Слайд 1НИУ «МЭИ»
Наука, ненаука, псевдонаука
и лженаука
Москва 2016
Слайд 2Наука – это система знаний о явлениях и процессах окружающего
мира (природного и социального), их сущности и законах развития, полученная
при помощи специальных методов познания.
Этапы развития науки:
1 этап. Античная наука с VI в. до н.э. до XVI в.
2 этап. Классическая наука XVI-XVIII вв.
3 этап. Современная наука
Слайд 3Что такое наука?
Наука - форма общественного
сознания, содержащая систему достоверных знаний об объективных законах развития природы
и общества, направленных на их преобразование.
Основой науки является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования.
Теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.
Пересматривая представления о мире, наука не отбрасывает прежних фундаментальных теорий,
а лишь определяет границы их применимости. Даже обнаружив неверные представления в прежней картине мира, она выявляет рациональные элементы, обеспечивающие рост эмпирического и теоретического знания.
Слайд 5 Основные признаки научного знания
1.
Наличие собственного объекта исследования.
2. Обладание собственным предметом – законами развития
объекта
3. Для получения новых знаний и формулировки закономерностей наука использует методы познания.
4. Каждая наука имеет собственный язык: систему понятий, категорий, терминов, символов, правил ввода и использования терминов.
5. Современная наука создается специальной группой людей – учеными.
6. Признаком современной науки является наличие инфраструктуры: зданий, сооружений, университетов, академий, институтов, лабораторий, приборов, библиотек, полигонов, опытных полей, специального инструмента и т.д.
7. Научные знания представлены в рационально-теоретической форме.
Слайд 6Что не может выразить наука?
Наука может
сделать предметом исследования любые объекты и процессы действительности – природные,
социальные, состояния человеческого сознания. Однако, есть такие аспекты человеческого знания, которые необходимы для воспроизводства и развития социальной жизни, но которые не может выразить наука – художественное постижение мира, обыденное познание, религиозный опыт. Эти знания вненаучные, но это не снижает их социокультурной ценности.
Слайд 7Не-наука
В не-науках нет объекта, предмета и методов исследования. К ним
относятся:
мораль
искусство: музыка, балет, танцы, живопись, художественная литература, кино, театр…
религия
теология
демонология
Слайд 8Псевдонаука
Псевдонаука – это ненаучные концепции и учения, позиционируемые или воспринимаемые в качестве
научных; деятельность, имитирующая науку, но по сути таковой не являющаяся.
Классификация:
- пограничные направления (парапсихология, телекинез, графология, соционика, гомеопатия)
- псевдонауки из прошлого (алхимия, астрология, нумерология, хиромантия);
- некорректные попытки основать новую теорию (теория эфира, теория теплорода, волновая генетика, новая хронология, френология – учение о связи психики человека с формой его черепа).
Слайд 9Псевдонаука
Псевдонаука (лженаука) – деятельность или учение,
представляемые сторонниками как научные, но по сути таковыми не являющиеся.
Не
следует относить к псевдонауке те концепции из областей религии, философии, искусства, морали, которые не соответствуют современным научным представлениям, но и не претендуют на роль науки. Также следует отличать псевдонауку от научных ошибок и от паранауки, как исторического этапа развития науки.
Слайд 10Популярность псевдонауки
Социокультурный исток популярности лженауки состоит
в том, что она объясняет явления природы и культуры общедоступным,
понятным языком и не требует специальной профессиональной подготовки. Также ее популярности способствует удовлетворение с ее помощью религиозных, националистических и политических целей.
Лженаука почти всегда мотивирована получением немедленного практически полезного результата, но никогда не ставит в качестве задачи истинное познание действительности.
Слайд 11Наука и псевдонаука
Основное отличие псевдонауки от науки – некритичное использование
новых непроверенных методов, сомнительных и ошибочных данных и сведений, отрицание
возможности опровержения.
Слайд 12Признаки псевдонауки
Супранатурализм - мировоззренческая концепция, утверждающая существование особого духовного мира;
вера в особый духовный мир;
Пренебрежение принципом фаллибилизма (согласно которому любое
научное знание принципиально не является окончательным, а есть лишь промежуточная интерпретация истины, подразумевающая последующую замену на лучшую интерпретацию) ;
Признание в качестве характеристики истины таких элементов как вера, чувство, мистическое видение;
Использование нефальсифицируемых гипотез.
Псевдонаучные теории могут выдвигать и члены научного сообщества, имеющие учёные степени и звания, например, академик АН СССР лингвист Н. Я. Марр («новое учение о языке»), академик РАН математик А. Т. Фоменко («новая хронология»).
Слайд 13Характерные черты псевдонауки
Нефальсифицируемость;
Отказ от проверки теории результатами наблюдений;
Аппеляция к средствам
массовой информации или к массам;
Претензия на «революционный» переворот;
Опора на понятия,
означающие феномены, существование которых не доказано;
Обещание быстрых положительных эффектов.
Слайд 14Виды псевдонауки
Эмпирические учения прошлого, достигшие результатов, но на сегодняшний момент
– элементы оккультизма (алхимия, астрология, нумерология);
Некорректные попытки основания новых, альтернативных
наук («новая хронология», яфетическая теория, волновая генетика, торсионные поля, уфология);
Попытки связать современные научные теории с религиозными или мистическими учениями (научный креационизм, парапсихология, телегония)
Устаревшие или маргинальные учения (графология, соционика, гомеопатия, френология);
Слайд 15Паранаука
Паранау́ка (др.-греч. παρα — около), квазинау́ка — группа концепций и учений идейно-гипотетического, теоретического и псевдотеоретического
характера, стремящихся к применению научной методологии к предметам ненаучного и
вненаучного характера (в том числе к так называемым «паранормальным явлениям» - парапсихология). например, «народные науки» — народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и т. д., или современные прикладные руководства по различной тематике — «семейные науки», «кулинарные науки» и др. Эти дисциплины учат полезным знаниям и навыкам, но не содержат системы идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта.
Слайд 16Заключение
Появление новой научной теории нередко действительно воспринимается «в штыки». Это
естественная реакция, так как новая теория должна доказать свое право
на существование и свое преимущество перед старыми, а для этого пройти критику либо в качестве гипотезы, либо в качестве аргументированных возражений против недостатков принятых научных теорий. Если бы теории принимались только за их «смелость» и «оригинальность», без соответствия научным критериям и фактам, наука не могла бы существовать как наука.