Слайд 1Сложное синтаксическое целое и абзац. Период
.
Слайд 2 Понятие
ССЦ - это группа взаимосвязанных предложений, высказываний, объединённых
общей темой, связанных не только смыслом, но и различными грамматическими
средствами, структурными показателями.
Слайд 3Основные черты ССЦ и средства связи
Тематическое единство.
Наличие зачина, развития, концовки.
Повторение
слов из предшествующего предложения.
Употребление личных и указательных местоимений, наречий (затем,
потом, тогда, там, так и т. д.)
Союзное (зато, однако, так что и др.)
Вводные слова (итак, следовательно, во-первых).
Порядок слов в предложениях.
Интонация частей и целого и т. д.
Слайд 4ССЦ
Предложения в ССЦ связаны не только по смыслу,
но и структурно, а также с помощью лексико-стилистических средств и
особенностей интонации.
Особенности интонации обеспечивают ритмико-мелодическое единство ССЦ и проявляются в интонационном сходстве предложений, равномерности распределения пауз, соразмерности логических ударений.
Слайд 5ССЦ
Структурное единство ССЦ обеспечивается строением предложений. Сюда можно отнести
единство видо-временных форм сказуемых, наличие сочинительных союзов, смысловой или структурной
неполноты предложений
Слайд 6Например:
Из освещённого места трудно разглядеть, что делается в
потёмках, и потому вблизи всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой;
но далее к небосклону длинными пятнами смутно виднелись холмы и леса. Тёмное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали. (И. Тургенев)
Слайд 7Основные черты ССЦ
Смысловое единство – описание ночи, тематическая общность лексики.
Наличие
зачина (потёмки-всё казалось задёрнутым почти чёрной завесой); развитие (холмы и
леса, тёмное небо, запах русской летней ночи), концовка (не слышалось никакого шума).
Порядок слов в предложениях: «Сладко стеснялась грудь…», «кругом не слышалось…».
Употребление глаголов в форме пр.вр. мн.ч.
Союз НО
Интонация частей и целого.
Параллельный тип связи предложений.
Слайд 8ССЦ
Лексико-стилистическое единство связано с особенностями языковых единиц: выбором
лексических и вариантов синтаксических конструкций, обусловленных стилем и жанром; наличием
синонимов, антонимов, лексических повторов, местоимений, соотносимых со словами других частей речи; тематической общностью лексики
Слайд 9ССЦ
Средства ритмико-мелодического и структурного единства организуют параллельный тип
связи предложений. Средства лексико-стилистического единства организуют цепную
(последовательную) связь
между предложениями в тексте
Слайд 10Цепной тип связи предложений
В тексте предложения могут быть
связаны по смыслу последовательно, как бы по цепочке: второе -
с первым, третье - со вторым и т. д. Такую связь называют цепной (последовательной).
Например:
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. (В.А.Сухомлинский).
Слайд 11Параллельный тип связи предложений
Предложения в тексте могут связываться
без сцепляющих слов. При этом все предложения, начиная со второго,
и по смыслу и по грамматике связано с первым. Порядок главных членов в них обычно такой же, как и первом предложении. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.
Слайд 12Параллельный тип связи предложений
В лесу было нарядно и
тихо. Ёлки густо зеленели. В берёзках светились светло-золотые искорки.
Слайд 13 Абзац
Абзац - отступ в начале строки;
это отрезок текста от одной красной строки до другой;
это часть связного текста, которая состоит из нескольких предложений и характеризуется единством и относительной законченностью содержания.
Сложное синтаксическое целое и абзац могут совпадать, но часто не совпадают.
Слайд 14Основные функции абзаца
Отделяет речь автора от речи персонажа.
Отделяет речь одного
персонажа от речи другого персонажа.
Разделяет монологическую речь на смысловые отрезки.
Основная
функция абзаца – разделительная!
Слайд 15Способы оформления в абзац ССЦ
Абзац равен ССЦ с единой микротемой.
Абзац
равен зачину ССЦ, в следующий абзац входит остальная часть ССЦ.
Абзац
равен концовке ССЦ, если в ней содержится обобщение, вывод, причина, которые одинаково относятся ко всем предложениям ССЦ.
Абзац равен нескольким ССЦ, если их микротемы подчинены единой теме.
Слайд 16Период
Греческое название "период"(periodos) означает "круг", переносно - "закруглённая
речь".
Слайд 17Период
Среди сильно распространённых предложений, обычно сложных, при стилистическом анализе
текста могут быть выделены периоды. В произношении каждый период делится
на две смысловые части: на первой части периода голос постепенно повышается, а на второй (после паузы) - понижается. Первая часть периода называется повышением, а вторая - понижением.
Слайд 18Пауза, разграничивающая
повышение
и понижение тона, отмечена тире!
Внутри частей
употребление знаков препинания регламентируется существующими правилами
Слайд 19Например:
Когда же с мирною семьёй
Черкес в отеческом жилище
Сидит ненастною
порой,
И тлеют угли в пепелище;
И, спрыгнув с верного коня,
В горах
пустынных запоздалый,
К нему войдёт пришлец усталый
И робко сядет у огня, -
Тогда хозяин благосклонный
С приветом ласково встаёт
И гостю в чаше благовонной
Чихирь отрадный подаёт.
(А. С. Пушкин)
Слайд 20Со стороны содержания
период представляет собой как бы маленькое сочинение,
написанное на определённую тему. Так тема периода в нашем примере
- гостеприимство черкесов. Она раскрыта довольно полно; показывается: 1) черкес у себя дома в ненастную пору, 2) приезд запоздалого путника, 3) угощение незнакомца чихирём.
Слайд 21Период
Если содержание периода сложно, повышение и понижение в
свою очередь могут подразделяться на более мелкие части, которые отделяют
друг от друга в произношении паузами. Каждая такая часть называется членом периода. В нашем примере повышение состоит из двух членов, а понижение из одного члена.
Слайд 22Период
Со стороны синтаксический период не представляет ничего нового:
чаще всего это сильно развитое сложное предложение. Смысловые отношения между
повышением и понижением те же самые, что между частями сложноподчинённого или сложносочинённого предложения или между обособленным членом и остальной частью предложения, как-то: временные, причинные, условные и пр. В нашем примере в повышении мы находим три придаточных времени, а в понижении - главную часть.
Слайд 23 Между повышением и понижением тона в периоде на
месте паузы ставится тире. Если в этом месте в соответствии
с построением предложения должна стоять запятая, она остаётся (перед тире).
Члены периода внутри его частей, если они сильно распространены, могут отделяться друг от друга точкой с запятой. (Пример смотрите выше).