Слайд 1Конфуцианство
Выполнили студентки группы 19-В-1
Ушакова Диана
Лаговская Дарья
Слайд 2Конфуцианство — система социальной этики, образования, искусства управления государством, политической
идеологии, мировоззрения и образа жизни. Это, прежде всего, морально-этическое учение,
пытавшееся ответить на вопросы о том месте, которое каждый человек занимает в мире.
Слайд 3История возниконовения
Конфуцианство преподавалось в 6–5 вв. до н. э. Конфуцием
(551–479 гг. до н. э.) и его учениками. Они уделяли
особое внимание любви к человечеству, поклонению предкам и почитанию родителей, гармонии мысли и поведения.
Хотя конфуцианство стало официальной идеологией китайского государства, оно никогда не существовало как официальная религия с церковью и священством. Тем не менее иногда конфуцианство рассматривается как философия, а иногда как религия.
Несмотря на то, что со временем оно трансформировалось, конфуцианство всё ещё является первоосновой обучения, источником ценностей и социальным кодом китайцев.
Слайд 4В конфуцианских текстах описаны культы предков, неба и земли. Конфуций
поощрял культ предков как средство воспитания верности роду. Однако он
был противником принесения в жертву людей и животных. Под его влиянием в могилы стали помещать вместо них глиняные фигурки. Конфуций считал, что гармония в человеческих отношениях достигается благодаря повседневным ритуалам, которые выполняет каждый член общества. Большое значение он придавал одежде. Ее цвет и фасон были не случайны, а отражали общественное положение человека. Одежда налагала на тех, кто ее носит, особую ответственность.
Слайд 5Обычаи и ритуалы
Ритуал — Ли (礼)
Изначально это означало "пожертвовать". Исходя
из первоначального церемониального значения, этот термин был расширен, чтобы включить
светское церемониальное поведение. Затем он приобрёл ещё более размытый смысл — значение приличия или вежливости, которые окрашивали повседневную жизнь.
Сыновняя почтительность — Сяо (孝)
Уважение и послушание, которое сын должен выражать своим родителям (особенно своему отцу). Однако этот подход был распространён по аналогии и на другие взаимоотношения: между отцом и сыном, правителем и подчинённым, мужем и женой, старшим братом и младшим братом, между друзьями.
Были предписаны определённые обязанности для каждого из участников в этих взаимоотношениях. Такие обязанности были также распространены и на умерших, что привело к почитанию предков, перед которыми живые выступали как сыновья своих отцов-предков.
Слайд 6Верность — Чжун (忠)
Это было особенно актуально для социального класса,
к которому принадлежало большинство учеников Конфуция.
У обладателей политической власти обязательно
должна была присутствовать верность: сына — отцу и членам клана, чиновника — вышестоящему князю, а князя — Сыну Неба.
Вся феодальная система была создана на этой основе, и, следовательно, правитель, для того чтобы быть верным, обязан править также и искренне, и гуманно и быть прежде всего справедливым.
Гуманность — Жэнь (仁)
Возможно, лучше всего этот принцип выражен в конфуцианской версии золотого правила нравственности: "Не делай другим того, чего не пожелаешь себе".
Человек будет тем, каким он себя сотворил, а не тем, кем он родился. А китайский философ Мэн-цзы полагал, что все рождаются хорошими людьми, но потом могут не устоять перед соблазном, поддаться слабости и измениться к худшему.
Справедливость — И (义)
Справедливость включает в себя мышление и действия с собственной точки зрения. Это требует рациональных действий и самообуздания, чтобы противостоять искушению, и стойкости, чтобы выполнять свой долг. Справедливость — это прежде всего целостность
Слайд 7Основные идеи
В основе конфуцианства лежит идея гармонии принципов нравственного личного
самосовершенствования и деятельности, направленной на упорядочение государства во имя создания
идеального общества, соответствующего древним образцам. Идеальная личность в конфуцианстве называлась «цзюнь-цзы» (благородный муж). (ред.)
1. В основе общества лежит деление на верхи и низы, т.е.: признается и идеологически обосновывается социально-имущественное неравенство.
2. Необходимо смягчать объективно существующее неравенство через:
- соблюдение правил этикета-ритуала-церемониала. В результате житель старого Китая превращался в «автомат», соблюдающий до 300 видов церемоний и 3 тысяч правил поведения (правила распространялись даже на интимную сексуальную жизнь китайцев);
- выполнение долга, предполагающее повиновение низов верхам и заботу верхов о низах (народ - лошадь, правитель - всадник, который должен правильно взнуздать и содержать ее);
- морально-этическое воспитание подданных, в т. ч. путем внутреннего самосовершенствования.
Слайд 8Символы веры
У конфуцианства нет официального символа, но существуют несколько используемых
символов.
Один из самых используемых символов для обозначения конфуцианства — это
китайский символ воды, который представляет собой жизнь.
Другие символы, которые обычно входят в список используемых для обозначения конфуцианства: китайский символ "учёный", символ инь и ян, а также портреты Конфуция