Разделы презентаций


Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с

Содержание

ВведениеРусский язык занимает важное место в системе школьных предметов, он является не только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. на уроках русского

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе

с учетом формирования УУД»


«Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования УУД»

Слайд 2 Введение
Русский язык

занимает важное место в системе школьных предметов, он является не

только объектом изучения, но и средством обучения, т.к. на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.


Одной из наиболее общих
категорий русского языка,
по признанию специалистов,
являются части речи. В них
определённым образом
группируются слова с близкими
лексико-грамматическими
характеристиками, с одинаковым
способом отображения
объективной действительности.
ВведениеРусский язык занимает важное место в системе школьных предметов,

Слайд 3Классификация частей речи в русском языке
Традиционная классификация слов по частям

речи основывается на сочетании трех критериев: «значение - форма -

функция».
Слова в русском языке делятся на:

междометия немеждометные слова
(ах, увы, стоп, спасибо)

самостоятельные служебные
(предлоги,союзы,частицы)

знаменательные местоименные
(называют предметы, признаки, (формируют отдельную
действия, отношения, количество) часть речи – местоимение)
Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:
обобщенное значение,
морфологические признаки,
синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).
Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.










Классификация частей речи в русском языкеТрадиционная классификация слов по частям речи основывается на сочетании трех критериев: «значение

Слайд 4 Имя прилагательное как часть речи
это часть речи, обозначающая

непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических

категориях рода, числа и падежа.

В состав прилагательного входят






(так называемые
порядковые числительные)
К прилагательным относится также большая группа неизменяемых слов иноязычного происхождения, называющих признак (бордо, декольте, клеш, плиссе, хаки). Эти слова не изменяются по родам и числам и принадлежат к нулевому склонению; значение признака в них обнаруживается синтаксически, в сочетаниях с существительным: цвет бордо, брюки клеш и т.д.

порядковые прилагательные

местои менные прилага
тельные

( мой, тот, свой, каждый)

Имя прилагательное как часть речиэто часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение

Слайд 5 Прилагательному как части речи свойственны морфологические

категории рода, числа и падежа.
Также необходимо добавить, что прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России».
Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Данная программа включает
три основных раздела: «Текст», «Предложение»,
«Слово», вокруг которых группируются факты,
понятия и явления языка, подлежащие изучению
в 1-4 классах. Распределение учебного
материала соответствует схеме
«речь - текст - предложение - слово».

Прилагательному как части речи свойственны морфологические

Слайд 6Начальным этапом изучения частей речи является 2 класс.

Учащиеся овладевают следующими умениями:

распознавать и сознанно употреблять речи слова, обозначающие
признаки предметов

характеризовать предметы с разных сторон


различать слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).

Начальным этапом изучения частей речи является 2 класс.

Слайд 7Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу.
Изучение

темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет

следующие задачи:

развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;

формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.

формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение характерных показателей (обозначение признака предмета, ответа на вопросы какой? какая? какое? какие?, изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);

дается общее представление об изменении имен прилагательных по падежам

Центральное место в процессе формирования морфологических понятий отводится 3 классу.Изучение темы «Имя прилагательное» в третьем классе имеет

Слайд 8В 4 классе значительное место уделяется частям речи и их

существенным признакам.

Ориентир на такие задачи:


усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных)

формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе

развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи

усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных

развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.

В 4 классе значительное место уделяется частям речи и их существенным признакам.

Слайд 9 Методика изучения имени прилагательного в начальной школе.
Система изучения

имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со

стороны лексики, так и со стороны грамматики.
Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.
В чем это выражается:







Позднее эта зависимость все более конкретизируется: в каком числе, роде, падеже стоит имя существительное, в таком же роде, числе, падеже употребляется и имя прилагательное. Таким образом работа над прилагательными должна идти как в плане лексики, так и в плане морфологии и синтаксиса.





учащиеся, во-первых, подбирают признак к предмету

во-вторых, развивают умение устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, т. е. выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.

Методика изучения имени прилагательного в начальной школе.Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение

Слайд 10Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как

устные, так и письменные: описание экскурсии в лес, парк, описание

деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или иными явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки.
Эффективными являются следующие виды упражнений:








В дальнейшем процесс обучения направлен на решение трех задач: формирование понятия «имя прилагательное», развитие умения точно употреблять прилагательные в речи, формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных. Все три задачи решаются во взаимосвязи.
Необходимо добавить, что усвоение прилагательных основано на активном изучении взаимосвязи данной части речи с именами существительными со стороны лексики, грамматики, орфографии.







Распространение предложений

Восстановление деформированных предложений

Составление рассказов по картинке и опорным словам

Большое место при изучении имен прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание экскурсии в

Слайд 11ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Понятие универсальных

учебных действий и их классификация
В широком значении


В более узком значении










Функции УУД:















умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта


совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения

контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

ИЗУЧЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙПонятие универсальных учебных действий и их классификацияВ широком значении

Слайд 12УУД
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках

русского языка
Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.


В свою очередь изучение имени прилагательного в младших классах позволяет формировать и совершенствовать ряд универсальных учебных действий.
Основным из них является личностное УУД - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.
УУДличностныерегулятивныепознавательные коммуникативныеФормирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языкаРусский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных

Слайд 13Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках,

посвященных имени прилагательному, а также разных форм контроля и самоконтроля,

позволяет формировать практически все УУД, перечисленные выше, в зависимости от целей, которые ставит учитель.
При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые на уроке упражнения анализировались мной на возможность их использования для формирования и совершенствования универсальных учебных действий.
В своей работе я написала план-конспект урока русского языка, посвященного изучению имени прилагательного в начальной школе.
Урок составлен по программе «Школа России», авторами которой являются В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Использование различных индивидуальных и коллективных форм работы учащихся на уроках, посвященных имени прилагательному, а также разных форм

Слайд 14

Заключение

При разработке уроков, направленных на изучение различных аспектов имени прилагательного, обуславливающих формирование универсальных учебных действий, учителю необходимо учитывать следующие моменты:
Регулярно обращать на особенности введения прилагательных в контексты не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Эту работу помогают организовать следующие тексты (например, в стихотворении С.А. Есенина «Черемуха»)
Дети должны прочитать стихотворение и найти прилагательные. Можно спросить у ребят: Почему именно такие прилагательные написал автор в этом стихотворении? Зачем нужны такие прилагательные в этом стихотворении? Т.е. показать важность прилагательных в речи, что они делают нашу речь яркой, точной, выразительной.
Использовать упражнения, позволяющие не только закрепить теорию, но и включить в речь ребенка прилагательные разных типов.
Систематически обращаться к дополнительному материалу (заданиям) из методических пособий, например:
·вставить подходящее по смыслу имя прилагательное;
·составить устный рассказ, например: описать сегодняшний день.




Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика