Слайд 1Тема лекции:
Олимпийское движение как социальный феномен
Слайд 2?
Основные вопросы лекции:
Социально-культурное содержание древнегреческих Олимпийских игр
Характеристика современного олимпийского движения
Олимпийское
движение в России
Проблемы и перспективы современного олимпийского движения
Слайд 3?
Основные понятия:
социокультурный феномен
социальные движения
нормы
санкции
социальный контроль
социальные функции
социокультурные ценности
гуманизм
олимпизм
Слайд 4Вопрос 1.
Социально-культурное содержание древнегреческих Олимпийских игр
Слайд 5Справлялись в честь Зевса Олимпийского через каждые четыре года, летом
в Священном городе Олимпии у подножия горы Олимп.
Первые достоверные исторические
данные о проведении Олимпийских игр относятся к 776 г. до н.э.
Олимпийские игры в Древней Греции
Слайд 6изначально имели местный характер
с 15-й Олимпиады принимают участие жители
Пелопоннеса
с 30-й всей Греции
начиная с 40-х Игр к участию в
состязаниях допускаются малоазийские греки и греки Великой Греции (Южная Италия) и Сицилии
Олимпийские игры в Древней Греции
Слайд 7Основные черты Олимпийских игр как социокультурного феномена
Слайд 8порядок проведения закреплялся договором, содержащим правила состязания и записанным на
бронзовом диске
о времени открытия Олимпийских игр все греческие государства
оповещались специальными послами — спондофорами
с этого момента начиналась экехерия — священное перемирие, длившееся два месяца август и сентябрь
НОРМЫ
Слайд 9на первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге
на одну стадию (от 175 до 192,27 м)
далее в программу
древних Олимпийских игр входили следующие виды:
бег на 1,2 и 24 стадии;
борьба;
пятиборье (пентатлон);
кулачные поединки;
гонки на колесницах,
панкратион, бег в военном снаряжении
скачки
Программа Олимпийский игр включала:
Слайд 10За год до начала состязаний подача заявки
Предварительная подготовка в течении
не менее чем 10 месяцев
За 30 дней до открытия подготовка
в Олимпии в специальных гимнасиях под присмотром судей (элланодиков)
Получение допуска к соревнованиям
Условия участия атлетов в Олимпийских играх:
Слайд 11в 1-й день участники Игр перед алтарем Зевса приносили клятву
в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения
во 2-й день проводились
состязания в группе мальчиков
в 3-й — состязания мужчин
в 4-й — конные ристания
5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград
Продолжительность Олимпийских игр (в V в. до н.э.):
Слайд 12Варвары могли присутствовать на Играх только в качестве зрителей
Замужним
женщинам, за исключением жрицы богини Деметры, запрещалось появляться на празднике
под страхом смерти
Запреты:
Слайд 13Судьи — элланодики избирались из числа граждан Элиды от одного
(в раннее время) до двенадцати (в позднейшую эпоху)
Их деятельность контролировал
Олимпийский Совет — буле
Атлеты приносили клятву в соблюдении правил у алтаря Зевса
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Слайд 14Нарушение экехерии наказывалось штрафом или запретом принимать участие в Играх
Опоздавших
атлетов к играм не допускали
Порядок на празднике поддерживали «палочники», которые
наказывали за нарушение правил, ложные жалобы, подкуп соперников и судей
Существовала система штрафов (на эти деньги отливали Заны — медные статуи Зевса)
САНКЦИИ
Слайд 15Победителю вручали пальмовую ветвь
Имя победителя-олимпионика, имя его отца и
отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в
Олимпии
Год олимпиады часто назывался по имени победителя
С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков»
С 60-й — им позволялось поставить в Альтисе свою статую
Олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ
Слайд 16Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира
Начаная с 50-й
Олимпиады утвердился обычай читать литературные произведения (Геродот, Сократ, Афин, Платон,
Эмпедокл, Софокл, Демосфен и др).
Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию
Популярность Игр достигла своего апогея в V и IV вв. до н. э. (снимаются запреты на участие иностранцев и выходцев из малоимущих слоев)
Общекультурное значение Олимпийских игр
Слайд 17Ко II веку до н. э. Игры теряют свое великолепие,
превращаются в событие местного значения.
В 85 г. до н.
э. римский полководец Сулла, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада - 80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции.
С пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом.
В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого
Упадок Олимпийских игр
Слайд 18Вопрос 2.
Характеристика современного олимпийского движения
Слайд 19Возрождения олимпизма
Идеи
Впервые идеи восстановления Олимпиады звучали в эпоху Возрождения
В
XVII - XVIII вв. нашли отражение в работах: Ж.Руссо, И.
Шиллера, Я. Коменского.
Джильберт Вест – автор первой научной работы по истории древнегреческих Олимпиад
Практические попытки
В 1516 г. Иоганнес Аквилла организовал показательные Олимпийские игры в Бадене
В 1604 г. Роберт Довер в подготовил и провел олимпийские игры Бартоне-на-Хюсе
С 1859 г. несколько раз в Афинах по инициативе Эвангелиса Цаппаса проводились Пан-греческие
Слайд 20Предпосылки возрождения Олимпийских игр
Расширение спортивного движения
Рост экономических и культурных связей
между государствами
Трансляция идеологии либерализма в сферу спорта
Развитие связи и
транспорта
Совершенствование средств массовой информации
Археологические находки древней Олимпии
Слайд 21Причины развития международного сотрудничества в сфере спорта
Уровень развития спорта диктовал
необходимость обмена спортивным опытом на международной арене
Отсутствие единых правил соревнований
и норм, регламентирующих их проведение
Создание международных спортивных федераций и союзов
Проведения крупных состязаний, образования центра международного спортивного движения
Слайд 22Основные вехи в возрождении Олимпийского движения
Пьер де Кубертен (1863-1937гг.) выступил
с предложением возродить Олимпийские игры и организовал всемирную встречу сторонников
олимпизма
Учредительный конгресс, состоялся 23 июня 1894г. в Париже
Конгресс принял решение создать Международный Олимпийский Комитет (МОК)
Конгресс утвердил Олимпийскую хартию, определившую основные правила проведения Олимпийских игр, цель и задачи МОК
Первые Игры назначены на 1896 г. в столице Греции Афинах
Слайд 23Порядок проведения современных Олимпиад
Игры проводятся раз в четыре года в
одном из крупных городов какой-либо страны и на них приглашаются
все народы (этот период назван Олимпиадой)
Если игры не состоятся в какую-либо Олимпиаду, это не должно нарушить периодичность Игр, их нумерацию и продолжительность четырехлетнего интервала между ними
В 1916, 1940 и 1944 гг. не были проведены Игры VI, XII и XIII Олимпиад
Слайд 24Социокультурные смыслы-инварианты олимпизма
Агонистика (состязательность) (олимпизм возник и существует как эталон
честной спортивной игры)
Игра (олимпизм возник и существует как эталон честной
спортивной игры)
Диалог (диалог как норма отношений между людьми, основанная на признании равенства)
Пацифизм (идеи мира, содружество)
Слайд 25Символика современного олимпийского движения: социокультурный смысл
Официальный логотип (эмблема) пять колец
– символ пяти континентов (1913 г.)
Официальный флаг - изображение олимпийского
логотипа на белом фоне - символе мира во время Игр (1920 г.)
Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу (1912 г.)
Девиз «Citius, Altius, Fortius» («Быстрее, выше, храбрее»)
Клятва основана на идеях олимпизма (клятва спортсменов - 1920 г., клятва арбитров – в 1968 г.)
Слайд 26Вопрос 3.
Олимпийское движение в России
Слайд 27Развитие олимпизма в дореволюционной России
Генерал А. Бутовский - один
из соучредителей МОК от России (1894 г.)
На IV Игры в
Лондон отправилась группа из шести российских спортсменов (1908 г.)
Российский олимпийский комитет (РОК) был основан в марте 1911 года (председатель В.Срезневский)
В V Играх года в Стокгольме приняли участие 170 спортсменов и 50 официальных лиц (1912 г.)
Слайд 28Развитие олимпизма в советской России
С 1917 г. по 1951
г. Россия не принимает участие в Олимпийских играх по политическим
мотивам
Дебют на XV Играх в Хельсинки (22 золота, 30 серебра и 19 бронзы)
Игры XXII Олимпиады состоялись в Москве в 1980 г.
Начиная с 1994 года, в связи с распадом СССР, спортсмены России выступают на Олимпийских играх самостоятельной командой
Слайд 29Вопрос 4.
Проблемы и перспективы современного олимпийского движения
Слайд 30Полярные отношения к спорту
Позитивное
источник здоровья
и трудоспособности
символ красоты
«кузница» характера
показатель границ
человеческих возможностей
Негативное
физический и духовный надрыв
источник агрессии и насилия
причина интеллектуального
и нравственного обнищания человека
Слайд 31?
Какие факторы способствуют формированию негативной позиции по отношению к спорту?
Слайд 32Проблемы спорта, порождающие кризис олимпизма
политическая и расовая дискриминация
коммерциализация и
профессионализация спорта
необъективность судейства
применение спортсменами допинга
нестабильность олимпийской спортивной программы
консервативный характер формирования
руководящих органов олимпийского движения
субъективность и не дружественность болельщиков
нарушение здоровья спортсменов в результате сверхвысоких тренировочных нагрузок
Слайд 33?
Гуманистическая концепция олимпизма — философия жизни, «возвышающая и объединяющая в
сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума» (П. Кубертен)
Слайд 34Тенденции в изменении философии олимпизма
Социальные изменения требуют пересмотра философии олимпизма
в направлении этих изменений
Речь не идет об изменении основных идеалов
и ценностей олимпийской философии
Ставится задача всемерной активизации олимпийского образования, главная цель которого — разъяснение и пропаганда основных идей олимпийского движения, идеалов и ценностей олимпизма
Слайд 35Реализация программ олимпийского образования сопряжена со следующими проблемами:
Противоречия между декларативно
провозглашаемой ориентации на идеалы и ценности олимпизма и формированием реального
поведения, образа (стиля) жизни, соответствующего этим идеалам и ценностям
Неопределенность и неоднозначность современной трактовки олимпизма и его идеалов
Противоречие между реальной ориентацией участников олимпийского движения на прагматические ценности и теми гуманистическими идеалами и ценностями, которые провозглашает олимпийская философия
Слайд 36Идеалы олимпизма по мнению О. Групе
концепция гармоничного развития личности
возможность самосовершенствования
на пути к высшим спортивным достижениям
принцип любительства как проявление самодисциплины
и отказ от материальной выгоды
этический кодекс спорта
формирование спортивной элиты
Слайд 37Основные пути преодоления кризиса олимпизма
Усиление гуманистической направленности олимпийской философии
Отражение в
Олимпийской хартии положения о миротворческой миссии олимпийского движения, идеи гармоничного
развития личности
Формирование новой модели спорта, которая в соответствии с идеалами олимпизма ориентирует спортсменов на красоту действий и поступков, на разностороннее и гармоничное развитие
Развитие программ олимпийского образования и образовательных программ Фэйр Плэй
Слайд 38?
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Сходства и различия античных и
современных Олимпийских игр.
2. Взаимосвязь социальных, политических и экономических функций современного
олимпийского движения.
3. Разногласия и противоречия в оценке социальных функций современного олимпизма.
4. Перспективы развития современного олимпизма.
5. Спорт и идеи гуманизма. Проблема гуманизации спорта.
6. Россия в олимпийском движении.