Слайд 1КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Груздева
Наталья Владимировна,
к.п.н., доцент СПбАППО
Слайд 2Социальная значимость
Концепция модернизации российского образования:
ускорение темпов развития общества
высококвалифицированный труд
-
расширение возможностей выбора
Глобализация
Болонский и Копенгагенский процессы
- возрастание роли человеческого
капитала
(70-80% национального богатства в развитых странах)
- Следовательно, необходимо опережающее образование
Слайд 3Педагогические источники:
Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения (1971 г.)
Качество знаний учащихся
и пути его совершенствования (ред. Скаткин М.Н., Краевский В.В., 1978
г.)
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения
С позиций качества обучения
Слайд 4Закон РФ «Об образовании»
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и
обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином
(обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
Слайд 5Европейский суд
по правам человека
Образование – единый (целостный процесс), посредством
которого какое-либо сообщество взрослых пытается передавать свои убеждения, культуру и
другие ценности молодежи
Слайд 6Сфера образования
Культурное пространство обучения, воспитания и различных форм развития личности
Слайд 7Система образования РФ
Образовательные учреждения и органы управления
Образовательные программы
Образовательные стандарты
Слайд 8Понятие образование
Цель. Процесс. Результат
Образование
Развитие
О
Обучение
Воспитание
Слайд 9Образ понятия «образование»
ОБРАЗОВАНИЕ
Слайд 10Цель (интенция) образования
Конкретный ожидаемый результат компетентности выпускника, которого он может
достичь к определенному моменту времени при заданном качестве образовательной деятельности.
Цель
должна формулироваться операционально
Слайд 11Смысловые поля понятия «качество»
Философия: целостная совокупность свойств, их связей и
отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов и
явлений
З рода качества:
Природные, материально-структурные
Функциональные
Системные
Слайд 12Определения:
qualis-(лат.) Какой, какого качества
Квалитология -- наука о качестве; изучающая
качество как целостное образование, с учетом его многообразны проявлений и
ценностных аспектов
Квалиметрия – наука, изучающая методологию описания и количественной оценки качества различных объектов
(предметов, явлений, процессов)
Более 10 симпозиумов в России с 2000 г.
Слайд 13Качество образования
С философских позиций:
Качество образования устанавливает совокупность свойств
и меру ценности системы образования, отличающие ее от других областей
знаний и обуславливающие способность этой сферы человеческой деятельности все более полно удовлетворять государственные, общественные и личностные потребности.
Слайд 14Качество образования
Рационалистический подход:
Качество образования как совокупность существенных свойств (факторов), определяющих
результат образовательной деятельности, уровень подготовки учащихся учебных заведений, значимый для
потребителя. Совокупность взаимосвязанный признаков лежит в основе выбора компонентов обучения, воспитания, инкультуризации и развития личности, которые задаются системой культурных норм при анализе деятельности ОУ. (С.17)
*См. Васильев В.И. и др. Оценка качества деятельности образовательного учреждения. – М.: Изд-во ИКАР, 2005.-320 с.
Слайд 15Специфика в образовании:
4 этапа ИСО 9004 : планирование – деятельность
– оценка результатов – анализ и коррекция
Создание условий (организационных, технологических,
информационных и др.), обеспечивающих качество
Время, здоровье, эмоциональные ресурсы, отношение к себе
Слайд 16Определения понятия
«качество образования»
Слайд 17Определения понятия
«качество образования»
Слайд 18Определения понятия
«качество образования»
Слайд 19Определения понятия
«качество образования»
Слайд 20Определения понятия
«качество образования»
Слайд 21Определения понятия
«качество образования»
Слайд 22ОСОКО
Совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической
базе оценку образовательных достижений школьников и студентов, оценку качества образования
в конкретном ОУ, а также качество образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях
Слайд 23Построение общероссийской системы оценки качества образования ОС ОКО
Реализуется в рамках
Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО)
Реализуется в рамках приоритетных направлений
развития образовательной системы РФ на период до 2010 г.
Концепция ОСОКО разработана в мае 2007г. Поддержана на Всероссийском совещании в АПКиППРО
Слайд 24Основные положения ОСОКО
Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая
степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и
личностным ожиданиям.
Слайд 25Оценка качества в ОСОКО
Оценка образовательных достижений обучающихся
Оценка качества образовательных программ
Оценка
свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в ОУ
Оценка деятельности
всей образовательной системы страны, ее региональных и др. территориальных подсистем
Слайд 26ОСОКО
Совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную
на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности
ОУ и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Слайд 27ЦЕЛИ ОСОКО
Обеспечение единого образ. пространства
Повышение уровня информированности потребителей
образовательных услуг
Обеспечение объективности и справедливости при приеме в ОУ
Индивидуализация образования,
развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов
Создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой
Принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней
Слайд 28Подсистемы (Элементы) ОСОКО
Информационная - сбор и первичная обработка информации (
статистика, ЕГЭ, мониторинг)
Экспертная - консалтинговые услуги ( как выбрать ОУ
для ребенка)
Правовая - нормативно-правовое оформление правил деятельности и ответственности организаций, объектов оценки и потребителей
Слайд 29Внешняя оценка
качества образования
Группы потребителей результатов образования:
Государственные
структуры
Производство
Семья и другие социальные общности
Отдельные граждане
Слайд 30Внутренняя оценка
качества образования
Касается
Обучающихся (учащиеся, студенты)
Обучающие ( учителя, преподаватели)
Ресурсное
обеспечение (организационное, материально-техническое, программное, методическое, информационное, финансовое)
Слайд 31Формы внутренней ОКО
(по отношению к системе образования)
Самооценка обучающихся и обучающих
Внутренний мониторинг качества в ОУ
Внутренние оценки образовательных программ
Самооценка ОУ
Оценка ОУ со стороны органов управления образованием
Оценки индивидуальных достижений обучающихся
Оценки органов управления образованием
Слайд 32Технологии организации и проведения ОКО
1. Оценка качества индивидуальных достижений обучающихся
В
системе общего образования: ЕГЭ, МЭК в 9 кл., мониторинг 1
1-8,10 кл. на основе применения компетентностно ориентированных КИМов
В системе профессионального образования: КИМы 3-го поколения, кредитная система оценивания, оценка индивидуальных достижений но основе профессиональных стандартов и с участием работодателей
Слайд 33Технологии организации и проведения ОКО (прод.)
Разработка научно-методического аппарата самооценивания своих
достижений учащимися, педагогами, руководителями ОУ
Разработка инструментария для оценивания внеучебной активности
уч-ся (портфолио)
Введение достоверных документов о когнитивных и внеучебных достижениях учащихся
Слайд 34Технологии организации и проведения ОКО (прод.)
2. Оценка качества образ. программ
( с участием работодателей, общ. организаций)
3. Оценка качества деятельности ОУ
в форме публичного доклада по результатам самообследования, лицензирования и аккредитации:
- миссия, цели ОУ
Структура и основное содержание образов. программ
Система обеспечения качества
Состав и успеваемость учащихся
Достижения выпускников, их успешность на рынке труда
Основные финансовые показатели ОУ,
уровень ресурсного обеспечения
4. Оценка качества деятельности территориальных образовательных систем
Слайд 35Нормативно-правовое обеспечение ОСОКО
Разграничение полномочий…
Нормативное закрепление процедур ОКО
Определение процедур сбора, хранения,
публикаций, порядка доступа к данным по КО
Стандартизация инструментария ОКО
Порядок профессиональной
сертификации выпускников учреждений профессионального образования
Общественная аккредитация в российских , иностранных и общественных структурах
Слайд 36Литература
Вестник образования России.– 2007. – № 15
Концепция ОСОКО
Слайд 37РСОКО
Программа развития региональной системы оценки
качества общего и дополнительного образования детей
Санкт-Петербурга
на 2008-2010 гг.
Слайд 38Система показателей РСОКО
В настоящее время согласована система показателей результативности деятельности
ОУ, которая позволит более объективно оценивать достижения ОУ по следующим
аспектам:
- результаты образовательной деятельности (предметные результаты, надпредметные результаты, личностные результаты);
Слайд 39Система показателей РСОКО
обеспечение доступности качественного образования;
состояние здоровья обучающихся;
отношение к ОУ
выпускников, родителей, местного сообщества;
Слайд 40Система показателей РСОКО
выполнение учебного плана (далее - УП) (фиксация факта
выполнения УП носит информативный характер, так как это необходимое условие
для аккредитации ОУ);
Слайд 41Система показателей РСОКО
выполнение образовательных программ (далее - ОП) и
учебных
программ (в том числе надпредметных)
(фиксация факта выполнения ОП носит
информативный характер, так как это необходимое условие для аккредитации ОУ);
- выполнение программ профильного обучения;
Слайд 42Система показателей РСОКО
- используемые образовательные технологии;
- показатели информатизации образовательного
процесса;
- система оценивания образовательных результатов;
- обеспечение условий для внеурочной деятельности учащихся и
организации дополнительного образования;
Слайд 43Система показателей РСОКО
обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса;
обеспечение ОУ квалифицированными
кадрами;
государственно-общественное управление;
ресурсное обеспечение.
Слайд 44Система показателей РСОКО
Существующий набор показателей может быть использован при самоанализе
педагогическим коллективом своих достижений, что позволит ОУ выбрать ориентиры при
составлении программ развития.
Слайд 45РСОКО
Управление качеством образования - целенаправленное преобразование образовательной системы, направленное на
повышение и реализацию ее педагогического потенциала, на основе регулирования трансформационных
процессов, происходящих в системе образования.
Слайд 46Функциональная грамотность
ФГ - выработанная в процессе учебной и практической деятельности
способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы
разрешения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Слайд 47Индикаторы ФГ:
общая грамотность (чтение, письмо, счет);
грамотность
при решении задач самообразования и при работе с информацией различного
типа;
компьютерная грамотность;
грамотность при взаимодействии с людьми и в области самопознания;
• правовая и общественно-политическая грамотность.
Слайд 48РСОКО
Цели образования - ожидаемые результаты образовательной деятельности, достижимые за определенный
период времени, имеющие значение для развития общества и личности.
Представляют
собой иерархическую систему. Для общего образования данная система включает следующие уровни:
общие цели образования;
цели ступени образования;
цели предмета;
цели раздела, темы, урока.
Слайд 49Организационная, информационно-технологическая модель
РСОКО
Слайд 51 Модель качества работы ОУ
В основе:
Модели, разработанные Европейской ассоциацией гарантии
качества в высшем образовании
Слайд 52Рейтинговая модель
Европейской премии качества
1000- балльная шкала
500 баллов –
результаты образования
500 баллов – обеспечение результата
Взята за основу в РФ
в качестве правительственной модели премий по качеству для промышленности и сферы услуг
Слайд 53Обеспечение результата (50%)
Лидирующая роль руководства- 100 баллов (10%)
Управление персоналом –
90 баллов (9%)
Политика и стратегия в области качества –
80 баллов (8 %)
Управление ресурсами – 90 баллов (9%)
Управление процессами, осуществляемыми организацией – 140 баллов ( 14 %)
Слайд 54Результаты (50%)
Удовлетворенность персонала – 90 баллов (9%)
Удовлетворенность потребителей качеством услуг
– 200 баллов ( 20 %)
Влияние организации на гражданское общество
– 60 баллов ( 6%)
Результаты работы организации – 150 баллов
(15%)
Слайд 55Система качества образования
в ОУ
Синтезируется из следующих качеств:
Качество целей
Качество условий
Качество учебного процесса
Качество конечного результата
Слайд 56Государственные образовательные стандарты
Установленный Законом Российской Федерации документ, определяющий обязательный минимум
содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к
уровню подготовки выпускников
Слайд 57 Образовательные результаты
В Государственных образовательных стандартах второго поколения выделяют:
Личностные
Метапредметные
Предметные
образовательные результаты
Слайд 58Личностные результаты
Личностные – система ценностных отношений учащихся к себе,
др. участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам
образовательной деятельности
Ученик как субъект деятельности – интегрально
(Выбор цели, средства, оптимизировать условия, оценивание себя)
Ценностные ориентации
По объектам оценки
По мировоззрению
Слайд 59Метапредметные результаты
Метапредметные – освоенные на базе одного или нескольких учебных
предметов способы деятельности, применяемые как в образовательном процессе, так и
в жизни
Исследовательская культура
Проективная культура
Коммуникативная культура* (по Е.И. Казаковой)
Способность к решению проблем*
Информационная культура*
Экологическая культура…..
* Выделены в Региональной СОКО
Слайд 60Предметные результаты
Факты – законы
Методы решения задач
Культурологические
Образованность – интегрированный результат
общего образования, выражающийся в способности личности самостоятельно решать определенный класс
проблем на основе использования освоенного социального опыта. (О.Лебедев)
Слайд 61Международный опыт
PISA –2003, 2006
TIMSS
Слайд 62Европейская система оценивания качества образования
1000 баллов:
500 – оценивание образовательных результатов
500
– оценка условий образовательного процесса
Слайд 63Педагогические измерения
Измерения
Физические величины
2. Мера, Метрика
(единицы величины)
Оценка
Величины различной природы
Норма, топометника (внутренне
присущая норма)
Слайд 64Педагогические измерения (прод.)
3. Генеральная совокупность или репрезентативная выборка
4. Статистика –
параметрическая (количеств)
5. Закон распределения
задан априорно или требуется проверка
Измерения
3. Ограниченная выборка
4. Непараметрическая
статистика (качеств)
5. Закон распределения не требуется
Оценка
Слайд 65Педагогические измерения (прод.)
6.Доверительная
величина: интервал,
вероятность
7. Одинаковое среднее квадратичное отклонение случайной величины
8.Категория – количество
Измерения
6. Доверительная
величина: уровень-интервал
7. Однородность дисперсий не является обязательным требованием
8. Категории – качество и количество
Оценка
Слайд 66Педагогические измерения (прод.)
9. Шкала установления достижений или свойств – шкала
интервалов
10. Результат – число
11. Показатель качества – точность, погрешность
Измерения
9.
Шкала наименований, порядка,
уровне-интервальная шкала оценки качеств
10. Результат – коэффициент конкордации (согласованности признаков)
11. Показатель качества – верность, объективность, оптимальность
Оценка