца закончено и копия передана следующему чтецу, задаются вопросы на понимание прочитанного текста.

Чтение в кружок  (попеременное чтение вслух)Цель – проверка понимания читаемого вслух текстаХод работы:1. Чтение по очереди

Слайд 46Чтение про себя с вопросами
Цель – научить читать вдумчиво, задавая

самому себе все усложняющиеся вопросы
Ход работы:
1. Чтение первого абзаца. 1

ученик задает вопросы участникам работы. Члены группы отвечают.
2. Работа в парах. Чтение второго абзаца. Один ученик задает вопросы, другой отвечает.
3. При чтении третьего абзаца ученики меняются ролями.
4. Работа продолжается.
Чтение про себя с вопросамиЦель – научить читать вдумчиво, задавая самому себе все усложняющиеся вопросыХод работы:1. Чтение

Слайд 47Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)
Цель –

управление процессом
осмысления текста во время чтения
Ход работы:
1. Предварительно учитель

разбивает текст на части.
2. Чтение по частям (СТОП)
3. Ответы на вопросы по содержанию каждой части и по прогнозированию содержания следующей
4. До чтения текста со всем классом эта работа сначала выполняется со слабоуспевающими
Чтение про себя с остановками (методика чтения со слабочитающими)Цель – управление процессом осмысления текста во время чтенияХод

Слайд 48Чтение про себя с пометками
Цель – мониторинг понимания читаемого текста

и его критический анализ
По ходу чтения текста учащиеся делают пометы:
1

- «+» – понял
«-» – не понял
«?» – надо обсудить
2 – «+» – согласен
«-» – не согласен
«!!» – требуется обсуждение
3 – «++» – соответствует тому, что я знаю
«- -» – противоречит тому, что я знаю
«??» – непонятно, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу
Чтение про себя с пометками Цель – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализПо ходу чтения

Слайд 49Чтение про себя с пометками
Ход работы:
1. Самостоятельное чтение с пометами
2.

Сделать индивидуальную таблицу с пометами из текста
3. Работа в парах:

обсуждение отрывков, к которым сделали пометы
4. Групповое обсуждение:
Что было известно?
- Что противоречит предшествующим знаниям?
Что осталось неясным?
Что было новым? Интересным?
О чем хотели бы получить больше информации?
Чтение про себя с пометками Ход работы:1. Самостоятельное чтение с пометами2. Сделать индивидуальную таблицу с пометами из

Слайд 50Стратегии послетекстовой деятельности
Отношения между вопросом и ответом
Вопросы после текста (Таксономия

Блума)
Тайм-аут
Проверочный лист

Стратегии послетекстовой деятельностиОтношения между вопросом и ответомВопросы после текста (Таксономия Блума)Тайм-аутПроверочный лист

Слайд 51 Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа

Математика
• Текстовые задачи в школьном курсе

математики
• http://edu.1september.ru/distance/11/002/

Шевкин Александр Владимирович
Концепция
Пока мы будем учить детей на русском языке — не только великом и могучем, но и достаточно трудном, пока мы хотим учить их сравнивать, выбирать наиболее простой путь достижения поставленной цели, пока мы не отказались от воспитания гибкости и критичности мышления, пока мы стараемся увязывать обучение математики с жизнью, нам будет трудно обойтись без текстовых задач — традиционного для отечественной методики средства обучения математике.
В конце 60-х годов XX в. арифметические способы решения задач посчитали анахронизмом и перешли к раннему использованию уравнений. Качество школьного образования (не только математического) от этого только ухудшилось. Теперь уже многие учителя сами плохо представляют, что такое арифметические способы решения текстовых задач, какие возможности для развития языка и мышления школьников они используют в своей работе.
Представляется важным обосновать необходимость изменения подхода к использованию текстовых задач в процессе обучения, показать примеры использования предложенной методики, рассказать о тех результатах, которые может получить учитель от ее использования на своих уроках, — независимо от учебников, по которым он работает. Работа учителя с материалами лекций и рекомендуемой литературой обогатит его опыт, повысит педагогическое мастерство, сделает его уроки еще интереснее.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.     Д.ПойаМатематика• Текстовые задачи

Слайд 52Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа
География
•Как научить школьников выражать географические
идеи (развитие речи

на уроках географии)
http://edu.1september.ru/distance/04/003/
Концепция
Уровень речевого развития учащихся — одно из условий успешного обучения. Но кто и как развивает речь ученика? Бытует устойчивое мнение, что это и прерогатива, и обязанность учителей-словесников, а у других предметников и задачи несколько иные, и специального времени для такого обучения нет. При этом редкий урок географии обходится без устных ответов учащихся и записей в тетрадях.
Цель курса — разобраться вместе с коллегами-географами, что представляет собой речевая деятельность ученика на уроках, понять, почему многие школьники неохотно отвечают устно, а их письменные работы оставляют желать лучшего; найти способы выхода из ситуации. Традиционные работы по географии — описания и характеристики объектов и явлений, объяснения разного рода взаимосвязей (временных, пространственных, причинно-следственных и других) одновременно являются формами устной или письменной речи и, следовательно, должны рассматриваться учителем не только с узко «предметных» позиций.
Курс опирается на постулат: речь является формой существования мысли. Следовательно, в основе организации речевой деятельности учащихся должна лежать мыслительная деятельность и вопрос в том, как организовать ее средствами школьной географии.
В лекциях учителю предлагается методика организации учебной познавательной деятельности учеников. Познавательная деятельность осуществляется учащимися в процессе решения учебных задач, основанных на специально разработанном содержании — учебных и художественных текстах, рисунках и репродукциях, географических и исторических картах.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.     Д.ПойаГеография•Как научить школьников выражать

Слайд 53Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа


История
Методика работы с текстовой информацией на

уроках истории
http://edu.1september.ru/distance/09/005/

Концепция
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.
Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определенные виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретенные умения и навыки.
Вот почему целью курса является освоение учителем приемов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами – освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приемами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.     Д.ПойаИстория Методика работы с

Слайд 54Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа

Физика
Развивающее обучение на занятиях по

физике в условиях
реализации идей новых Федеральных государственных
образовательных стандартов
http://edu.1september.ru/internal/16/003/
Концепция
Последние годы ознаменованы тем, что идет интенсивный пересмотр целей образования, а также положе-ний, образующих исходную психолого-педагогическую концепцию, положенную в основу организации обучения.Цель – «передача знаний по учебным курсам», заменена на«формирование и развитие ученика в процессе обучения».Информационный стиль преподавания сменила концепция реализации системно-деятельностного компетентностного подхода. Это в корне меняет направленность учебного процесса, пути и методы его осуществления. Данные нововведения легли в основы проектов новых Стандартов образования.
Современный учитель физики, если он не хочет работать по старинке, должен не только представлять в общих чертах эти новшества, но и знать конкретные пути их воплощения: что и как ему лично надо менять, как строить сейчас свою преподавательскую работу, чтобы она отвечала современным тенденциям.
Предлагаемый курс имеет целью показать суть и главные пути введения этих новшеств в школы, осуществляющие основное общее образование. Курс основан на исследованиях психологов, автора, учете опыта, накопленного рядом учителей и методистов страны, которые давно в одиночку ищут пути модернизации школьного преподавания физики. В процессе изучения материалов данного учебного курса слушатели получат возможность познакомиться (знать)
с главными тезисами, образующими содержательную основу новых Стандартов образования; с путями реализации каждого нововведения в процессе преподавания физики в школе, колледже, лицее;
научиться (уметь)
конструировать по обобщенным схемам развивающие уроки изучения нового материала и повторения на любую тему курса, уроки, в которых на каждом их этапе действующими лицами становятся учащиеся;
менять свою традиционную роль на уроке «транслятора» знаний на «организатора учебного процесса»;
использовать в своей практической работе с учащимися «карты» (списки) компетенций (умений), которые нужно развивать у школьников;
модернизировать традиционно используемые типы уроков с целью добиться их большего соответствия современным требованиям;
анализировать с современных психолого-педагогических позиций любой урок и делать объективные и конструктивно полезные выводы;
правильно, с учетом особенностей и современных требований организовывать внеклассную работу учащихся, в том числе реферативную, исследовательскую и проектную.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.     Д.Пойа Физика Развивающее обучение

Слайд 55 Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.

Д.Пойа

Биология
Развитие творческих способностей учащихся

на уроках биологии
с применением элементов теории решения изобретательских
задач (ТРИЗ)
http://edu.1september.ru/distance/03/005/
Концепция
Во второй половине прошлого века Г.С. Альтшуллером была разработана теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В упрощенной трактовке ТРИЗ представляет собой комплект алгоритмов формулирования и решения творческих задач. Элементы ТРИЗ можно применять в школе как весьма эффективное средство для развития творческого мышления учащихся при обучении биологии. Подобный подход соответствует требованиям современного общества, где на первый план выходит умение получать информацию, преобразовывать и творчески использовать ее в профессиональной или практической деятельности.
С 1987 г. такой эксперимент проводится автором и его коллегами в десяти школах Латвии.
Реализация этой работы потребовала внесения значительных изменений в содержание курса биологии. Наряду с традиционными информационными текстами, репродуктивными вопросами и лабораторными работами, в курс были введены биологические проблемы – творческие задачи, которые составлялись как самим автором, так и его коллегами. Дополнительно к этому были созданы комплекты творческих работ по биологии исследовательского, экспертного, проектного и прогностического содержания, которые также используются и на уроках и в качестве домашних заданий.
Предлагаемые восемь лекций – это сжатый курс, в котором изложены основные виды учебной деятельности учащихся и описано методическое обеспечение учителя. Он направлен на то, чтобы ознакомить коллег с ТРИЗ-подходом в преподавании биологии в школе.

Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.     Д.Пойа Биология Развитие

Слайд 56 Информационная культура и компьютер на уроке биологии
http://edu.1september.ru/distance/03/007/
Концепция
Проникновение компьютеров и

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни современного человека не

могло не затронуть образование. Автор предпринял попытку суммировать накопленный багаж знаний, умений и навыков в данной области и представить возможности применения разных программ и устройств (программных и аппаратных средств) в обучении.
В качестве ключевой идеи для курса выбран тезис о том, что вся деятельность преподавателя нацелена не столько на «впихивание» в головы учеников определенных фактов, сколько на формирование у них тех или иных аспектов информационной культуры. Иными словами, учитель учит не информации, а умению работать с информацией; и чем богаче используемый им арсенал, чем большему количеству таких приемов он сможет обучить своих учеников, тем полезнее его труд.
Существенной частью предложенного курса будет разбор примеров решения интеллектуальных задач, возникающих при преподавании биологии, с использованием разного программного обеспечения: как офисных программ, так и специализированного ПО, например, такого, как визуализаторы молекул. При обсуждении практически каждого применения ИКТ в урочной практике будет предложено альтернативное, бескомпьютерное, решение, дающее учителю выбор средств в зависимости от конкретной ситуации. Результатом освоения данного курса должно стать расширение арсенала методов, используемых в преподавании биологии.


Информационная культура и компьютер на уроке биологииhttp://edu.1september.ru/distance/03/007/КонцепцияПроникновение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни

Слайд 57Русский язык
Построение курса русского языка в старших
классах и приемы работы

с текстом
http://edu.1september.ru/internal/13/004/
Концепция
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку можно рассматривать

как прекрасную возможность дополнить, углубить,закрепить, а главное – обобщить и оживить изученный курс русского языка. Как ни странно, после стольких лет обучения родному (в основном) языку у многих учеников к окончанию школы не сформулированы навыки владения письменной, а то и устной речью, дети не умеют оперировать теоретическими сведениями.
У каждого учителя есть свои методические приемы, секреты, находки, свой подбор диагностических материалов, свое понимание, как достичь наилучших результатов.
В данном учебном курсе предлагается разработанный курс подготовки к ЕГЭ, успешно проводимый в последние годы в Центре довузовской подготовки РГГУ. Курс построен с использованием эвристического метода и элементов исследовательского подхода. Это позволяет по взрослевших детей (10–11-х классов) поставить в новые условия, в которых они смогут взглянуть на весь пройденный в изучаемой науке путь другими глазами, обновленным зрением.
Здесь требуется особый ключ, который откроет дверь как бы в другое пространство, где переосмысливается полученная ранее информация, иными словами –знания преобразуются и приводятся в систему. Ключом являются направляющие вопросы учителя, дополнительная, незнакомая информация, а также система заданий исследовательского и творческого характера.
Отличительная черта данного курса в особом отношении к текстовому материалу, назначение которого – быть не только дидактическим средством: работа с текстом исподволь развивает художественный вкус учеников, приучает очень внимательно относиться к каждому слову.
Вкрапление высокохудожественных и интересных для детей образцов текста в работу с фонетикой, словообразованием, морфологией, тем более – синтаксисом, лексикой, стилистикой, когда ученики решают конкретные задачи и вроде бы не занимаются специально анализом текста, дает удивительный эффект и при выполнении экзаменационных и олимпиадных заданий.
Обобщение знаний, приведение их в систему предполагает повторение. В этом курсе акцентируется внимание на новом, неизвестном материале.
Если класс неровный, у кого-то большие пробелы в знаниях, привлекаются обучающие тесты, проводится индивидуальная работа, при которой тоже не нарушается главный принцип курса: бороться с шаблонами и клише, пробуждать интерес к явлениям языка, учить творчески подходить к решению различных языковых задач.

Русский языкПостроение курса русского языка в старшихклассах и приемы работы с текстом http://edu.1september.ru/internal/13/004/КонцепцияПодготовку к ЕГЭ по русскому

Слайд 58 Тайны текста: как формировать языковую и
коммуникативную компетенции
http://edu.1september.ru/distance/13/003/

Концепция
Почему современные

дети не любят школьные уроки русского языка? Потому что скучно

и непонятно, ЗАЧЕМ изучать «все эти части речи» и прочие «категории». Нет у современных детей мотивации изучать родной язык, а мы, учителя, не слишком утруждаем себя осознанием этой проблемы. Чтобы мотивировать изучение русского языка, учитель может опереться на данные, которые предлагают теория речевой деятельности и герменевтика. Любой урок — это акт коммуникации, т.е. речевое взаимодействие с целью понимания. Учитель и ученик оказываются в «речевой ситуации», поэтому и учителю и ученику следует знать об этом больше, чтобы можно было строить учебную беседу и управлять речевой ситуацией на уроке, понимая, какие языковые средства лучше использовать. Речевые произведения – тексты, с помощью которых люди общаются, должны быть понятными. Как правильно построить свой текст, чтобы тебя правильно поняли? Как правильно работать с текстом, чтобы правильно понять его автора? От степени владения русским (родным) языком зависит степень усвоения ВСЕХ школьных дисциплин и успех (или неуспех) дальнейшей жизни наших учеников. Таким образом, текст становится главной дидактической единицей урока, дающей возможность ПОНЯТЬ РОЛЬ конкретной части речи и ее грамматических категорий в создании содержания речи. Мы поделимся опытом, как организовать «урок-коммуникацию», и тем самым определим методы и приемы, в которых адекватно реализуются задачи формирования языковой и коммуникативной компетенции школьников.

Тайны текста: как формировать языковую икоммуникативную компетенции http://edu.1september.ru/distance/13/003/КонцепцияПочему современные дети не любят школьные уроки русского языка?

Слайд 59 Методика работы с текстовой информацией на
уроках литературы
http://edu.1september.ru/distance/10/008/
Концепция
Для современных

учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает

неумение работать с ней. С одной стороны, расширилось образовательное пространство, в связи с чем появились возможности, например, активно заниматься исследовательской или проектной деятельностью, используя при этом мультимедийные технологии. С другой – ученик не может рационально и грамотно выполнить работу, не владея системно необходимыми навыками и умениями.
Возможное решение этой проблемы видится в разработке методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых прежде всего для преобразования текстовой информации. Такой подход можно выделить в качестве приоритетного, поскольку работа с текстом составляет основу изучения и освоения любого предмета. При этом понятие «текст» используется в самом широком его значении.
Опыт показывает, что развивать аналитические, организационные и коммуникативные навыки, необходимые старшекласснику для его образовательной деятельности, следует, начиная с 5-го класса. Затем в течение всего времени обучения требуется систематически их формировать и предлагать ученику определенные виды работ, позволяющие самостоятельно применять приобретенные умения и навыки.
Вот почему целью курса является освоение учителем приемов и способов работы с различной текстовой информацией, а ожидаемыми результатами – освоение механизмов формирования общеучебных навыков; овладение методикой постановки продуктивных и проблемных вопросов; знакомство и овладение приемами и способами подачи, преобразования, анализа текстовой информации; приобретение практического опыта по разработке критериев при составлении различного типа заданий; знакомство с практикой межпредметной деятельности.

Методика работы с текстовой информацией науроках литературы http://edu.1september.ru/distance/10/008/КонцепцияДля современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика