Слайд 2Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием
Изобразительное творчество
позволяет клиенту ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли
и чувства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освободиться от негативных переживаний прошлого.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.
Слайд 3МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
Журналы, газеты, обои, бумажные
салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки;
Природные материалы
– кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;
Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;
Кисти разных размеров, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы, клей, скотч.
Слайд 4На что необходимо обращать внимание арт-терапевту:
Какое чувство передает рисунок, коллаж,
скульптура;
Что выглядит странным;
Чего не хватает у данного объекта;
Где на рисунке
расположены «барьеры», то есть вертикали;
Что находится в центре;
Есть ли растушевка;
Где расположено изображение по отношению к краю листа;
Соответствует ли изображение текущему времени года;
Слайд 5На что необходимо обращать внимание арт-терапевту:
Есть ли на рисунке инкапсуляция,
т.е. создание оболочки вокруг персонажей рисунка;
Есть ли подчеркивание;
Было лии исправление
изображения стирательной резинкой;
Большое значение имеют размеры и пропорции изображенных объектов и людей;
Следует обратить внимание на повторяющиеся объекты;
Необходимо обратить внимание на то, в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором;
Слайд 6На что необходимо обращать внимание арт-терапевту:
Особое внимание следует обратить на
подписи работ;
Постарайтесь стать частью работы и привлеките к этому автора.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ
ЭТАП 1. Свободная активность перед собственно творческим процессом
– непосредственное переживание.
ЭТАП 2. Процесс творческой работы – создание феномена,
визуальное представление.
ЭТАП 3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
ЭТАП 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Слайд 8МЕТОДИКИ
ПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ
Свободное рисование (кадый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально,
а обсуждение происходит в группе.Тема задается или выбирается членами группы
самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.
Слайд 9МЕТОДИКИ
ПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ
Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары
свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему,
при этом, как правило, вербальные контакты исключаютсяя, партнеры общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.
Слайд 10МЕТОДИКИ
ПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ
Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют
на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в
группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.
Слайд 11МЕТОДИКИ
ПРОЕКТИВНОГО РИСОВАНИЯ
Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу – один начинает
рисовать, другой продолжает р исунок, добавляя что-либо, и т.д.
Слайд 12ОСОБЕННОСТИ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
Эмпатическое принятие ребенка;
Создание атмосферы психологической безопасности;
Эмоциональную поддержку
ребенка;
Постановку творческой задачи и обеспечение ее реализации ребенком;
Тематическое структурирование задачи;
Помощь
в поиске формы выражения темы;
Отражение и вербализацию чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе создания продукта творчества.
Слайд 13ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком
обстановки, изобразительных материалов, изучение ограничений в их использовании.
2. Выбор темы
рисования, создание коллажа или скульптуры, эмоциональное включение в процесс творчества.
3. Поиск адекватной формы выражения
4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИЗОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
При анализе продукта творчества
уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о
том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания ребенка.