Слайд 1Изобразительно-выразительные средства языка
Слайд 2Аллегория – иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой.
Например, с мира людей на животных.
В баснях или сказках глупость,
упрямство, трусость людей показаны через образы животных . Такие образы носят общеязыковой характер.
Грустит соловей у поверженной розы,
надрывно поёт над цветком.
Слайд 3Антомасия – употребление собственного имени в значении нарицательного.
1) Мы все
глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
2) Явление «хлестаковщины» до сих пор
сохраняется в нашем обществе.
3) Да кто из нас не «обломов»!.
Слайд 4Гипербола – приём, основанный на преувеличениях.
1)Глаза громадные, как прожекторы.
2) В
бамбуковой заросли мяукал кот, заблудившийся в этих необъятных джунглях.
Слайд 5Гротеск – предельное преувеличение
1) Этот градоначальник был с фаршированной головой.
( Из « Истории одного города Салтыкова-Щедрина.)
Слайд 6Ирония – насмешка, осмеяние , содержащее оценку.
1)Откуда, умная, бредёшь ты,
голова?
2) Ноздрёв был в некотором отношении
исторический человек.
Слайд 7Литота – средство, основанное на преуменьшении, противоположное гиперболе.
1) Талии у
девиц были никак не толще бутылочной шейки.
2) Такой маленький рот,
что больше двух кусочков никак не может пропустить.
Слайд 8Метафора – скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение
слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но
подразумевается.
1) Звёзды пересыпались белыми зёрнами.
2) Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег.
Слайд 9Метонимия ( переименовывать) – сближение по смежности (её нельзя переделать
в сравнение)
1) От этого происшествия ахала вся Московская улица.
2) «
Я три тарелки съел».
3) И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ.
4) Эй, борода! Как проехать к Плюшкину?
5) Вся деревня над ним смеялась.
Слайд 10Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как живых
1) Плакаты кричали о
Победе.
2) О чём ты воешь, ветер ночной?
3) Телеграф гудел свою
скучную песню.
Слайд 11Перифраза – средство, при котором предмет, явление заменяется признаком
1) Это
был царь зверей.( Лев)
2) Будем же заботиться о братьях наших
меньших.
3) А.С. Пушкин – солнце русской поэзии.
Слайд 12Синекдоха – обозначение целого через часть, замена родового понятия видовым
1)
Все флаги в гости будут к нам.
2) Там стонет человек
от рабства и цепей.
3)И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Слайд 13Сравнение – сопоставление одного явления или понятия с другим
1) Лёд
неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.
2) Ракета,
точно разбившись о небо, с треском рассыпалась.
Слайд 14Эпитет – образное определение
1) И мы в твоих стихах, поэт,
не разгадали младенческой печали.
2) Наступил синий, тягучий рассвет.
3) На нас,
дымясь, спускалось разъярённое небо.
Слайд 15Стилистические фигуры речи
Это обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово,
в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Слайд 16Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале стихотворных
строк; единоначатие
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
(А.Пушкин)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона…
( С.Есенин)
Слайд 17ЭПИФОРА – повторение одних и тех же элементов в конце
каждого параллельного ряда.
О весна без конца и без края,
Без конца и края мечта.
Струится бесконечный дождь,
Томительный дождь
Слайд 18Антитеза – приём контраста, противопоставления явлений и понятий.
Ты и убогая,
Ты
и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
( Н. А.Некрасов)
Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь.
Слайд 19Градация – постепенность действий, событий и т.д. по возрастающей или
убывающей значимости
Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдет, как
с белых яблонь дым…
( С.А.Есенин)
Час, и другой, и третий продолжалась переправа. ( А.К.Толстой)
Слайд 20Именительный представления – субъект синтаксически подчёркнут в зачине, он центр
сообщения
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось…
(А.С.Пушкин)
Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём свою страну потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши…
/ По К. Ушинскому/
Слайд 21Инверсия – перестановка, иной порядок в предложении, чем это установлено
грамматикой
Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням… ( А.С.Пушкин)
Роняет
лес багряный свой убор,
Серебрит мороз увянувшее поле…
( А.С.Пушкин)
Слайд 22Лексический повтор – намеренное повторение одного и того же слова
Как
пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить
-
Буйну голову сложить! ( А. Блок)
Слайд 23Синтаксический параллелизм –построение предложений по одной схеме
Мне казалось, что деревья
и молодая трава спали. Казалось, что даже колокола звонили не
так громко и весело.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…
( М. Ю. Лермонтов)
Слайд 24Умолчание – фигура, предоставляющая читателю догадку, о чём идёт речь
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что?
Моей судьбой, сказать по
правде,
Очень никто не озабочен.
( М.Ю.Лермонтов)
Слайд 25Оксюморон –сочетание не сочетающихся по смыслу слов
«Мёртвые души».
В глазах мелькнуло
выражение весёленького сумасшествия.
Честный вор, бесчувственная эмоциональность, больное счастье, хилый силач,
богатый нищий и т.д.
Слайд 26Риторический вопрос, восклицание, обращение
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов!…
( М.Лермонтов)
Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам…Идеалы и мода у каждой эпохи свои.
Слайд 27Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого - либо слова,
вид умолчания
Мы сёлы - в пепел,
Грады – в прах,
В мечи
– серпы и плуги.
( В. Жуковский)
Только ты люби меня. А уж я тебя буду – до последней волосиночки.
( А. Иванов)
Слайд 28Цитация ( цитирование)
« Ахматова была самой поэзией, высшим и чистейшим
её воплощением»,- писал Никита Струве.
По словам Никиты Струве, Анна Андреевна
Ахматова « была самой поэзией, высшим и чистейшим её воплощением».
Слайд 29Аллитерация – приём повторения согласных звуков
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень
голубой.
( А.С.Пушкин)
Слайд 30Ассонанс – приём повторения гласных звуков
Скучна мне оттепель:
Вонь, грязь, весной
я болен…
( А.С.Пушкин)